Сказано это было в то время, когда ещё никто из нас и не предполагал, что наступит жёсткое противостояние стран, которые мы и после распада большого государства – СССР – продолжали совершенно искренне называть братскими. Елена была украинкой, по воле судьбы связавшей свою жизнь и творчество с Россией, совершенно не жалевшей об этом, но и не отрекавшейся от своих исконных корней. Могла легко переходить с русского языка на украинский, если собеседник заговаривал на нём.

Встречу с известным учёным, литературоведом, прозаиком, поэтом крымским писателям подарил 2007 год, когда Елена Юрьевна впервые приехала на Международный Гумилёвский поэтический фестиваль «Коктебельская весна», которому тогда был всего год от роду. Мы были очарованы её обаянием, покорены открытостью и восхищены эрудицией. Не удивились, что уже тогда её называли ведущим специалистом в области творчества Николая Гумилёва. С интересом читали подаренную ею монографию «Мифопоэтическое пространство поэзии Н.С. Гумилева».

А в тридцать два года Елена защитила докторскую диссертацию «Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева». И была к тому времени автором книг, вышедших в московских издательствах исторических романов – «Час Елизаветы», «Под знаком Софии», «Валькирия революции». Позже она напишет в соавторстве с историком из Николаева Владимиром Никольским и москвичом Михаилом Кожемякиным и издаст романы «Жена Петра Великого», «Три любви Марины Мнишек», «Первая императрица России Екатерина прекрасная». Есть у неё и пьесы – о Марине Цветаевой, об Эдит Пиаф, «Встречи в «Бродячей собаке»». Среди стихов немало написанных в Крыму или посвящённых любимому ею краю.

Большому поэту свойственно предвидение. Задолго до майдана Лена посвятила Киеву строки, читать которые нынче волнительно и больно. А в 2011 году в сборнике «К земле обетованной», изданном в Севастополе, они так не воспринимались…

Прошлоеты стало мне отравой,
Сном печальным и худою славой,
Но твою я не открою дверь,
Я свои потери подсчитаю,
К темкого любилаопоздаю.
И откроется дорога к раю 
Памяти нечаянная смерть.
Только город с белыми церквями,
С княжескими дивными садами,
Тамгде вод днепровских тишина,
Мне твоим останется подарком,
Боль мояпылавшая так жарко,
Сердце истомившая луна.
До свиданьяя теперь далече!
В новом храме зажигаю свечи,
О покое недругов молюсь.
Господиоткрой дорогу к счастью,
Слишком долго тянется ненастье…

В этом сборнике много тревожного, исповедального, обращённого в день нынешний, в нём настигшего и заставившего о многом задуматься…

Родство не добродило в нас,
Не воплотилосьне созрело.
Как контур храмавстроен в тело
Его таинственный каркас…

А это из стихотворения «Крым – Россия»:

Остров Крымпронизанный свеченьем
Родины, оставшейся вдали,
Вечно ощущает притяженье
Предками завещанной земли…
О Руси легко вздыхать у моря.
Там, где пахнет йодом и весной.
Удержи меня в своём просторе,
Дай, Россияподышать тобой!

Она стала одним из активных участников «Коктебельской весны», и на VII Международном фестивале ей вручили за вклад в развитие русской литературы Всероссийскую премию имени Николая Гумилёва.

Каждая беседа с Еленой была увлекательным путешествием в далёкое прошлое, которое она рассматривала в неразрывной связи с настоящим, пытаясь постичь суть бытия. При всей широте творческих интересов основной темой была личность Гумилёва. О нём была наша первая беседа в год знакомства, во время которой попутно были перелистаны страницы и её жизни.

На вопрос, почему особый интерес вызывает Гумилёв, Елена призналась:

 Прочитав ещё школьницей его стихи в сборникепопавшем в руки благодаря маме  учителю литературыбыла потрясенаничего лучше не читалаРодилась и выросла я в НиколаевеГород небольшойтаких библиотеккак в столицах, не былокаждая книжная новинка была на вес золотаПосле школы поехала поступать на отделение русской филологии Национального университета имени ТГШевченко, и менякак победительницу олимпиады по русской литературеприняли вне конкурса.

– После окончания сразу в аспирантуру?

 Нетпотому чтоуслышавкакой темой хочу заниматьсядаже документы не принялизаявивчто ни Гумилёвни русская литература никого здесь не интересуютНо не зря говорятчто ничего случайного не бываетПоехала в питерский Институт русской литературы Российской академии наук  Пушкинский домБыла единственной с УкраиныКонечнонелегко было  экзамены сложнейшиеНо моим добрым гением стал выдающийся учёныйисследователь поэзии Серебряного векаавтор первой монографиипосвящённой творчеству Анны Ахматовойдоктор филологических наукпрофессор Алексей Ильич Павловскийповеривший в меня и очень помогавший во всёмОн сделал такчто с менягражданки другой страныне брали плату за обучениеНа предзащите кандидатской всё решили его слова«Лев Николаевич одобрил бы…» Все зналичто Лев Гумилёв обожал отцастрого относился к исследователям творчества Николая СтепановичаТак что эти слова были величайшей похвалойпосле которой вопросов не былозащита прошла без сучка без задоринки.

 Что стало причиной переезда в МосквуГде нашли применение своим знаниям и интересам?

 Были личные обстоятельстваПреподавала в Московском педагогическом университетев Гуманитарном институте имени Екатерины ДашковойНо с Питером не порываюучаствую в разных проектах Пушкинского домав том числе издательскихА на докторскую диссертацию меня вдохновил ведущий гумилёвовед профессордоктор филологических наук Юрий Владимирович Зобнинкак и яученик ПавловскогоОн стал и одним из оппонентов.

