На примере сербского праздника Видовдан, связанного с трагической Косовской битвой 1389 года, известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает о «героических поражениях». То есть о тех моментах нашей истории, когда либо поражения в итоге оборачивались победами, либо эти трагедии становились важнейшими героическими страницами отечественной истории.

В минувшее воскресенье праздновался Видовдан, день памяти святого мученика Вита, а с ним мучеников Модеста и Крискентии питательницы. В этот день в 1389 году войско сербов во главе с князем Лазарем, впоследствии также прославленным как мученик, противостояло на Косовом поле войскам султана Мурада. К тому времени Византия уже скукожилась практически до размеров одного Константинополя, и османы завоёвывали всё больше и больше территорий. Вот и Сербия попала им на зуб.

Сербы вышли на бой, особо не рассчитывая на победу. Однако вышли как один. По традиции христианских воинств, исповедавшись и причастившись накануне сражения. Лазарь молился, и ему было откровение, вошедшее в душу и плоть, в сознание и «костный мозг» всего сербского народа. Ангел Божий предложил ему выбор. Либо земную победу (что было, в общем-то, возможно, благодаря храбрости сербского войска), но неуверенную жизнь в будущем. Войны не прекратятся, и вера народа будет под вопросом. И второй вариант – честную гибель за золотой Крест и святую свободу под мечом турецким на поле Косовом, но с тем, что впоследствии сербы навсегда будут православными, а все павшие воины получат Царствие Небесное.

Лазарь совершил выбор в пользу Небесного Царства, произнесши громкую речь, слова, вошедшие в историю. О том, что кратко любое земное царство, а Небесное – вовеки и век веков. И была сеча. Сеча была славная. Один из сербских героев Милош Обилич прокрался в султанский шатер и убил там Мурада, Мурад был заменен на Баязида. Тем не менее, сербы были покошены, как трава косой. Но сербская память впитала эту битву не как проигрыш, а как победу. Они до сегодняшнего дня празднуют эту битву. Аналог того, как если бы мы праздновали, допустим, разорение Рязани Батыем.

И здесь возникает вопрос: может ли историческое поражение стать победой? Ведь можно так выиграть, что потерять всякое уважение, славу, честь и половину армии. А можно так проиграть, что потом памятью храбрости в этом поражении жить долгие годы. Сербы до сегодняшнего дня живут Видовданом, мифологией этого славного поражения. И когда в России убили царя Николая с семьёй, святитель Николай Сербский сказал: «Вот новое Косово и новый Лазарь». То есть вроде бы проиграли, но на самом деле вошли в Царство Небесное и теперь будут молиться Богу за верных.

Поискав в нашей истории подобные примеры, можно найти очень много. Скажем, защитники крепости Осовец, подвергшиеся атаке хлорными газами, не имея средств противозащиты, вышли, харкая лёгкими, перевязанные наскоро какими-то тряпками, все в крови. И пошли в штыковую атаку против превосходящих сил немцев, испугав врага, отогнав его и победив. Показав славу русского солдата, умирающего, но не сдающегося. Подтвердив слова Бисмарка о том, что русского солдата мало убить, его ещё нужно свалить.

Святая правда: Атака мертвецов

Примерно такой же является оборона Севастополя 1854-1855 годов. Когда объединённая эскадра французов и англичан с десантом взяли город Севастополь. Но победа вошла во все анналы как героический пример обороны Севастополя. Впоследствии никогда не повторялась такая длинная осада. Конечно, запомнились и отдельные имена адмиралов, Лазарева и Корнилова, Истомина и Нахимова. Но также и простых солдат, ополченцев, матросов. Это героическая эпопея.

Или пример Брестской крепости. Немец уже топает под Москвой, уже снег пошёл, а последние защитники Брестской крепости, почти ослепшие, прячущиеся в казематах, не выходящие на дневной свет, пугают гарнизоны, убивают патрульных, продолжают оборону. Бессмысленную, с точки зрения военных дел, но абсолютно оправданную, с точки зрения несгибаемой храбрости.

Или в глубокой древности: защитники маленького города Козельска, оказавшие удивительное, жесточайшее сопротивление Батыю, и Батый в ужасе отступил от этого города. Все, кто умели ходить, даже древние деды, слазили с печей, брали всё, что может резать или бить, любую палку, любые вилы, и шли на врага без страха. В то время как слово «монгол» уже парализующе действовало на русских людей. Бывали случаи, когда один монгольский воин связывал верёвкой пять-семь-восемь-десять пленных русских и вёл их за собой, как баранов, потому что они боялись одного слова «монгол». А козельчане почему-то не побоялись, и Батый назвал его «злым городом». Они все погибли, до одного, но испугали врага и впервые показали, что монголы – это люди, их можно тоже резать и убивать, если они пришли сюда именно за тем же.

Всё это – наше Косово. Козельск, Севастополь, Осовец и другие битвы нашей русской истории. И мы благодарны сербам за то, что они осознали великую вещь: проиграв, можно победить. Иногда и в боксёрских или борцовских поединках, симпатии зрителей отдаются проигравшему. Потому что он проявляет беспримерный образец храбрости и несгибаемости, практически умирает, но не сдаётся.

Вот и нам нужно с вами, братья и сестры, пересмотреть книгу своей жизни. Потому что там, где мы падали, мы тоже можем быть сильны. Наше движение вверх совершается через падения. Нужно просто извлекать из этих падений пользу. Смиряться, вставать и идти дальше. Упасть, смириться, встать – и идти дальше. Именно такой является жизнь каждого христианина.

Автор:
Андрей Ткачёв