655 лет назад, 28 ноября (по новому стилю) 1365 года, в Московском Кремле была основана его главная утраченная святыня – Чудов монастырь. В начале 1930-х годов обитель была снесена, а сегодня, после сноса возведённого на монастырском месте 14-го корпуса Кремля, в кремлёвских подземельях был открыт… Музей археологии Чудова монастыря.

Чудеса Святителя Алексия

1357 год. Молодая Московская Русь, в границах, не превосходящих сегодняшней Московской области, находится под ордынской зависимостью. До Куликовской битвы – без малого четверть века, а до полного освобождения – больше столетия. Но юное княжество, чьи правители уже получили великокняжеский титул, начало постепенно собирать вокруг себя разрозненные земли. И как бы историки (в основном советские) ни пытались рационально разъяснить, почему именно Москва в те годы начала возвышаться над более древними русскими городами, это у них получилось недостаточно убедительно. Куда проще, понятнее и правдоподобнее объяснение из четырёх букв: ЧУДО.

В тот год хан Джанибек, сын хана Узбека (того самого, что утвердил среди ордынцев ислам), вызвал в Орду московского Первосвятителя, Митрополита Киевского и всея Руси Алексия. Да-да, именно Киевского, поскольку кафедра русских первоиерархов формально «числилась» в Матери городов русских. Древний Киев к тому времени был разорён, опустел и попал в пущую неволю – с 1324 года оказавшись под двойной зависимостью. Киевское княжество стало вассалом Литвы, чья знать уже начала активно окатоличиваться. Москва же ревностно сохраняла духовный суверенитет, обретённый ещё святым благоверным великим князем Александром Невским, сделавшим однозначный выбор между ордынской политической неволей и духовной гибелью под «крестоносцами».

В Орде Митрополит Алексий сделал всё, чтобы в условиях новых (западных, римо-католических) внешних вызовов сохранить этот русский духовный суверенитет. Центральным событием его визита стало… ЧУДО. Старец исцелил вдову хана Узбека ханшу Тайдулу от слепоты. За это наша Церковь была освобождена от поборов и притеснений, которые в те годы усилились из-за того, что ордынцы-мусульмане были менее веротерпимыми, чем сторонники традиционных монгольских верований – тенгриане (которые, к слову, нередко принимали Святое Крещение).

Этот чудесный эпизод, относительно недавно вошедший в художественный фильм «Орда», известен достаточно широко. Куда менее известен иной момент из жития Святителя Алексия, когда в 1359 году он, незадолго до своего утверждения в качестве фактического правителя Московского княжества, направился из Москвы в Киев. По дороге владыка был пленён литовским князем Ольгердом, ограблен, брошен в узилище и едва не лишился жизни. Только ЧУДОМ святителю удалось бежать из заключения. Не правда ли, эти события весьма напоминают сегодняшние гонения на каноническую Православную Церковь на захваченной новыми «ольгердами» Украине?

В тот же год в Москве умирает великий князь Иоанн Иоаннович, отец Димитрия Донского, которому на тот момент было всего девять лет. Регентом, воспитателем и фактическим главой государства становится… Святитель Алексий. И одним из первых его деяний в новом статусе стало основание в 1365 году в Московском Кремле его новой святыни – ЧУДОВА монастыря. Хотя, если точнее, то Кремлём деревянную крепость из дуба назвать было очень сложно. И как раз одновременно с Чудовой обителью Митрополит Алексий и начал возведение каменного Кремля.

Разумеется, монастырь владыка назвал не в честь собственных чудотворений. А в честь ЧУДА Архистратига Михаила, связанного со спасением одной древней христианской святыни. Однажды в IV веке язычники решили уничтожить храм в Хонех, посвящённый Архангелу Михаилу. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Его служитель, праведный Архипп, начал молиться Архангелу Михаилу, и вскоре около храма появился сам Архистратиг. Ударив жезлом по горе, он открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался невредимым.

Митрополит Алексий Московский почил в 1378 году и был погребён в основанной им Чудовой обители. Святителю не удалось увидеть триумфальной победы своего воспитанника великого князя Димитрия Донского на Куликовом поле. Но именно этот великий духовный и державный деятель своими молитвами и наставлениями сделал всё, чтобы русские осознали силу своего единства и снискали право на свободу своей Земли и Веры.

«Великая Лавра» Государства Российского: от возвышения к разрушению

Очень скоро Чудов монастырь стал главной святыней и духовным центром Московской Руси, а когда Государство Российское обрело имперские черты, став Третьим Римом, наследником Ромейского Царства (Византии), даже получил наименование по афонскому подобию – Великой Лавры. Обитель пережила разорение в годы Смутного времени и наполеоновского нашествия, а также немало пожаров, после которых перестраивалась заново, и свой окончательный сложившийся облик обрела только к началу XX века.

Михайловский собор Чудова монастыря. Фото: pravoslavie.ru

В Чудовом монастыре была создана одна из крупнейших русских библиотек. В XVI веке здесь жил и трудился над переводами богослужебных книг преподобный Максим Грек. При Патриархе Московском Филарете (Романове) здесь было создано первое русское духовное училище – Греко-латинское. Наконец, в 1744-1833 годах именно в Чудовом монастыре пребывала Московская духовная консистория.

В этой кремлёвской обители крестили младенцев царского рода: от сыновей и дочери Ивана Грозного до императора Александра II. На территории обители погребены многие великие церковные и государственные деятели, причём одним из последних – погибший в 1905 году от рук эсера-бомбиста Каляева московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

В революционном 1917-м обитель серьёзно пострадала: во время боёв с занявшими Кремль юнкерами большевики обстреляли Чудов монастырь из тяжёлой артиллерии. А после победы – изгнали из него монахов. И хотя в 1923 году обитель признана памятником архитектуры, уже в 1929 году снесён храм Чуда Архангела Михаила, а в последующие несколько лет и другие святыни Чудова и соседнего с ним Вознесенского монастырей Московского Кремля.

