Молдова готова предоставить Приднестровью широкую автономию в своем составе. Об этом заявил президент страны Игорь Додон. Российские эксперты связывают это решение с политикой, проводимой в этом направлении заместителем главы Администрации президента РФ Дмитрием Козаком. Украине приготовиться?

7 февраля Игорь Додон ответил на вопросы граждан в своем традиционном видеообращении. Отвечая на вопрос о Приднестровье, Додон перешёл на русский язык, чтобы жители республики поняли его ответ.

«Дорогие жители левого берега, мы все являемся гражданами республики Молдова. Да, у нас есть еще не решенный конфликт. Кто и почему виноват — мы можем очень долго спорить. Если мы начнем с этого, мы ни до чего не дойдем. Нам надо как можно быстрее решить эту ситуацию и объединить страну. Де-юре мы одна страна, но де-факто у нас разная власть, с которой, кстати, у нас хорошие контакты. Никто никого не ненавидит. Но вы должны понять, без Молдовы, без правого берега в Приднестровье нет будущего», — заявил он.

Додон рассказал, что между Молдавией и ПМР уже наличествуют все предпосылки для объединения. Порядка 70% производства ПМР так или иначе связаны с Молдовой. Кишинёв уже признал дипломы приднестровских вузов и решил проблему с автомобильными номерами ПМР. Для полной интеграции не хватает договора о сотрудничестве в банковской сфере и мобильной связи.

«Мы делаем все возможное, чтобы сблизить берега. Нужно разговаривать, мы готовы выйти с ситуации, дать гарантию и широкую автономию. Но как мы это сделаем, нужно решать переговорами», — добавил Игорь Додон.

В Тирасполе, впрочем, пока с опаской относятся к предложению Молдовы.

«За 30 лет существования Приднестровья было много громких заявлений со стороны Кишинева – и с угрозами, и с намеками, и с предложениями. Но дальше заявлений не доходило, а если и доходило, то выливалось в трагедии», – прокомментировал инициативу Додона российским СМИ депутат ПМР Александр Щерба. Он заявил, что за словами должны последовать действия – конкретные, понятные, легитимные. По словам Щербы, Приднестровье не устраивает нынешний закон об особом статусе республики, который не исполняется ни в самой Молдове, ни в ПМР. «Для того, чтобы делать какие-то заявления, необходимо отменить этот закон и ряд других документов, ограничивающих права Приднестровья. Говорить на равных можно только тогда, когда есть абсолютное доверие», – считает Щерба.

«Прежде чем садиться за стол переговоров, для начала необходимо уравнять республику Молдову и Приднестровье в своих возможностях по достижению всеобъемлющей договоренности», – уверен депутат.

Российские эксперты, в свою очередь, говорят о том, что за предложением Додона в адрес Приднестровья стоят усилия Дмитрия Козака. «Промышленный» вице-премьер в прошлом правительстве и нынешний заместитель главы АП РФ занимался урегулированием конфликта между Молдовой и ПМР, в том числе, имел отношение к устранению от власти бывшего «хозяина» Молдовы, ставленника США, Владимира Плахотнюка, бежавшего в итоге на Запад. К слову, сам Игорь Додон воспринимается исключительно как пророссийский политик.

На сегодняшний день до сих пор неясно, кто именно будет заниматься так называемым «украинским кейсом». Помощник президента РФ Владислав Сурков, курировавший украинское направление (крайне безуспешно, стоит отметить), написал заявление об отставке и намеревался уйти в месячную медитацию. Однако, по данным источников, медитирует Владислав Юрьевич в своем рабочем кабинете в АП, ибо указа президента о его отставке до сих пор нет, равно как и не назначен новый куратор стратегически важного направления. Параллельно с Сурковым, «украинским кейсом» занимался и Дмитрий Козак, именно ему приписывается успешный обмен пленными между Россией и Украиной в сентябре 2019 года, а также проведение переговоров по транзиту газа. Козак наладил эффективное сотрудничество с помощником украинского президента Зеленского Андреем Ермаком. Если основным куратором украинского направления в Кремле таки станет Дмитрий Козак, то рано или поздно мы сможем увидеть, как Украина предоставляет широкую автономию и особый статус Донбассу. Теперь всё внимание на Молдову и ПМР – получится ли воссоединение у них. Если да, это станет прецедентом на постсоветском пространстве.

ПМР провозгласила независимость от Молдовы ещё в 1990 году на фоне распада СССР, а после вооружённого конфликта в 1992 году полностью отделилась от неё. Молдова не признала отделение ПМР, и вопрос о статусе данной территории до сих пор оставался нерешённым. Ситуация вокруг региона является типичным «замороженным конфликтом», и, возможно, в скором времени нам доведётся увидеть оттепель.

Источник