Транспортная отрасль России является «скелетом» отечественной экономики. К сожалению, данному сектору в предыдущие десятилетия уделялось мало внимания. Идеология либерального монетаризма, которая господствовала во властных кругах все эти годы, не предполагала совершенствования инфраструктуры и транспорта. Всё дело в том, что транспортные проекты сами по себе имеют долгосрочную окупаемость и требуют большого финансирования.

Если рассматривать их в отрыве от развития иных отраслей экономики, как самостоятельные проекты, то с точки зрения цифр сами по себе они не представляют интереса.

Судя по всему, под руководством именно этой логики в конце прошлого года был приватизирован крупнейший контейнерный перевозчик – компания «Трансконтейнер». Ранее 50% плюс две акции «Трансконтейнера» принадлежали РЖД. Данная сделка до сих пор вызывает вопросы, ведь контейнерный рынок является одним из самых быстрорастущих. В том числе за счёт активного развития транзита по направлению Китай – Европа. Поэтому даже с точки зрения рыночного капитализма данная приватизация выглядит более чем странно.

Впрочем, на практике всё оказалось не так критично. Владельцем «Трансконтейнера» вполне могли оказаться структуры, связанные с Романом Абрамовичем. Вместо этого «Трансконтейнер» перешёл под контроль ГК «Дело» Сергея Шишкарёва. Позже компания Шишкарёва довела свою долю в «Трансконтейнере» до 100%. Практически сразу же после приватизационного аукциона госкомпания «Росатом» приобрела 30% в ГК «Дело», получив тем самым прямую возможность влиять на политику всей группы, в том числе на управление портовой инфраструктурой (терминалы в Санкт-Петербурге, Хельсинки, Ростове-на-Дону, Владивостоке). Таким образом, не только «Трансконтейнер», но и ГК «Дело» вновь стали аффилированы с государством.

Здесь же следует упомянуть тот факт, что «Росатом» старается активно зайти на контейнерный рынок. Это логично, ведь Северный морской путь, за развитие которого отвечает в том числе «Росатом», является перспективным контейнерным маршрутом. Помимо приобретения доли в «Трансконтейнере», «Росатом» взял в управление Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), а также, по некоторой информации, претендует на активы группы FESCO. Всё это говорит о том, что госкомпания вскоре может стать практически монополистом в сегменте контейнерных перевозок.

Однако конкуренция является важным драйвером развития экономики. Особенно в том случае, если она происходит между государственными компаниями. Это прекрасно понимает первый вице-премьер Андрей Белоусов, отвечающий в правительстве за транспортную отрасль. При этом, если говорить непосредственно о сегменте контейнерных перевозок, то за 10 месяцев этого года показатель вырос на 17,8%, до 4,8 млн TEU. Разумеется, это не предел, и в ближайшие годы ожидается ещё большее увеличение контейнерных перевозок. Разумеется, государство обязано контролировать данную отрасль, извлекая максимально возможную прибыль, поскольку железнодорожные перевозки являются опорой российской экономики.

В ноябре стало известно, что правительство готовится к созданию нового крупнейшего контейнерного перевозчика на базе АО «РЖД Логистика». В настоящий момент данная госкомпания контролирует незначительную часть контейнерного рынка. За 2019 год «РЖД Логистикой» было перевезено 163,3 тыс. TEU, что составило всего лишь 3% от общего объёма рынка (5,196 млн TEU). Данные цифры выглядят логичными, ведь практически до самого конца 2019 года РЖД являлись собственниками «Трансконтейнера» (40% рынка), и им не было необходимости развивать контейнерный сегмент на базе «РЖД Логистики». Но теперь всё поменялось: «Трансконтейнер» больше не принадлежит РЖД.

Перед новой госкомпанией будет поставлена задача нарастить объём контейнерных перевозок до 2 млн TEU к 2025 году. Парк компании должен составить не менее 32 тыс. фитинговых платформ и 95 тыс. контейнеров. Что касается финансовых показателей, то предполагаемая капитализация к 2025 году – 100 млрд рублей при EBITDA в размере 18 млрд рублей. Для сравнения, прибыль «Трансконтейнера» до налогообложения (по РСБУ) за 2019 года составила 16 млрд рублей.

Ожидается, что новая госкомпания, сформированная на базе «РЖД Логистики», будет пользоваться определёнными привилегиями. В частности, ей будут предоставлены льготы на проезд по сети РЖД.

Таким образом, мы получим конкуренцию между двумя компаниями: «Трансконтейнером» (30% у «Росатома») и компанией на базе «РЖД Логистики», которые прямо или косвенно контролируются государством. Рост контейнерного оборота обеспечит высокую доходность перевозчикам. В случае с РЖД это особенно важно, ведь монополия вынуждена субсидировать перевозку угля за счёт более дорогих грузов, к которым относятся в том числе контейнеры. Исходя из всего этого, консолидацию государством контейнерного сегмента следует рассматривать как важную составляющую для всей транспортной отрасли, а не только для её отдельного сегмента.

Автор:
Константин Двинский