 С Киевом никаких связей?

 Почему жеС киевскими коллегами очень тесно общаюсьЧасто педагогиоднокурсники просят прислать книгив основном научныекоторые до Украины из России не доходятбываетцелые посылки передаю с проводниками поездов. (Разговор был до 2014 года.  Л.О). В Киеве работают блестящие учёныекакнапримерМирон Семёнович Петровскийкоторого в России называют выдающимся учёным. Разве можно пренебречь общением с таким человеком?

 Вы стали одним из комментаторов текстов в первом полном собрании сочинений Николая Гумилёваа в подготовке каких ещё изданий Пушкинского дома принимаете участие?

 В фундаментальном исследовании «Труды и дни Николая Гумилёва»подготовленном по архивам писателя Павла Николаевича Лукницкого  первого исследователя творчества ГумилёваПушкинский дом купил архив у вдовы и сына писателя в конце девяностых годов.

 Говорятв этом архиве есть телеграмма Ленина с указанием не расстреливать Гумилёва?

 Это романтическая легенданикакой телеграммы быть не моглоГибель поэта была неизбежнойАвторитет одного из ходатаев за Гумилёва  Горького  к тому времени сильно пошатнулсяУ другого  Луначарского  были серьёзные разногласия с Лениным по многим пунктамв том числе изза постоянного заступничества за писателей и поэтовчто Ленину изрядно надоелоТак что они не могли пересилить более влиятельных в большевистских кругах лиц  Якова Аграновастроившего репрессивную системуГригория Зиновьева и Фёдора РаскольниковаЭта троица могла в то время кого угодно уничтожить.

Известный литературоведодин из инициаторов издания полного собрания сочинений Гумилёва Юрий Зобнин свою документальную повесть на эту тему назвал «В час гиены»  этим словом поэт охарактеризовал революцию и гражданскую войнуАвтор раскручивает историю заговораареста и гибели поэтасчитая виновным Якова Аграновакоторый скрывался под партийным псевдонимом ЯкобсонЗобнин считаетчто Агранов настаивал на расстреле Гумилёва как человека абсолютно чуждого советскому строюпусть и не участвовавшего непосредственно в контрреволюционном заговореА ещё он хотел войти в историюпусть и как убийца поэтаУ меня несколько иная версияИзлагаю её в романе «Красная валькирия»  о роковом треугольникеГумилёву которого был недолгийно очень драматичный роман с Ларисой Рейснер«валькирией революции»как её называлии муж Ларисы  Фёдор Раскольников.

 Это ведь Лариса была прототипом героини драматической поэмы Гумилёва «Гондла»?

 Совершенно верноВ этом произведении Гумилёв предсказал возлюбленной её судьбу словамиобращёнными к главной героине ЛереЛаик«Ты самакак валькириябудешь перед строем летать на коне»Это сбылоськрасный комиссар Рейснер «летала на коне» перед строем красноармейцев «валькирией революции».

 Почему же у Ларисы и Гумилёва не сложились отношения?

 Лариса была из семьиблизкой к эсерамреволюционно настроеннойа монархист Гумилёв придерживался совершенно других позицийНа этой почве между ними и начались серьёзные разногласияОнакстатиписала талантливые стихи и прозутак что был выборуйти в богемную жизнь или в революциюЛариса выбрала революционный путьвстретила Раскольниковаактивного большевика Балтийского флотаПо одной из легенд «Аврору» к Зимнему дворцу привела Ларисаи первый выстрел был сделан благодаря её агитацииРаскольников всю жизнь ревновал жену к Гумилёву  и к живомуи к мёртвомуЛариса заставляла его читать и даже учить наизусть стихи Гумилёвачто было страшной пыткой для мужаВ конце жизникогда они уже рассталисьон говорилчто гумилёвщина  страшный ядкоторым отравлены многие.

* * *

Кто бы мог подумать, что для общения с полной жизненных сил и творческой энергии Еленой Раскиной будет отпущено так мало времени, и что её грандиозным планам не суждено осуществиться… С земного круга Лена сошла в Москве 13 мая, не дожив полгода до 45 лет. А местом её упокоения стало городское кладбище в Бежецке, на родине любимого поэта.

Предчувствием скорого ухода воспринимаются сейчас её поэтические строки:

Я у судьбы своей в долгу,
И уготован мне
Дом на далеком берегу
В небесной стороне.

Мы будем теперь общаться с ней через произведения, в которых проявилась душа склонного к самоанализу человека:

Быть и созданьеми творцом,
В себе спаять противоречья.
И бредить нерождённой речью,
Жизнь оставляя на потом…
И от отеческих щедрот
Себе не оставлять ни звука,
Как будто Бог лишь тем даёт,
Кто с даром выдержит разлуку.
Кто так легко снесёт дары
МладенцуПлотникуМарии.
Задаст бесcчётные пиры,
Где будут пировать другие.

А эти пронзительные строки поэтесса назвала «Попыткой философии»:

Обжигайте меня, непрозревшую, слабую глину
Без предчувствий и страсти, без истины, взятой взаймы.
И, когда я сосудом в ладонях Господних застыну,
Пусть прольется в меня молоко петербургской зимы.
И тогда на мгновенье я избранной стану утробой,
Словно постриг, приму этот сладкий молочный посев.
И зерно прорастет, как в могиле, покоясь в сугробе,
И меня обовьет, как судьбу обвивает припев
Этой песенки сладкой, как будто с рожденья знакомой,
Благородной, как время, в своей нищете родовой.
И когда я засну на ступенях Господнего дома,
Пусть хозяин радушный придет на рассвете за мной…

Людмила ОБУХОВСКАЯ