Одной из главных тем недели стал максимально высокий штраф, который возжелало наложить на «Газпром» Управление по защите конкуренции и защите прав потребителей Польши (UOKiK). Регулятор оценил в 50 миллионов евро (4,2 млрд рублей) отказ российской компании предоставить данные о контрактах, заключённых Nord Stream-2 с европейскими инвесторами строительства «Северного потока – 2». Российская сторона уже сообщила, что в ответ собирается обратиться в суд. Тоже европейский, «свобода» которого, как известно, строго ограничена интересами «мирового гегемона» с той стороны Атлантики.

Оштрафовать российскую компанию польский регулятор решил в рамках дела, которое было возбуждено против «Газпрома» из-за «отсутствия желания сотрудничать по вопросам антимонопольного расследования», начатого после создания консорциума, который занимается инвестициями в строительство «Северного потока – 2». На самом же деле все телодвижения польского регулятора направлены на то, чтобы и дальше вставлять «палки в колёса», срывая строительство газопровода любыми способами.

Между тем, несмотря на настойчивые усилия Вашингтона помешать реализации этого проекта, он всё ближе к завершению. Вот уже и Датское энергетическое агентство дало разрешение на прокладку труб на последнем участке. С 4 августа оператор строительства Nord Stream 2 AG сможет использовать в работе суда-трубоукладчики не только с динамическим, но и с якорным позиционированием. И когда препятствий для завершения строительства почти не осталось, снова встряла Варшава.

«Тявкающая болонка» рвётся в бой

Строительство «Северного потока – 2», казалось бы, никак не затрагивает Польшу – ни экономически, ни территориально, однако Варшава, стоит только прозвучать команде из Вашингтона, исправно исполняет роль европейской «тявкающей болонки», используя своё право потребовать от участников строительства любые документы. А связь между «хотелками» США и действиями поляков видна невооружённым глазом.

Датское энергетическое агентство дало разрешение на прокладку труб на последнем участке. С 4 августа оператор строительства Nord Stream 2 AG сможет использовать в работе  суда-трубоукладчики не только с динамическим, но и с якорным позиционированием. Теперь «Академик Черский» ждёт своего часа, чтобы начать работы. Фото: Stefan Sauer/ Globallookpress.

В середине июля глава Госдепартамента США сообщил, что американские власти решили ввести очередной пакет ограничительных мер в отношении проекта «Северный поток – 2». По своей сути это вторая часть санкционного закона, принятого под самый конец 2019 года, при помощи которого американцы смогли на время остановить строительство газопровода.

В новом пакете снова будут задействованы меры, которые предусматривает закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»). Коснутся они и части проекта «Турецкий поток».

Газопровод как «критическая угроза интересам США»

Документ, который лёг в основу этого пакета, был разработан представителями обеих партий. В начале июня он был представлен в Конгрессе сенаторами Джейн Шейхин и «самым эффективным противником России» Тедом Крузом. Содержание законопроекта вскоре раскрыло агентство Bloomberg: под американские санкции должны попасть любые сферы, так или иначе связанные с достройкой «Северного потока – 2», включая компании, проводящие работы по переоборудованию и дооснащению судов, занятых укладкой труб по дну Балтийского моря.

Не забыли и владельцев вспомогательных судов, участвующих в строительстве, компании, застраховавшие все эти суда, а также норвежскую энергетическую сертификационную компанию Det Norske Veritas, которая должна дать «добро» газопроводу.

Почему при этом авторы документа ссылаются на закон о «противодействии противникам Америки…»? Так понятное дело: хотя сам газопровод и строится в другом полушарии, за тысячи километров от американских берегов, в Вашингтоне ощущают «критическую угрозу национальным интересам США». Ну а заодно упоминаются интересы подопытной колонии Украины и «искренняя забота» об «энергетической безопасности Евросоюза», обеспечить которую может исключительно «несущий свободу» сжиженный газ из американских скважин.

Одним из авторов законопроекта о санкциях, представленного Конгрессу, стал «самый эффективный противник России» Тед Круз. Фото: Greg Nash/CNP/AdMedia/ Globallookpress.

24 июля проект бюджета Пентагона на 2021 финансовый год был одобрен Сенатом США. В него вошли и весьма новые жёсткие санкции против «Северного потока – 2». Цель санкций, по словам сенатора Джона Баррасо, – «лишение России мощного геополитического оружия». За два дня до этого аналогичный вариант военного бюджета, включающего указанные выше санкции, одобрила Палата представителей Конгресса. Усилия щедро оплачиваемых лоббистов, продвигающих интересы Nord Stream 2 AG, никак не смогли улучшить ситуацию.

