Пандемия коронавируса кардинально изменила приоритеты в геополитической архитектуре мира

В наступившем году не ВПК или достижения в космической отрасли будут определять статус сверхдержав, главным полем соперничества между ними становится фармацевтика. Успехи в области производства и использования вакцин уже сейчас являются основным показателем состоятельности и суверенности государства, поскольку далеко не каждая страна способна развивать науку и биотех на должном уровне.

Обо всем этом говорится в докладе «Международные угрозы – 2021. Геополитика после пандемии», подготовленном в МГИМО. Его авторы в качестве иллюстрации использовали картину Питера Брейгеля-старшего «Триумф смерти», которая была написана в разгар чумного мора, бушевавшего в Европе. Точно так же, как и в Средневековье в 2020 году мы столкнулись «с действием все тех же инстинктов Левиафана: карантины, закрытые границы, мобилизация, контроль», — пишут авторы доклада.

Собственно, год минувший явил миру некоторые особенности поведения России, которые выделяют ее из общего списка европейских стран. Зарегистрировав первой вакцину от COVID-19, она предложила поделиться разработкой со всеми желающими. Кроме того, Москва действовала вопреки моментально сформировавшемуся после начала пандемии тренду: каждый сам по себе. Она направила помощь самой нуждающейся в этом европейской стране.

Глава комитета по международным делам Леонид Слуцкий уверен, что в 2020 году «Оценки России, уверен, изменились в позитивную сторону, и очень существенно. Мы спасли людей на севере Италии, когда Европейский союз оставил их умирать. Когда Милан и Бергамо охватила пандемия и необходимо было направить туда профессионалов-вирусологов, лекарства, аппараты ИВЛ, Россия серьёзно помогла. Мы оказали помощь Ирану, Сербии», — заявил парламентарий в интервью «Парламентской газете».

Тем не менее в главном взгляд Брюсселя и Вашингтона на нашу страну остался прежним. Россию считают антидемократическим государством, которое нарушает права человека, ограничивает политические свободы и вмешивается в дела других стран, пытающихся выбраться на столбовую дорогу демократии. Санкционное давление только усиливается, хотя ожидания, что российская экономика будет в результате «порвана в клочья» не оправдались. Напротив, режим изоляции пошел на пользу, заставив как государство, так и бизнес в оперативном порядке искать способы перекрывать выпадающие в результате санкций товары и технологии аналогами собственного производства.

Леонид Слуцкий считает, что рестрикции не принесли ожидаемого результата. «Санкции — это не наша повестка, не мы их вводили. И вопрос об их отмене ставить не собираемся. Санкции — это атавизм и наследие времён холодной войны, абсолютный незаконный с точки зрения международного права инструмент для реализации неблаговидных целей в борьбе за мировое господство. Наши «стратегические друзья» на Западе активно его применяют и  делают все возможное, чтобы продолжать вести санкционную политику даже на пустом месте.  Мы были свидетелями различных провокаций в стиле highly likely, в том числе и в этом году. Достигают ли эти масштабные усилия своей цели? Скорее нет, чем да. Противников санкций становится всё больше. В Европе, и даже в Америке консервативные политики не разделяют навязанного мнения о негативном влиянии России на мировые события», — утверждает глава думского комитета.

Повышению роли и влияния России способствовала и будут способствовать ее жесткая позиция по охране своего суверенитета. Претензии США на роль мирового правителя имеют под собой все меньше оснований, а последние события в Вашингтоне ставят крест на роли глобального гегемона, вернуться к которой вне всякого сомнения попытается новая правящая команда.

«Произошедшее на Капитолийском холме должно «сбить градус» так называемой американской исключительности на внешнеполитическом фланге и привести к переосмыслению роли США как «светоча демократии» и степени их влияния на процессы в других странах. «Делай как я» больше не работает, Вашингтон не должен и не может диктовать суверенным государствам, как им проводить выборы, кого выбирать и как вести свою политику» — объясняет Леонид Слуцкий.

Россию оживает непростой год, для нее «ставки особенно высоки», считают авторы доклада МГИМО. «Спутник V» и другие препараты вывели ее на позиции лидера большой фармацевтики. Этот статус будет подвергаться сомнению и оспариваться, как это уже происходило в прошлом году. «Нас ждет медийный шторм на Западе против российских разработок», – предупреждают эксперты.

Но как считают авторы доклада, фармацевтическая война в конечном счете завершится вничью – мировые державы взаимно признают вакцины друг друга. Так что апокалипсиса и битвы на взаимное уничтожение  не предвидится. Глобальным игрокам придется восстанавливать нормальный миропорядок, логистические цепи в области экономики, заново налаживать сообщение и обмен товарами, а также прийти к пониманию, что солидарные усилия намного более эффективны в борьбе с пандемией.+

Андрей Бабицкий, специально для News Front