Зеленский дал интервью европейскому изданию Politico Europe. Тезисно разберем сказанное:

1. В самом начале интервью он снова сделал акцент на российской агрессии и поддержке Европой санкционной политики против этого государства. Зеленский считает, что санкции против РФ — вопрос номер один.

Чуть позже в интервью он добавляет, что без диалога с Россией (Путиным) ничего решить не получится. Подчеркивает, что благодаря диалогу удалось вернуть пленных. При этом Зеленский уверен, что без диалога с Россией не удастся остановить конфликт на Донбассе. Однако такой же важной по оценке президента является и поддержка «Западных партнеров».

2. Зеленский надеется на помощь ЕС в предоставлении вакцин от COVID. Считает, что раз у нас нет своей вакцины, ЕС нам в этом поможет, потому что мы им также помогали поставкой и производством антисептиков.

3. Важный момент — рыночные отношения. Зеленский говорит, что Украина «переформатировала» свой экспорт в сторону Европы, поэтому нам нужен доступ к рынкам ЕС. Также президент повторят стандартную «мантру», что наша цель — вступление в Евросоюз: «И речь идет не только про доступ на рынки, но и про промышленный безвиз».

4. Зеленский выразил свою готовность к саммиту Украина-ЕС, рассказывая о независимости антикоррупционных органов, о принятых реформах, в том числе: донорство крови, рассмотрение закона о водном транспорте и конечно же — земельная реформа. При этом Зеленский считает, что люди до сих пор хотят в Европу, и готовы были умереть за свои идеалы (имеет ввиду Майдан 2013-2014 годов).

5. Также президента не устраивает состав нормандского формата и формат «Минска». Но что есть — то есть. Камнем преткновения в переговорах стали изменения в Конституцию, в части особого статуса Донбасса. Здесь Зеленский делает акцент на том, что это произойдет в рамках реформы децентрализации. А что касается изменений в Основной закон, то «Никто не может влиять на изменение Конституции Украины, кроме народа Украины».

При этом Зеленский обвинил СМИ в том, что они мешают переговорному процессу.

6. Что касается выборов на неподконтрольных территориях Донбасса, здесь Зеленский категоричен. Вечная дилемма: выборы и потом контроль над границей или сначала контроль над границей, а потом выборы. Президент считает, что вначале должен быть контроль над границей, а потом выборы с участием иностранных наблюдателей и украинских партий. То есть опять же отрицает логику «Минска», подписанного при Порошенко.

7. На вопрос о санкционной политике в отношении России, но в контексте Навального, Зеленский ответил размыто. Дескать, нужны детали его «отравления». Также в контексте последних событий Зеленский считает, что митинги в Хабаровске и в Беларуси — реакция людей на ту политику, которую проводят власти, и от которой они устали.

8. Важным месседжем, по нашей оценке, является фраза Зеленского, что вокруг языка объединяться не получится — у нас много людей, говорящих на разных языках. При этом президент заявил, что в 2014 году в России ожидали «парад суверенитетов» на юге и востоке Украины именно из-за русского языка (финт Турчинова и Ко с темой языка в те дни все помнят, он сработал катализатором для общественных настроений).

Но, как говорится, слова не должны расходиться с делом. Президент может говорить что угодно, но имея монобольшинство, языковой вопрос еще не решен. И мы на сегодня имеем, простите, придурошного «языкового омбудсмена» из числа представителей бывшей власти.

9. Зеленский заявил, что Украина не будет вмешиваться в американские выборы. Говорит, мол, если что-то и происходит (как мы понимаем, «пленки Деркача»), то пусть этим занимаются правоохранители. На последующие вопросы об американских выборах он пытался отвечать обтекаемо, переводя тему на украинские проблемы.

Klymenko Time