«Похоронить проект»: Америка воюет за энергетический рынок Европы

Как писало по этому поводу издание Washington Examiner, предложенными санкциями «Америка нанесёт ответный удар» по России, «мёртвой хваткой вцепившейся» в энергетический рынок Европы для того, чтобы «удержать её в заложниках». Несмотря на ранее предпринятые американцами усилия, Россия смогла обеспечить своему проекту продолжение, чего «допустить никак нельзя».

Перед нами более чем откровенное признание автора материала обозревателя Тома Рогана в том, что США жизненно необходим европейский рынок – иначе где они будут сбывать собственный газ, а без этого американская СПГ-отрасль ещё глубже погрязнет в пучине кризиса. Для того, чтобы заставить европейцев покупать свой собственный, более дорогой газ и «отвоевать» у России этот рынок, «раз и навсегда похоронив «Северный поток – 2», Америка,  не задумываясь, наплюёт на интересы своих европейских партнёров.

Быстро исполнить «хотелки» Вашингтона

Итак, американцам для введения санкций потребовался подтверждённый список компаний, которые в той или иной мере, но участвуют в завершении строительства газопровода. И тут на помощь «суверену» приходит «европейская болонка», потребовав от «Газпрома» предоставить этот самый список.

Казалось бы, какое дело UOKiK до «Северного потока – 2»? Почему он его так заботит? Ведь он не входит в зону ответственности польского регулятора и никак не касается его сфер деятельности. Ответ лежит на поверхности – надо исполнить «хотелки» Вашингтона: хозяин пошевелил пальцем – «болонка» бросилась тявкать и размахивать штрафами.

Причём история повторяется во второй раз. В ноябре прошлого года, за месяц до того как в США был принят первый пакет санкций против компаний, участвующих в строительстве «Северного потока – 2», UOKiK оштрафовал на 44 миллиона долларов французскую компанию Engie, которая сотрудничала в рамках проектного финансирования в строительстве газопровода, «вопреки запрету».

Причина штрафа была той же самой, что и в случае с «Газпромом» – нежелание французов предоставить польскому регулятору требуемые документы, а именно «сведения о газовом топливе, договоры о его транспортировке, распределении, продаже, поставках и хранении». И понять отказ можно: ведь контракты, о которых идёт речь, являются предметом коммерческой тайны. Да и то, что полученную информацию Польша обязательно использует против реализации проекта, не вызывало сомнений.

«Сложная политическая игра в санкции»

По мнению юриста в области международного права, кандидата юридических наук Марины Силкиной, в сложившейся очень напряжённой ситуации можно увидеть проявление разнонаправленных политических интересов. Тут и сопротивление со стороны США, и нескрываемая заинтересованность Германии – главного бенефициара проекта в завершении строительства  «Северного потока – 2». Поэтому и продолжается эта сложная политическая игра, в которой видны попытки «надавить на Россию со всех сторон» ради того, чтобы проект был сорван. Так что давление будет продолжаться, хотя предполагать какие-либо новые штрафные санкции сейчас трудно.

«Что касается обжалования решения польского регулятора, то тут российская сторона будет предпринимать осторожные шаги, чтобы не повлечь новую эскалацию по теме «Северного потока – 2″ или новое затягивание. Можно предположить, что сначала российская сторона продумает стратегию своих действий в этой ситуации, выберет наилучший момент подачи апелляции. И тогда будет понятно, каким образом будет отбиваться российская сторона от таких требований польской стороны. Я не думаю, что на этом поставлена точка и все закроют глаза, тем более, раз уж сумма выставленного штрафа настолько крупная»,

– сказала Марина Силкина, отвечая на вопросы журналиста Царьграда.

Выступать против «Северного потока» стало модным

Очень сомнительно, чтобы у Польши были какие-то реальные юридические основания для того, чтобы предъявлять санкции российской стороне, считает доктор юридических наук, член Совета по международно-правовым вопросам при МИД России Владимир Котляр.

Польский премьер Матеуш Моравецкий недавно заявил: «Антироссийских настроений в Польше нет, однако полякам не нравится, что «европейские деньги для этого газопровода будут спонсировать российское оружие», а сам проект позволит Москве отрезать Украину от поставок газа в Европу, после чего можно будет делать с этой страной «все, что захочется».  Фото: Radek Pietruszka/Polska Agencja Prasowa/Globallookpress.

