Наверное, каждый, кто хотя бы несколько раз заходил в православный храм, попадал «под раздачу» церковных бабушек. Многие их откровенно недолюбливают, но есть и те, кто, напротив, высоко ценит, зная, что именно благодаря таким женщинам Церковь и выстояла в годы советских гонений. Известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает о евангельских «церковных бабках» и о том, злые ли они на самом деле.

В наши дни существует немало устойчивых «церковных мемов», не соответствующих действительности. Например, «попы на мерседесах», притом что из общей массы священнослужителей «мерседесы» имеют ноль, запятая, ноль-ноль-пять процента. Но мем есть, и очень живучий. Такой же мем – «злые церковные бабки». И в его контексте я бы хотел привести рассказ из Евангелия о принесении Господа в храм. В этом евангельском повествовании встречается одна такая «церковная бабка», святая старая женщина, подобная тем, кто, как говорил блаженный памяти Патриарх Алексий, на своих худых старушечьих плечах вынес целый период истории Церкви:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Евангелие Луки, 2-я глава, рассказ о принесении Господа в храм, по закону обетному, то, что мы называем Сретением. Когда старец Симеон взял маленького Христа на руки и благословил Бога, сказав: «Ныне отпускаешь раба Твоего по глаголу Твоему с миром». И там же была такая «церковная бабка», женщина 84 лет, вдова, которая от девства своего жила с мужем всего лишь семь лет. А замечу, выходили замуж тогда в 13-14-15-16, максимум в 20 лет. И если она, по самым крайним срокам, вышла замуж в 20, то, прожив с мужем семь лет, в 27 лет стала вдовой. Итого: 84 минус 27 – столько лет она жила при храме, молитвою и постом служа Богу день и ночь. «Церковная бабка».

Это была женщина, имевшая дар пророчества, любовь к Богу, постоянную молитву и ничего, кроме Бога, не хотевшая. Вообще, по церковному учению, и апостол Павел об этом пишет, однажды побывав замужем, после смерти мужа женщина ничего искать не должна. Как говорят святые вдовицы, «я уже была замужем, мне уже хватит». А ведь многие вдовицами становились немногим старше 20 лет, как, например, мать святителя Иоанна Златоуста блаженная Анфуса, все силы отдавшая своему сыну.

И такие святые женщины, выйдя замуж лет в 15 и овдовевши в 27, когда в наше время только начинают всю эту «женячку», этот «гон» по части выхода замуж, уже ничего не хотели, кроме Бога. И из них тоже состоит наша церковная история. Как и из наших старых женщин, которые похоронили мужей и поминают в своих записках, своих синодиках, поминальных книжечках несколько поколений своих родственников. Мужики же наши не молятся, а женщины молятся. И все эти имена поминаются на литургиях и панихидах, и выстраивается сложная историческая связь между теми, кто уже ушёл и кто ещё остаётся. И всё это на плечах наших женщин, святых церковных женщин.

А потому, если у вас в очередной раз возникнет раздражение в отношении «церковных бабок», отсылаю вас к Евангелию от Луки, 2-й главе, к дочери Фануиловой от колена Асирова, к Анне пророчице, которой уже 84 года, и она постом и молитвой служила Богу день и ночь, имела духа пророческого и узнала Христа. И хвалила Христа родившегося, в храм принесённого. И всем возвещала об этом.

Вот такие они, эти «церковные бабки», эти святые церковные старухи, в которых уже умерло всё человеческое, земное, страстное и ожило всё божественное. Они имеют Духа Святого, мы знаем, что по крайней мере наша Церковь вышла, вылезла из тяжелейших пропастей на тощих плечах этих старух. И поэтому нам нельзя их ругать, нам нужно смотреть на них с умилением, на этих дочерей Фануиловых от колена Асирова, подобных пророчице Анне, прожившей с мужем только семь лет и потом всю жизнь служившей Богу постом и молитвой.

Автор:
Андрей Ткачёв