20 января 1918 года в многодетной крестьянской семье родился будущий выдающийся советский и украинский хирург, доктор медицинских наук, академик, основатель Киевского научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хирургии НАМН Украины, Герой Социалистического Труда, Герой Украины, член множества зарубежных хирургических ассоциаций, действительный член Нью-Йоркской академии наук – Александр Алексеевич Шалимов.

Александр Алексеевич Шалимов

Вспоминая о детстве он рассказывал: «У нас в семье было четырнадцать детей, но выжили только три сестры и шесть братьев. Отец – потомственный крестьянин, мать из кубанских казачек. Голод заставил нас покинуть родное село Введенка Липецкой области и отправиться на Кубань. Жили в землянке. Летом я работал пастухом, а в холодное время помогал столяру».

Закончив школу он поступил на рабфак Кубанского мединститута и затем продолжил в нём учёбу. В 1941 году молодой врач был направлен на работу в Читинскую область. Именно там он состоялся как хирург, не имея специализации по этому профилю.

Александр Алексеевич вспоминал: «С 1941-го по 1945 год работал на Нерчинском заводе, на границе с Маньчжурией. Шла война. Почти всех врачей забрали на фронт. Я, молодой хирург, был один на весь район. 300 километров от железной дороги, 700 километров от областного центра. Направить больного просто некуда. Мне приходилось делать все операции – и по скорой помощи, и плановые. Конечно, тогда я ещё многого не знал. В таких случаях сначала изучал литературу, которая была у меня, потом отрабатывал операцию на трупах, затем – на собаках. И только после этого оперировал людей. Приходилось оказывать помощь и бойцам погранотряда – тогда на границе часто случались перестрелки. А это уже военно-полевая хирургия».

Молодой хирург Александр Шалимов

После окончания войны Шалимов прошёл курсы повышения квалификации в Москве и затем устраивается на работу урологом в Брянск. Здесь он работал вместе с известным хирургом Николаем Амосовым. «В большой операционной два стола: один – Амосову, другой – мне. Мы с Николаем Михайловичем стали соревноваться. Соревновались честно. Никто никому никаких пакостей не делал. Наоборот, друг от друга ничего не скрывали, всё лучшее заимствовали. Мы подняли хирургию в Брянске на высокий уровень, более высокий, чем в Киеве, Харькове, Курске и целом ряде других городов», – рассказывал Шалимов.

Александр Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию, его пригласили доцентом в Харьков. Здесь он впервые в СССР провёл операции на поджелудочной железе, которые до этого делали только в США и Великобритании. Шалимов разработал новую методику наложения швов после резекции желудка и поджелудочной железы, которая снижает смертность после оперативного вмешательства с 17% до 0,38%. Врачи до сих пор вспоминают легендарный случай, когда Шалимов работал в операционной без перерыва на протяжении 12 часов, оперируя по собственным методикам пищевод, желудок, печень, желчные пути, поджелудочную железу, легкие, сердце. Николай Амосов считал Шалимова более сильным хирургом чем он сам, так как тот был универсалом и мог оперировать на любом органе. Амосов писал: «Запомните: Саша Шалимов – народное достояние. Берегите его!»

В Киеве, куда его пригласили, Шалимов создал Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной хирургии, который сегодня носит его имя и является одним из ведущих научно-исследовательских центров Украины. Многие годы он был его бессменным руководителем. Александр Шалимов оперировал до 85-летнего возраста и не щадил себя. Даже после перенесённой тяжёлой онкологической операции он консультировал больных и помогал коллегам.

«Ко мне в палату пришел коллега и говорит: «У пациента рак печени. Кажется, нельзя ничего сделать. Зашивать или вы посмотрите?». Я переоделся и пошел в операционную. Посмотрел больного и предложил новую методику. Хирурги иссекли опухоль из печени, а на сосуды воздействовали криокоагуляцией (замораживанием тканей), чтобы не развились метастазы. Пациент выжил…», – вспоминал академик.

Ученики и коллеги Александра Шалимова

Среди его воспитанников множество выдающихся врачей и учёных. Шалимов создал целую научную школу. Первым в мире вместо резекции желудка при язвенной болезни он предложил органосберегающую операцию, через несколько лет она стала применяться в большинстве клиник. Шалимов и его ученики разработали методику резекции поджелудочной железы при онкологии, которая снизила летальность с 50 до 6%. Александр Алексеевич оперировал и на сердце с использованием аппарата искусственного кровообращения.

