Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Центр имени Гамалеи и фармацевтические компании «Р-Фарм» и AstraZeneca подписали соглашение о разработке и реализации программы клинических исследований комбинации вакцин от коронавируса

Это произошло в минувший понедельник и, по мнению большинства экспертов, ознаменовало новый этап сотрудничества ведущих фармакологических компаний, и возможно даже (чем черт не шутит) стало фактически первой иллюстрацией новой модели международных отношений, когда ради общего блага корпорации и стоящие за ними государства взаимодействуют поверх политических барьеров.

РФПИ и западные фармацевты договорились развивать деловые и научные взаимоотношения, в рамках которых изучат возможности совместного использования российской вакцины «Спутник V» и препарата AZD1222, разработанного AstraZeneca, ради более стойкой и длительной защиты человека от коронавируса.

В ближайшее время начнется клиническое исследование комбинации вакцины AZD1222 с аденовирусным вектором вакцины «Спутник V» 26-го серотипа. «Р-Фарм» также выступит одним из спонсоров исследования.

Ранее в понедельник президент России Владимир Путин принял участие в видеоконференции, посвященной сотрудничеству британско-шведской AstraZeneca с российской стороной по вакцинам. Мы помним, что президент России уже давно призывал Запад объединить усилия в борьбе против новой напасти. Хочется надеяться, что его призывы, наконец, были услышаны.

Как известно, «Спутник V», разработанный Центром им. Гамалеи, стал первой в мире зарегистрированной вакциной от коронавируса. Он получил регистрацию в России 11 августа. С тех пор и до последнего момента вакцина подвергалась шельмованию, на российских учёных обруживались волны информационных и PR-атак. Так что соглашение россиян с «большой фармой» действительно примечательное событие.

Эксперты обратили внимание на качество переговорного процесса — это был спокойный и взаимоуважительный диалог, участники которого всячески дистанцировались от любых конспирологических теорий, своим поведением как бы подчеркивая приоритет здравого смысла.

С другой стороны, совпадения не могут не наводить на некоторые размышления. Взять, к примеру, тот факт, что соглашение подписано на волне мировой паники из-за появления в Великобритании нового штамма инфекции. Россия и многие другие страны приостановили авиасообщение с туманным Альбионом.

Учёные с определенной долей уверенности заявляют, что новый штамм быстро вытесняет другие штаммы этого же вируса, что мутация происходит в таких частях вируса, которые представляют особую важность, что некоторые из этих мутаций уже продемонстрировали в лабораторных условиях повышенную способность вируса проникать в клетки.

Премьер-министр Борис Джонсон сказал, что новый штамм может быть на 70% заразнее, и именно по этой причине на 0,4 может вырасти индекс репродукции (который показывает, растет ли число заражений или убывает). Вместе с тем, ответа на главный вопрос, стал ли ковид более смертельным, пока нет. Однако даже сам факт того, что зараженных становится больше, уже создает большие проблемы. Ну и плюс ко всему учёные опасаются, что существующие вакцины будут менее эффективны в этом случае. Возможно, отсюда и решимость разных стран наладить наконец кооперацию в этой жизненно важной сфере.

Так или иначе, Великобританию посадили на карантин, если судить о происходящем объективно. Попросту говоря, её изолировали. И это по странному совпадению произошло буквально за неделю до того момента, когда британцы планировали изолировать себя сами. Речь идет о переходном периоде, в течение которого Великобритания и Европейский Союз могли, но так и не заключили торговое соглашение, и который заканчивается 31 декабря 2020 года.

Уже упомянутый Борис Джонсон, похоже, максимально решительно настроен не соглашаться на условия ЕС — даже ценой возможного дефицита товаров первой необходимости. Британские СМИ пишут, что супермаркеты начали запасаться продуктами, ожидая массового спроса потребителей, как в первые месяцы пандемии. А The Sunday Times сообщает, что чиновникам от здравоохранения поручено создать шестинедельный запас медикаментов, расходных материалов и вакцин. Такое ощущение, что Британия вновь готовится к континентальной блокаде. А нынешняя ковидная изоляция на этом фоне выглядит как преамбула всеми ожидаемых событий.

Вообще, эксперты полагают, что постковидный мир будет серьезно отличаться от нынешнего. По мнению политолога Максима Братерского, пандемия стала поворотным пунктом во многих процессах – глобализации, регионализации, борьбы национальных государств за выживание. Под лозунгом борьбы с вирусом многие стали открыто делать то, чего давно хотели: закрывать границы, укреплять суверенитет, возвращать из-за рубежа производства, переводить отношения с соседями на двустороннюю основу.

Кроме того, пандемия коронавируса совпала с глобальным экономическим кризисом, причём теперь это не просто финансовый кризис, а спад реальной экономики. Создались условия для идеального шторма в международных делах, отмечает эксперт: эпидемия заставляет страны обосабливаться и, насколько возможно, переходить на самообеспечение. Экономический кризис остро поставит вопрос о восстановлении национальных экономик, прежде всего о создании рабочих мест, и происходить это будет не на основе международного сотрудничества, а на фоне острейшего международного соперничества.

Политолог Тимофей Бордачёв указывает, что никогда ранее эпидемии не заставляли большинство стран мира принимать столь беспрецедентные меры безопасности. По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что в мире накопились настолько серьезные и глубокие противоречия, что иначе как всеобщим кризисом ситуацию не разрешить. А это делает поворот в мировой истории практически неизбежным.

Не до конца понятно, когда это произойдет. Но, судя по динамике, совсем скоро. Для того чтобы подготовиться к этому повороту хотя бы физически, заключает эксперт, играющие ключевую роль в вопросе выживания цивилизации страны должны начать серьезный разговор. Есть некоторая вероятность, что этот разговор уже начался.+

ПолитАналитика