Сбербанк, который не имеет права владеть СМИ в России, всё-таки, как мы и прогнозировали, смог обойти закон и получить контроль над медиа. Формально Греф ничего не нарушил, но фактически показал, кто в доме хозяин.

Мы вам уже рассказывали о том, что команда Грефа получила контроль над группой Rambler. Однако пикантность ситуации в том, что в неё входят медиаресурсы, а по действующему в России закону Сбербанк не может стать их владельцем, потому что 43,5% его акционерного капитала принадлежит нерезидентам России, в основном американцам и британцам. Эксперты называли три возможных варианта, при которых Сбер сможет получить контроль над медиа. Первый – власть перепишет под него закон, но изначально это было маловероятным. Второй способ – назначить номинального владельца. Третий – закольцевать структуру собственности, однако такая схема вызвала бы серьёзные вопросы со стороны Роскомнадзора.

Действительно, в последнее время в процессе ребрендинга Сбербанк стал уже не просто банком, а превращается в какую-то глобальную корпорацию и занимается всем сразу – от доставки еды до работы со СМИ. Но, с другой стороны, покупка-продажа СМИ в наше время – это дело, в принципе, обычное. Самое главное, чтобы владельцы не вмешивались в редакционную политику. Вот тут тогда уже возможно нарушение закона о СМИ. Поэтому сейчас – неслучайно, конечно – представители Сбербанка переоформили всё это таким образом на господина Шишкина, чтобы как бы не нарушить закон. Но при этом, я считаю, Роскомнадзор должен всё-таки внимательно следить за тем, как это будет происходить, чтобы владельцы не вмешивались в редакционную политику этих СМИ,

– заявил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв.

Сегодня стало известно, что Греф смог обойти закон и консолидировать активы. Новым основным владельцем медиа стал бывший топ-менеджер «Газпром-Медиа» Сергей Шишкин. Представитель Сбербанка подтвердил, что господин Шишкин стал владельцем 80% СМИ группы Rambler, отметив, что банк осуществляет сделки в полном соответствии с законодательством, а Шишкин «обладает большим управленческим опытом в сфере медиа».

Действительно, формальности все соблюдены, но в России закон о СМИ запрещает нерезидентам напрямую или косвенно быть собственниками более 20% в любой компании-учредителе любого медиаресурса. Как я уже отметил, 43,5% Сбера принадлежит нерезидентам. Поэтому надо было найти обходной манёвр. Однако возникают существенные вопросы.

Как отмечает РБК, именно господин Шишкин должен быть полноценным владельцем СМИ в том смысле, что Сбербанк не должен иметь никаких юридических механизмов контроля за господином Шишкиным. То есть ни в силу договора, ни в силу иных документов Сбер не вправе давать Шишкину какие-либо указания относительно деятельности СМИ. Если Роскомнадзор заподозрит, что новый владелец СМИ является номинальным лицом, то такая сделка будет признана ничтожной, следует из закона о СМИ.

Думаю, что Греф сможет выйти из этой правовой пикантной ситуации, однако возникает другой вопрос – зачем ему медиаресурсы? Он собирается формировать политическую повестку в России? Ему мало особого статуса на отечественном финансовом рынке? Ему мало особого статуса, который Сбер приобретает через свою экосистему, когда подминает под себя целые отрасли и сектора российской экономики? Или правы авторы телеграм-канала «НЕЗЫГАРЬ»:

Греф и Сбер фактически становятся фронтменами тренда будущей глобальной войны корпораций и государства ˂…˃. Сбер встроен в западную повестку, и его конфликт с государством в ближайшее время приобретёт выраженный характер. Задача – отхватывать важнейший функционал, монополизировать экономические сегменты и идеологизировать процессы.

А вот это очень серьёзно. Это не финансово-экономическая игра, это большая политика вдолгую, когда в «сухом остатке» будет тотальный контроль над Россией.

«Поэтому я бы и Федеральной службе безопасности рекомендовал, отделу по социально-экономической безопасности, в ФСБ есть целая структура такая, – вот этим надо заниматься и соответствующие документы класть на стол президенту России, причём по-серьёзному. А вся эта галиматья Грефа… Сила-то у него какая? Недавно были кадры, он с Собяниным. Он чем-то там помогает Москву обеспечить, какая-то благотворительность или какая-то программа. То есть вы представляете, как властные очаги зависят от Сбера? И под этим прикрытием он может осуществлять любые сомнительные проекты. Но право общественности – сомневаться. Я не обвиняю его ни в чём и не утверждаю ничего, чтобы не навлечь суда юристов Сбербанка, которые могут налететь, как коршуны. Я предполагаю и предостерегаю общество, что нужно задуматься над этим, усилить прозрачность над этим банком, расследовать участие в атаке на Царьград этой структуры обязательно, и Царьграду не складывать руки, а ставить этот вопрос всегда, при каждом удобном случае, в каждом удобном репортаже, пока не достучитесь до гаранта Конституции», – уверен доктор экономических наук, профессор Олег Сухарев.

Пока Грефу удаётся, не нарушая закона, подминать под себя не только медиа, но и другие лакомые куски страны. Он, как сам же отмечал, – игрок вдолгую, но возникает нетривиальный вопрос: интересы Грефа и Сбера – это точно интересы России?

Автор:
Юрий Пронько