Непрекращающиеся протесты в Хабаровске говорят о том, что власть допустила целую серию серьёзных ошибок. Эти проблемы копились годами, но никто по большому счёту их не решал. Людям надоели пустые обещания. Надоело наблюдать, как их родной Дальний Восток, богатейший регион России, превращается в обочину страны. Часть экспертов считает, что лимит на ошибки уже исчерпан. Сможет ли назначенный сегодня временно исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв изменить ситуацию? Сильно сомневаюсь.

В Хабаровске не прекращаются протестные акции. Они проходят уже восьмой день подряд и явно не собираются затихать. Пиковые уровни наблюдаются в выходные дни. Источники в краевой столице дают разные цифры. Так, в администрации города, которую возглавляет представитель «Единой России», заявили, что в начале субботней акции протестующих было до 10 тыс. человек. «Коммерсант» сообщил, что на пике акции число митингующих могло достигать 50 тыс. человек, а «Ведомости» допустили, что в шествии участвовало 80 тыс. хабаровчан.

Корреспондент «КП», который был непосредственно на месте событий, написал: «Хабаровск упрям и зол» в своих действиях.

Обманутыми оказались хабаровчане, потому что им рассказывали про одного человека, этот человек харизматичный, он уверенно ими руководил. А потом им говорят: а вот теперь ваш выбор не годится, поэтому мы его заменили. Получается, что они были наказаны за выбор, а не за то, что человек был плох. Потому что человек был плох и два года назад, и три депутатских срока назад. Вот в чём проблема,

– считает учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев.

Две главные ошибки власти

Очевидно, что власть совершила ряд ошибок, из которых наблюдатели выделяют как минимум две ключевые. Первая – политическая, вторая – социальная. Уже сейчас они моделируют ситуацию, при которой протесты могут перекинуться из регионов Дальнего Востока в Сибирь, где также сложилась непростая социально-экономическая ситуация. Об этом, в частности, в интервью журналу «Форбс» заявил известный российский политолог Евгений Минченко.

«Я считаю, что было две очень вредных идеи, которые озвучивались публично. Первая идея – что Фургал ослушался Кремля, выиграл выборы, хотя ему говорили этого не делать, и за это наказан. Это говорили вполне себе респектабельные люди в респектабельных СМИ. Публичное декларирование политического характера уголовного преследования Фургала не осталось незамеченным в крае. Второе – оскорбления в адрес тех людей, которые выходили на улицы, что это какое-то там быдло, пьянь и так далее. Это тоже абсолютно недопустимая вещь. Ошибки эти уже сделаны, но так или иначе должен быть какой-то диалог. И в деле Фургала нужна какая-то более внятная конкретика, чем то, что есть сейчас. Хабаровск – дальневосточный форпост, и самое главное, что сегодня пошли уже акции солидарности во Владивостоке. А это уже создание протестного полюса на Дальнем Востоке с возможным дальнейшим переходом в Сибирь. Поэтому я бы не стал это недооценивать, это очень серьёзно», – сказал Минченко.

Уехать любой ценой

Проблемы на Дальнем Востоке в целом и в Хабаровском крае в частности копились годами. «Голубой экран» нам рассказывал про успехи, а в реальности ситуация, мягко говоря, иная. Дальневосточный федеральный округ отличается от других регионов России значительной и, к сожалению, стабильной убылью населения. Так, за 15 лет с 2005-го по 2015-й численность жителей Дальнего Востока сократилась на 265 тыс. человек, это более 4% от общего количества проживающих там людей. В это же время население всей страны незначительно, но всё-таки выросло на 0,69% (или почти на 1 миллион человек). После ситуация стала только ухудшаться. Люди бегут, потому что дорого, низкие зарплаты, а самое главное – нет внятных перспектив для молодых. Стоимость жилья такова, что вызывает шок у гостей из Центральной России.