Чудов монастырь после обстрела большевиками в 1917 году. Фото: pravoslavie.ru

Сохранился поистине трагический документ о том, насколько варварским было это уничтожение. Московские искусствоведы и реставраторы пытались спасти уникальные фрески, но власти, изначально давшие на это разрешение, в итоге поторопились уничтожить святыню, чтобы от неё практически ничего не сохранилось:

«Москва. 17 декабря 1929 года. Мы, нижеподписавшиеся сотрудники Центральных государственных мастерских… командированные для продолжения производства работ в Московском Кремле в бывшей церкви Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря по съёмке фресок, составили настоящий акт в том, что мы, явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне, то есть 16 декабря, только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены, а означенная фанера без фресок оказалась лежащей около развалин среди досок».

Возрождение Чудова монастыря: утраченная надежда?

Уже в 1930-х годах на месте Чудова и Вознесенского монастырей был построен огромный 14-й корпус Московского Кремля, нарушивший архитектурный ансамбль сердца российской столицы. Это здание просуществовало вплоть до 2016 года, и после его очень сложного и весьма дорогостоящего демонтажа у православных христиан появилась надежда на возрождение кремлёвских обителей. Надежда, которую подкрепил Владимир Путин в июле 2014 года, сказав следующее:

Какая возникла идея: не восстанавливать этот новодел (14-й корпус – ред.), а, наоборот, восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями и церковью, но придав им, конечно, в сегодняшних условиях характер исключительно культурных ценностей. Разумеется, нужно будет проговорить с общественностью – московской общественностью, архитектурной общественностью, – согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО, поскольку Кремль находится под охраной ЮНЕСКО…

К сожалению, именно эксперты международной организации ЮНЕСКО сделали всё, чтобы не допустить возрождения кремлёвских обителей. Несмотря на многочисленные обращения российской православной общественности, включая специалистов в области архитектуры и реставрации, чиновники, отвечающие за эту работу, прислушались к голосу… «наших западных партнёров». Последние «настоятельно» (!) порекомендовали «отказаться от идеи восстановления исторических зданий, разрушенных в 1929-1930 годах, поскольку это окажет серьёзное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, в частности на его целостность и аутентичность».

Доморощенные эксперты из известного своей либеральной позицией «Архнадзора» поддержали экспертов из ЮНЕСКО и, по некоторым данным, убедили музейщиков выступить против инициативы… главы государства. И уже в 2017 году на вопрос о перспективе возрождения Чудова монастыря директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина категорично отрезала: «Эта тема закрыта. На территории Кремля никаких новоделов строиться не будет». Что вызвало справедливое возмущение православной общественности. Так, глава Союза православных граждан Валентин Лебедев обратил внимание, что и в России, и в западных странах утраченные архитектурные памятники активно восстанавливаются:

Везде, во всех странах идут реконструкции. В Санкт-Петербурге восстановлены разрушенные во время Великой Отечественной войны дворцы. Немецкий город Дрезден, уничтоженный англо-американской авиацией во время войны, восстановлен, и никому в голову не приходит упрекать в этом местные власти.

Посещение Владимиром Путиным Музея археологии Чудова монастыря. Фото: kremlin.ru

Тем не менее ко Дню народного единства 4 ноября 2020 года, фактически к 655-й годовщине основания Чудова монастыря Владимиру Путину был торжественно представлен… музей кремлёвских подземелий. Подземный Музей археологии Чудова монастыря вместо утраченной, а точнее – погубленной великой русской православной святыни. Что характерно, на официальном сайте главы Государства Российского посещение этого сомнительного объекта не сопровождается даже малейшей президентской репликой. Но исключительно словами сухой справки:

Новое музейное пространство организовано в подвальных помещениях бывшего административного здания, где учёным Института археологии РАН удалось сделать уникальные по своей значимости открытия, обнаружив культурные отложения и остатки построек XII – начала XIII века, периода становления Москвы, и фрагменты монастырских построек XIV-XVI веков, памятники раннемосковского каменного зодчества. Все эти находки было решено сделать объектами музейного показа.

Нисколько не умаляя заслуг археологов и музейных работников, хочется выразить надежду, что этот культурный объект на месте подземелий главной кремлёвской святыни – такое же временное явление, как уже упомянутый 14-й корпус или бассейн «Москва», действовавший в советское время на месте Храма Христа Спасителя. И скажем прямо, подобно издёвке звучат слова, что «одним из самых зрелищных экспонатов» нового музея «стала реконструкция Северного портала собора Чудова монастыря – подлинные сохранившиеся камни размещены на стеклянном каркасе, имитирующем портал».

Но только ли ЧУДО сегодня позволит вернуться к вопросу возрождения Чудова монастыря? Очень может быть, что и так. Но важно помнить, что подлинные чудеса совершаются не на пустом месте, а после горячих и искренних молитв верующих людей. Главное – правильно, не кликушески, без истеричного заламывания рук в духе «всё пропало!», организовать это всенародное молитвенное движение в пользу возрождения главных утраченных святынь. Среди которых и Чудов, и Вознесенский монастыри Московского Кремля, и Страстная обитель, что на нынешней Пушкинской площади Москвы, и многие другие храмы и монастыри. Время собирать камни.

Автор:
Михаил Тюренков