Ученик Шалимова и его близкий друг, академик Анатолий Радзиховский, говорил об учителе: «Он был продуктом системы – коммунистом, ярым защитником социалистического строя. Считал, что главное завоевание революции – бесплатная медицина, которую задумал и сделал таковой академик Николай Семашко, сподвижник Ленина, один из организаторов системы здравоохранения в СССР. Шалимов никогда бы не предал страну, давшую ему образование и работу».

Вспоминая Шалимова, Радзиховский рассказывал, что «он проявил себя как великолепный стратег. Имел настоящую научную разведку – держал трёх переводчиков (с французского, немецкого и английского), которые поставляли ему самую свежую информацию о знаковых событиях в мировой хирургии… Москва, особенно министр здравоохранения СССР Борис Петровский, очень ревностно воспринимала то, что новые для медицины методики появлялись прежде всего в Киеве – у Шалимова».

Первый секретарь ЦК КПУ Щербицкий вручает Шалимову Звезду Героя социалистического труда

Директор Института гигиены и медицинской экологии АМН Украины Андрей Сердюк говорил о Шалимове: «Его никогда не надо было просить, ему надо было только позвонить и сказать, что где-то (в Тьмутаракани) врачи просят о помощи, что жизнь больного в опасности. Он только спрашивал: «Когда будет машина?»

Заведующий отделением трансплантации кисти Сергей Галич говорил об учителе: «Наверное, Шалимов – последний хирург, который оперировал все органы, роды мог принять, при любой травме помочь. Кроме того, он написал три докторские диссертации: одну – по лёгким, другую – по пищеводу, а третью – по поджелудочной железе».

Александр Шалимов был прекрасным хирургом и в то же время очень эмоциональным человеком. Коллеги вспоминали, что когда всё в операционной шло хорошо, он мурлыкал себе под нос песню «Сиреневый туман», но в тоже время бескомпромиссно относился к ассистентам: «Если во время многочасовых операций Шалимов видел, что хирург клюёт носом, чуть ли не тычется в рану, бил по руке иглодержателем или ранорасширителем: «Проснись!».

В то же время Александр Алексеевич был всегда справедлив. «Шеф, конечно, мог на пятиминутке распекать своего сотрудника так, что щепки летели. Но не дай Бог приходила жалоба! Он никогда никого не давал в обиду, своих защищал так же яростно, как и ругал», – рассказывал один из его учеников, нынешний директор Национального института хирургии и трансплантологии имени А.А. Шалимова НАМН Украины, Александр Усенко.

Будучи гениальным хирургом, Александр Алексеевич в то же время оставался простым человеком, любил праздники, организовывал выезды на природу, был душой застолья, знал много тостов, пел украинские песни. «Во время праздничных застолий Шалимов преображался. Он и пел, и выпить мог. Земной нормальный человек», – вспоминал Усенко.

Активный отдых

Активный отдых

Очень взыскательно Шалимов вёл себя с сыновьями, пошедшими по его стопам. Старший сын Сергей унаследовал от отца «золотые» руки хирурга, работал в его клинике, затем заведовал отделением и наконец возглавил Институт рака. Сергей Александрович – доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и Украины.

У младшего Виктора отношения с медициной не сложились. При защите докторской диссертации возникли проблемы, и он отказался от карьеры врача, став научным сотрудником Института зоологии НАНУ.

Несмотря на выдающиеся заслуги Шалимова, созданную им украинскую медицинскую школу, разработку уникальных методик операций, отношение к нему на самостийной Украине было наплевательским. Всемирно известный хирург получал мизерную пенсию. В 2003 году ему пришлось писать письмо в кабинет министров с просьбой увеличить её. В результате Шалимову назначили персональную пенсию в 1100 грн. ($200 по существовавшему курсу). И это при том, что его приглашали к себе многие ведущие западные клиники, но он отказывался от всех предложений.

Когда Шалимову поставили диагноз, с которым он всю жизнь боролся как хирург, он не поехал оперироваться за рубеж, а доверился своим ученикам. «Свой диагноз я знаю. Давайте бороться вместе», – сказал он.

В одном из интервью, на вопрос о том, чего бы он пожелал молодым врачам, Шалимов ответил: «Учиться, учиться всю жизнь. Не пасовать перед трудностями. Жизнь далеко не проста. Бывают неудачи, бывают поражения, бывает несправедливость. Но как бы тяжело не было, надо брать себя в руки, вставать, если упал, и идти дальше. Нельзя останавливаться на достигнутом. Надо всё время работать».

Памятник академику Шалимову во дворе института его имени

За свою жизнь Александр Шалимов провёл около 40 тыс. операций, опубликовал 830 научных работ, получил патенты на 112 изобретений.

Умер он 28 февраля 2006 года в палате родного института.

Заглавное фото: хирург Шалимов проводит операцию 

Андрей НАЗАРЕНКО