«Наверное, в Приморье те, кто остаётся, – это самые настоящие патриоты своей территории. Потому что если сравнивать с другими регионами, центральной частью, Сибирью, то во Владивостоке, да и вообще на Дальнем Востоке жить очень дорого. Здесь действительно дорогое жильё. Для молодых это самое главное, в общем-то, – получить своё жильё. Ипотека многим недоступна. А стоимость квадратного метра довольно-таки высока. Бывший глава Тульской области Груздев спросил: «А сколько у вас стоит квадратный метр?» Ему говорят: «Ну, 100 тысяч во Владивостоке». Он ужаснулся, сказал: «Господи, да не может столько стоить квадратный метр жилья». А выясняется, что действительно подключение к сетям очень дорогое, электроэнергия дорогая. То есть срабатывают какие-то коррупционные схемы, скорее всего. Жить здесь дорого, откровенно говоря. А уровень зарплат ниже, чем в Москве. Продукты питания, опять же, в Приморье дороже, чем в Москве. Качество жизни и уровень жизни дают о себе знать», – говорит политолог Ольга Кишаковская.

Один из самых перспективных регионов страны, который находится в сердцевине стран Азиатско-Тихоокеанского региона, куда переместился центр глобального развития, влачит жалкое существование. Лично мне, человеку, который сам прожил 30 лет на Дальнем Востоке и в Сибири, не надо рассказывать, что такое якутские морозы и сибирские ветра. Очевидно, что социально-экономическая политика развития восточной части России провалена. Тот же хвалёный «дальневосточный гектар» – сколько о нём было разговоров, а что по факту? Практически ничего.

Четыре года назад решили бесплатно раздавать землю тем, кто останется в регионе. Землю получили всего 83 тыс. граждан, а общая площадь участков – 58 тыс. га, что близко по размерам к площади такого города, как Екатеринбург, пишет «НГ». Однако миграционный отток с Дальнего Востока не прекратился. 90% дальневосточников переезжают в другие российские регионы, лишь 2% – в страны ближнего и дальнего зарубежья. Дальний Восток за последние пять лет перешёл от естественного прироста населения к естественной убыли: в регионе умирает больше людей, чем рождается. Коэффициент естественного прироста в 2019-м составил минус 1 на 1000 человек.

Спасение возможно?

Пришло время сменить приоритеты. Отказаться от ущербной политики чиновников, которые считают, что Россия заканчивается на пределах даже не МКАДа, а Садового кольца. Дальний Восток – это не окраина, а начало России. Важным в этой связи вопросом становится тема кадров, которые и будут реализовывать новую концепцию развития.

Политолог Алексей Чадаев считает, что неплохим дополнением к смене главы Хабаровского края «была бы замена полпреда»:

Полпред Трутнев продемонстрировал неслабое умение тушить пожар керосином. Его спич про то, что, мол, недооценили усталость населения от Шпорта на выборах 2018 года, читается как саморазоблачение. Цепочка именно такая: два года назад выбрали «не того», решить эту проблему мягкими средствами полпредство не смогло, и пришлось «не того» закрывать за старые грехи. В этом смысле неудивительно, что город взял и вышел. Каким бы ни было решение конкретно по Хабаровску, в любом случае неплохим дополнением к нему была бы замена полпреда. Может, не прямо сейчас, чтобы не парализовать совсем уж любые структуры управления. Но, вообще-то, лимит на ошибки Юрий Петрович, считаю, исчерпал.

Протесты в Хабаровске и Владивостоке – это ответ на скудоумие чиновников, которые делают вид, что работают, а по факту занимаются имитацией деятельности. Можно сколько угодно рассуждать про объёмы инвестиций, про запуски новых горно-обогатительных комбинатов, освоение месторождений сырья, но если простые люди не ощущают улучшения своей жизни, всё это не имеет никакого значения. Только уровень жизни конкретного человека, его семьи, уважение его прав со стороны власти – это фундамент поступательного развития. Люди устали от пустого трёпа и обмана, они хотят видеть реальные шаги, которые позволят им уверенно смотреть в завтрашний день. Сегодня стало известно, что Михаил Дегтярёв назначен врио хабаровского губернатора. Сможет ли он стабилизировать ситуацию? Сильно сомневаюсь, но шанс, пусть и небольшой, имеется.

Автор:
Юрий Пронько