Украина в последние годы живёт в условиях хронического бюджетного голода. От дефолта, который неустанно преследует экономику, страну спасали либо регулярные секвестры бюджета и хаотичные заимствования денег, либо — в последний момент поспевала помощь от международных структур. Конец 2020 года характерен тем, что эти «три кита» украинских финансов эпохи Порошенко-Зеленского сами уверенно идут ко дну, практически не оставляя шансов избежать наихудшего сценария.

Наиболее сокрушительный удар по украинским финансам был нанесен совсем недавно. Он пришел откуда не ждали и пришелся весьма не кстати. Речь идет о «конституционной бомбе», которую в конце октября подложили Владимиру Зеленскому «некоторые силы», не желающие добра действующему президенту. Как известно, Конституционный суд Украины (КСУ) внезапно свернул систему электронного декларирования чиновников, внедрения которой буквально с боем добивался главный кредитор Украины – МВФ. В 2016 году, когда система была запущена, это стало одним из главных стимулов к продлению кредитных программ фонда, а для ЕС – важным сигналом окончательного решения вопроса с безвизовым режимом.

Любопытно, что недавнее решение КСУ уже не первое скандальное решение органа. Чуть ранее, до эпизода с электронным декларированием суд вынес постановление о якобы незаконном назначении на должность руководителя Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артёма Сытника, который возглавляет ведомство с 2015 года. Надо понимать, что атака на эту структуру – это прямой удар по влиянию США и Евросоюза, которые фактически являются ее инициаторами и контролерами. А фигура Сытника любопытна тем, что он вёл расследование ряда громких коррупционных дел. В частности, расследование махинаций в рамках схемы «Роттердам+», организованной Ринатом Ахметовым при покровительстве Петра Порошенко. Или же расследование многочисленных эпизодов по отмыванию бюджетных средств через «Приватбанк» Игоря Коломойского.

В этом году зарубежные кураторы НАБУ уже смогли лицезреть как дело «Роттердам+» — один из самых громких коррупционных эпизодов со времен эпохи Лазаренко – без «шума и пыли» было развалено заинтересованными лицами.

Еще сложнее дело обстоит с Игорем Коломойским, которого в этом году «выбросили» из политического расклада, когда в отставку ушло «ручное» правительство Алексея Гончарука. Неунывающий олигарх сразу же пошел в контратаку. Решение КСУ относительно Сытника, а затем и недавняя блокировка электронного декларирования – приписываются именно Коломойскому, который сильно разочарован в политике Зеленского, променявшего его на Рината Ахметова и правительство Дениса Шмыгаля, являющегося, как известно, выходцем из бизнес-империи «угольного короля».

Не секрет, что начавшиеся олигархические игры на фоне тотального бессилия президента вызывают огромное раздражение у МВФ и других кредиторов. Вишенкой на торте являются непрекращающиеся попытки Коломойского вернуть под свой контроль «Приватбанк», сохранение которого за государством является одним из важных условий текущей кредитной программы Украины.

Стало быть, все эти события в настоящее время парализовали дальнейшую работу по кредитованию старны. И теперь маловероятно, что до конца года Киев получит второй транш, ранее обещанный со стороны МВФ. Более того, к позитивной резолюции МВФ привязаны еще и решения других кредиторов: Всемирного банка, ЕБРР, МБРР, а также программы макрофинансовой помощи Евросоюза. В сумме это порядка 3 миллиардов долларов, которые украинский бюджет скорее всего не увидит до конца текущего года.

Между тем, недостача по линии международного кредитования представляет серьезную проблему, учитывая непростую финансовую ситуацию. В текущем году в Киеве были вынуждены пойти на пересмотр государственного бюджета, в результате чего дефицит был увеличен в 3 раза, с 96,3 млрд. гривен до 298,4 млрд. В то же время план по доходам был уменьшен на 119,7 млрд. гривен или на 11%. Но столь тревожный расклад – полбеды. Чтобы выдержать даже этот, утроенный объем бюджетного дефицита, государству в текущем году предстояло осуществить заимствования на сумму свыше 400 млрд. гривен. (около 14 млрд. долларов), с чем также возникли проблемы.

В итоге бюджет громко трещит по швам. Денег катастрофически не хватает: план по заимствованиям выполнить не удается, при этом из-за кризиса срывается и план по доходам. В частности, по состоянию на ноябрь, властям не хватает около 320 млрд. гривен, чтобы закрыть расходные статьи в оставшиеся месяцы года. Причем речь идет о таких важных статьях как заработная плата, пенсии и различные социальные выплаты, на которые приходится примерно половина из недостающей суммы. Если все-таки удастся выдержать план по доходам в ноябре-декабре, то казна может рассчитывать на 111 млрд. поступлений. Однако даже в этом случае остается брешь в размере 200 млрд. гривен (более 7 млрд. долларов).

Единственный инструмент привлечения средств, который остается в распоряжении Киева – это выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Однако в этом году спрос на украинские бумаги резко упал, учитывая нарастающие макроэкономические проблемы. Тем временем, до конца года украинский минфин успеет провести только 6 аукционов размещения, что едва ли позволит привлечь в казну недостающие две сотни миллиардов гривен. Особенно, если учесть, что прошедший 17 ноября аукцион позволил занять только 2,5 млрд. грн., хотя до этого, 10 ноября, спрос на украинские бумаги обеспечил около 8 млрд. заёмных средств.

Очевидно, что оставшиеся выпуски долговых бумаг даже близко не решат проблему с недостающей суммой. И у властей существует два варианта выхода из бюджетного кризиса. Самый очевидный – это очередной секвестр бюджета по недофинансированным социальным статьям расходов. Второй вариант: необеспеченная эмиссия гривны. Безусловно, оба варианта плохие. Урезание бюджета за счет социальных выплат может окончательно похоронить и без того падающие рейтинги «Слуг народа». А эмиссия гривны на фоне стагнации внутреннего рынка и падения экспортных поступлений чревата неконтролируемым витком инфляции и обесценения валюты, что также окончательно добьет рейтинги «слуг».

Важно заметить, что текущая ситуация является результатом пиковых внешнедолговых выплат сентября-октября текущего года. Киев продемонстрировал невероятную дисциплину, выплатив кредиторам в срок свыше 2 млрд. долларов. Хотя в экспертной среде были сомнения, что власти выдержат столь суровый график платежей. Но обратной стороной «пятерки с плюсом» за платежную дисциплину является текущее отсутствие денег на пенсии и зарплаты, что для Киева явилось меньшим злом, чем ситуация технического дефолта. Но самое главное – даже, если украинские власти в очередной раз выкрутятся из этой уже стандартной ситуации, то проблема дырявого бюджета плавно перетечёт на будущие периоды, «и повторится всё, как встарь»: осенью 2021 года Украина должна выплатить 3 млрд. долларов, а в течении года погасить внешние долги еще на 6 млрд. долл., не считая внутренних долгов на 328,6 млрд. гривен. И снова нужно ломать голову, где добрать хронически недостающие бюджету 8-10 миллиардов долларов.

Дмитрий Заворотный