В Госдуме предложили запретить банкам предлагать по телефону кредиты. Но радоваться пока рано. Ростовщики так просто сдаваться не намерены. Наоборот, они пошли в атаку на население. Как защитить себя и свои финансы?

Запретить банкам и микрофинансовым организациям (МФО) использовать звонки для продвижения кредитных продуктов предложил депутат Госдумы Иван Сухарев. Соответствующее письмо он направил главе Банка России Эльвире Набиуллиной.

Прошу вас рассмотреть целесообразность ограничения использования банками и МФО телефонных звонков в адрес граждан для продвижения своих кредитных продуктов, а также целесообразность введения санкций за нарушение данного правила на усмотрение Центрального банка,

– говорится в обращении.

Сухарев пояснил, что такой способ привлечения новых клиентов может доставлять дискомфорт. И это ещё мягко сказано. Звонят ведь не менеджеры банка, а какие-то телефонные террористы, у которых установка – не вешать трубку ни при каких условиях и уламывать жертву до последнего. Автору этого материала на днях звонили из одного крупного банка. Менеджер завёл уже привычную песню про очень выгодное кредитное предложение, после чего последовал интересный диалог:

– Я могу озвучить более подробные условия?

– Нет, спасибо. У меня в вашем банке есть депозит, в кредитных средствах я не нуждаюсь.

– Тем более нуждаетесь!

– Почему?

– Вы потратите деньги – и депозита не станет. А так, возьмёте кредит – и деньги на счету сохраните.

Занавес! Спектакль, разыгранный на дурачка! Вот ещё один пример банковского террора:

– Банки замучили звонками на мобильный телефон с предложениями кредитов и кредитных карт, – рассказывает житель Новосибирска Иван Красин. – Каждому менеджеру говорю, чтобы больше не звонили, чтобы вычеркнули мой телефон из базы. Назойливые звонки продолжаются. Обостряются в даты получки зарплаты бюджетниками.

Больше, бооольше финансовых душ стремятся заполучить российские банки. Не хочешь кредит? Не нужен? Всё равно бери! И люди берут, ведь деньги сейчас, в кризис, нужны многим. Если бы нужно было самому морочиться и идти в банк, может, человек бы и не взял – занял у родственников, как-то перебился до зарплаты. А тут звонят и предлагают. Настойчиво. Назойливо. И клиент соглашается, порой не оценив все риски. Не просто так говорят: берёшь чужие деньги, а отдаёшь свои. 227 тысяч рублей должен банкам в среднем каждый экономически активный гражданин России, за год этот долг увеличился на 37 тысяч. И далеко не все могут справиться со своими долговыми обязательствами. На покрытие одного кредита берут другой. А потом ещё один. И ещё. Каждый пятый наш соотечественник имеет три и более непогашенных кредитов. В том числе и благодаря навязчивым звонкам из банка.

У меня мама взяла кредит после звонка из банка, – рассказывает жительница Москвы Инна Котельникова. – Менеджеру каким-то образом удалось её убедить, что ей обязательно нужно сделать ремонт в санузле на заёмные средства, которые банк любезно готов предоставить. Я, как только узнала, пришла в ужас и быстренько кредит закрыла, переплатив немного. А если пожилой человек одинок? Форменное надувательство!

Скорее всего, письмо депутата Сухарева в Центробанке даже не заметят. ЦБ свои банки горячо любит, оберегает – что, он им будет палки в колёса вставлять? Нет. Так что обольщаться не стоит. Это плохая новость. Но есть хорошая. Бороться с банковским террором можно и самостоятельно.

Способ № 1

Моделируем ситуацию: звонок из банка, вы поднимаете трубку, и менеджер начинает впаривать очередной кредитный продукт. Подождите, не грубите, а попросите звонящего представиться и назвать банк, из которого он звонит. После этого надо спросить, есть ли у него разрешение на обработку ваших персональных данных. Если разрешения нет, после этого звонки, скорее всего, прекратятся автоматически. На том конце провода поймут, что перед ними образованный клиент и просто так навязать услугу ему не получится. Да и проблемы с законом никому не нужны.

Способ № 2

Если звонки не прекратятся, то следует обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке законности использования персональной информации. В качестве доказательства хорошо иметь запись телефонного разговора. Некоторые телефоны это умеют. А если не умеют, можно установить специальную программу.

Способ № 3

Впрочем, часто разрешение на обработку персональных данных у банка есть. Такое согласие клиенты дают, когда подписывают договор о получении первой же услуги, будь то вклад или кредит. Можно отозвать у банка право на использование своих персональных данных. Для этого нужно посетить ближайшее отделение и написать  заявление с соответствующими требованиями. По электронной почте тоже можно отправить, но лично надёжнее.

Способ № 4

Всё равно звонки продолжаются? Можно смело идти в суд. И требовать как прекращения звонков, так и моральной компенсации. Почему бы и нет? Успешных прецедентов довольно много – когда люди выигрывали суд, получали деньги, а банки были оштрафованы.

Лайфхак

И ещё. Заполняя какую-либо анкету, в графе «Способ связи» оставляйте адрес электронной почты, а не номер телефона. Ну а после завершения сотрудничества с банком стоит на всякий случай запретить ему использовать свою персональную информацию. Коротенькое заявленьице на прощание сэкономит ваши нервы.

Автор:
Мария Иваткина