Министерству обороны России под руководством Сергея Шойгу в условиях непростой международной обстановки приходится экстренно возрождать Военно-морской флот. Претензии на Арктику, Курилы, Крым и Калининград требуют надёжной защиты морских рубежей по всему периметру границы. Новые боевые корабли вводятся в строй, несмотря на санкции. Впрочем, развитие флота – это ещё и помощь экономике России, ведь в деле задействовано множество высокотехнологичных производств.

Военно-морской флот России в ближайшее время усилится новейшим кораблем противоминной обороны «Георгий Курбатов». Он был спущен на воду накануне на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Этот корабль по-своему уникальный – он имеет самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, весит намного меньше металлического и не поддается коррозии. Корабли этого типа предназначены для борьбы с морскими минами, которые они могут обнаруживать как в воде, так и в морском грунте, не входя в зону поражения. Сейчас идет достройка корабля на воде уже в следующем году его обещают передать в состав Черноморского флота.

ВМФ России последовательно обновляется и получает новые боевые корабли, что свидетельствует о том, что ему, наконец, стали уделять внимание. Об этом заявил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.

Флот возрождается – это правильное слово. Когда я пришел командующим Черноморским флотом, там были в основном все старые корабли и полторы подводные лодки, тральщики все были старые. А минная опасность всегда существовала и наносила очень много беды флоту. То, что в строй вступают современные корабли – это очень своевременно, потому что сегодня оружие шагнуло намного вперед и нужно этому противодействовать,

— заявил Комоедов.

Его слова подтверждает бывший первый зам Главнокомандующего ВМФ России Игорь Касатонов. Адмирал отмечает, что сегодня Россия формирует свой военно-морской флот в соответствии с вызовами, который возникают со стороны блока НАТО и его союзников.

Наш военно-морской флот планомерно развивается со всеми решениями, которые утвердил президент. Это подчеркивает, что сейчас идут серии кораблей, это очень важно. «Курбатов» – четвертый корабль, но таких тральщиков нужно около ста, чтобы обеспечить все флоты гарантированной противоминной обороной. Естественно, нужно развивать и другие классы. Спуск этого корабля – это один из факторов, свидетельствующих о том, что флот идет вперед. То, что нам нужно развивать собственный флот, лишний раз подчеркивают программы как Китая, так и стран НАТО. Поэтому наше руководство в этом плане понимает все приоритеты.

Современные корабли, которые строит Россия – это ее «длинная рука». Не всегда они могут быть аналогичны зарубежным конкурентам по размерам или предназначению, но в эффективности их вооружений сомнений нет, отмечает военный эксперт, главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

«Россия строит корабли противоминной защиты, которые по своим характеристикам абсолютно уникальны. Это важный элемент, потому что морские мины, по-прежнему, представляют угрозу для действий флота в случае возникновения войны. Минные постановки отрабатываются кораблями НАТО, более того, ряд полетов американских B-52 в акватории Балтийского моря – в частности в ходе учений там отрабатывались минные постановки с воздуха. Поэтому иметь в составе наших флотов противоминные корабли – это актуальная необходимость и она сегодня реализуется путем серийного строительства соответствующих кораблей противоминной защиты. В целом наш флот развивается эффективно. Конечно, надо понимать, что это очень дорогое дело и сами кораблестроительные планы, они растянуты по времени. Но сегодня идет активная модернизация всех флотов, в первую очередь, за счет поступления новых многоцелевых корветов и фрегатов, в том числе боевых кораблей дальней морской зоны, которые обеспечивают присутствие России в ключевых точках мирового океана. Активно у нас развивается атомный подводный флот – как стратегические подлодки, так и многоцелевые.

Комплексы крылатых ракет «Калибр» морского базирования, позволяющие решать задачи нанесения дальних ракетных ударов по береговым целям на удалении до полутора тысяч километров от точки пуска. Фото: Russian Defence Ministry/Global Look Press

Главная особенность – то, что на вооружении как надводных боевых кораблей последних поколений, так и на вооружении многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок поступают комплексы ударного оружия, в частности комплексы крылатых ракет «Калибр» морского базирования как для подлодок, так и для надводных кораблей, которые позволяют решать задачи в частности нанесения дальних ракетных ударов по береговым целям на удалении до полутора тысяч километров от точки пуска. Это «длинная рука» российского флота – то, что называется оружием стратегического неударного сдерживания и обеспечивает боевую устойчивость нашего военно-морского флота и возможность действовать по планам командования, решать самый широкий круг задач», – заявил Коротченко.

Игорь Касатонов подчеркивает, что развитие ВМФ благоприятно влияет и на жизнеобеспечение городов, в которых находятся судостроительные предприятия. Вместе с крупными заказами приходят инвестиции, развивается инфраструктура и обеспечиваются рабочие места:

Это очень важный фактор – это рабочие места, зарплаты и благополучие население тех городов, где находятся заводы. Я руководствуюсь критериями, которые в этих вопросах были при советской власти – эти предприятия всегда были градообразующими, основополагающими. Естественно, это направление науко- и техникоемкое, поэтому имеет перспективы в том числе и в градостроительстве, в различных отраслях. Это активное движение вперед как экономики, так и народного хозяйства.

И Касатонов, и Комоедов отмечают, что строительство современных российских кораблей сталкивается с рядом ограничений, которые действуют против России. Речь идет о санкциях и разрыве производственных связей, который произошел после развала СССР – не секрет, что часть судостроительных предприятий осталась на Украине, сотрудничество с которой прекратилось с началом войны на Донбассе.

Полеты американских B-52 в акватории Балтийского моря отрабатывали минные постановки с воздуха. Фото: sam-whitfield1/Shutterstock

«Санкции нам, конечно же, мешают. Но это постепенно приводит к процессу импортозамещения. Естественно, он идет медленно, но то, что Россия с ним справится – это однозначно», – уверен Касатонов.

«Есть определенные трудности в связи с санкциями и, прежде всего, с действиями Украины, которая прекратила поставки газотурбинных двигателей для наших кораблей. Но, к счастью, происходит импортозамещение по части авиационных двигателей и по части газотурбинных, еще более эффективных, чем украинские. Этим занимаются на Рыбинском заводе, и уже третий фрегат дальней морской зоны оснащен чисто российской установкой. Это значит, что хоть и с небольшим отставанием, но кризис преодолен», – соглашается эксперт организации «Офицеры России», капитан I ранга Василий Дандыкин.

Источник