Если говорить об упрёках в отказе России от сотрудничества, то как вообще можно вести диалог с Варшавой, которая сама никакого желания сотрудничать не проявляет? В беседе с Царьградом Котляр отметил:

«Просто сейчас очень модно по «Северному потоку» выступать против интересов нашей страны. А раз «старший» в семье западных стран использует все возможности для того, чтобы выступить против, то и «мелкие» следуют его примеру. Знаете, как, когда большая собака на улице начинает лаять на прохожих, то все шавки на этой же улице пытаются подключиться в надежде, что они что-нибудь за это получат. А в политике Польши по отношению к России никакой логики давно уже нет».

Одна из декларируемых причин, по которой Польша сопротивляется строительству «Северного потока – 2», это то, что европейцы, оплачивая полученный благодаря этому проекту газ, на самом деле якобы «оплачивают русское оружие». С таким заявлением выступил премьер-министр Польши Моравецкий. Но это дело нашей страны, на что тратить деньги, заработанные хоть на реализации газа, хоть на продаже пшеницы, отметил юрист. В этом смысл внешней торговли – каждая страна сама решает, на что ей потратить полученные доходы.

Говорить же о том, что Москва отрежет Киев от транзита газа в Европу, а потом «будет делать с Украиной всё, что захочет», тоже смешно – с этим вопросом давно разобралась сама Европа вместе с американцами, превратив некогда процветающую страну «неизвестно во что», добавил Котляр.

Да и позиции самой Польши в Евросоюзе «паршивые», считает эксперт, а их дела «прямо противоречат словам гимна о том, что «ещё Польска не сгинела». Сложно найти кого-либо, кто сейчас верит Варшаве. Для Германии Польша – так вообще один из двух главных противников в Евросоюзе. В качестве второго выступает Венгрия. Но эта страна не нравится немцам потому, что целенаправленно отстаивает свои собственные интересы, не повторяя слепо указания Брюсселя. Поляков же в международной политике едва ли воспринимают всерьёз, уверен Котляр.

Что касается нашего ответа на их санкции, то тут всё упирается в политику. Не цапаться же с поляками. Все периоды истории у нас с ними всегда были очень серьёзные проблемы, вплоть до войн. Мы-то всё это переживём. А ждать со стороны Польши каких-то логических поступков невозможно. Логики там нет, зато есть злорадное удовлетворение от того, что они что-то поганое могут нашей стране заявить. И это все,

– заключил Владимир Котляр.

России придётся одной сопротивляться давлению США?

Конечно, обжалование санкций будет – об этом сразу сообщили в пресс-службе российской компании, шансы оспорить наложенный Польшей штраф у России довольно высоки. Кроме того, информация, которую потребовали у российской компании, к польскому расследованию отношения не имеет, и это тоже хороший аргумент в пользу позиций России. Как полагают эксперты, «Газпром» вполне может при обращении в суд объединиться с Engie, что усилит позиции обеих компаний. Французы, после того как им «прилетел» польский штраф, отмалчиваться не стали и почти сразу обратились в суд, назвав санкции со стороны UOKiK необоснованными.

Рассчитывать на поддержку со стороны партнёров по «Северному потоку – 2» особо не приходится. В той же Германии постоянно возмущаются давлением со стороны США, называя такие действия «попытками вмешаться во внутренние дела Европы», даже гневные письма американским сенаторам пишут. Однако, признавая, что «политический ответ» необходим, дальше слов не идут. Конечно, можно было бы применить ответные санкции, однако это «противоречит интересам Европы», поэтому дальше возмущённого бульканья дело не идёт.

В итоге с этим пресловутым давлением мы остаёмся один на один. И получается, что единственный шаг, который Россия может себе позволить, – это обращение в международные судебные инстанции в надежде на объективное рассмотрение иска. А стоит ли нам ждать объективности в этот раз, если до этого всё решалось в пользу наших противников при нескрываемом «внешнем влиянии»? Конечно, «Северный поток – 2» будет построен, но ценой больших экономических потерь. Сможет ли будущая выгода от поставок газа в Европу это оправдать – сказать сложно, зато и сейчас понятно, что «мировой гегемон» не оставит попыток любыми способами вытеснить Россию с лакомого для американцев европейского рынка. Сможем ли мы чем-то ответить? Пока неизвестно.

Автор:
Аля Самитова