Суд Лондона вынес решение об отказе в экстрадиции пензенского бизнесмена Алексея Шматко, которого обвиняют в мошенничестве

После рассмотрения дела об экстрадиции на родину пензенского бизнесмена Алексея Шматко любой желающий, даже если он был справедливо осуждён в России, сможет доказать свою невиновность в Лондоне. Британский суд признал доводы России не заслуживающими доверия.

Сообщение о том, что английские суды больше не будут учитывать гарантии и аргументы Российской Федерации, осталось незамеченным на фоне новостей о пресс-конференции Владимира Путина. Те же СМИ, которые опубликовали решение, обратили внимание лишь на то, что английский суд встал на сторону предпринимателя «номер один в списке Титова», а не формулировки самого решения.

Первый из списка

Напомним, что в начале весны российский бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе своей предвыборной президентской кампании посетил Лондон, где встретился с беглыми российскими бизнесменами. Среди них был и Алексей Шматко, бывший глава компании из Пензы «Волгогазпроект».

Именно Шматко предложил Титову создать список бизнесменов, которые считают, что против них несправедливо возбудили уголовные дела или осудили в России, но при этом хотят объективного расследования. После пересмотра дел они все выражали готовность вернуться в Россию.

Идея понравилась и Владимиру Путину, но на стадии проверок все старания Титова были сведены к нулю — ни одна история бежавшего от следствия российского предпринимателя не была полностью проверена на факт законности возбуждения уголовного дела.

Затем летом разгорелся скандал вокруг организации «Сеть», которую подозревают в подрывной деятельности сотрудники пензенского ФСБ. Следователя ФСБ Валерия Токарева, который по какой-то причине вёл дело о неуплате НДС в отношении Алексея Шматко, стали обвинять в пытках подростков-участников «Сети». Это и стало поводом для лондонского судьи признать доводы российской стороны недостоверными.

Есть серьёзные основания пересмотреть наше изначально доверительное отношение к Российской Федерации как к члену Совета Европы… … дальнейшее рассмотрение необязательно для решения по этому делу,

— говорится в решении Высокого суда Лондона.

Алексей Шматко. Фото из соцсети Facebook

Таким образом, Высокий суд Лондона не просто отказал в запросе Генеральной прокуратуры России на экстрадицию Шматко, но и создал прецедент — не доверять доводам представителей РФ в судах.

С одной стороны, я стремился к тому, чтобы меня не отправляли обратно в Россию, и всячески приближал победу в суде, с другой — текст решения и его формулировка были совершенно неожиданными. Борис Титов делает полезное и хорошее дело, беда в том, что у него это получается лишь в единичных случаях из-за ограниченных ресурсов,

— прокомментировал произошедшее Алексей Шматко.

По его мнению, «если бы правоохранительная система работала нормально, то и должность Титова была бы не нужна».

«Но у меня остаётся надежда, что кто-нибудь из московских, а не пензенских следователей проверит доказательства, которые имеются в деле, и обратит внимание на фабрикации и на то, что моё заявление о желании пройти детектор лжи так и не было учтено», — заключил Шматко.

Аргументы «за» и «против»

В ноябре этого года Королевская прокуратура отправила в Россию запрос относительно условий содержания фигурантов дела «Сети», которое ведёт следователь Токарев. Генеральная прокуратура ответила, что условия нормальные и никаких пыток к задержанным не применяется. Но после этого в российских СМИ появились материалы, свидетельствующие об обратном.

Само собой, противники России в Великобритании, особенно на фоне «дела Скрипаля», не замедлили воспользоваться скандалом. А для урегулирования «решения о недоверии» идеально подошёл иск об экстрадиции предпринимателя, дело которого вёл тот же следователь.

Ранее сообщалось, что генеральный прокурор Чайка ещё весной этого года обещал разобраться в деле Алексея Шматко и дать ему правовую оценку. Но обещание по какой-то причине «забыли». В результате попытка в очередной раз «прикрыть недочёты» обернулась серьёзным ударом по позициям России в мире. Пострадал не только имидж, но и сила юридических аргументов. Это первый случай, когда английский суд отказался принимать во внимание гарантии РФ.

Определённые политические силы Великобритании нашли удобный повод для того, чтобы воспользоваться своим прецедентным правом и нанести ещё один удар по России. Раньше в случае нарушения закона правоохранительными органами проводились проверки и наказывались виновные, и подобные ситуации случались гораздо реже, — уточнил адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов. — Если же следователи уверены, что кто-то совершил преступление, то почему его вообще выпустили из страны? Зачем создавать ситуацию, когда возникает повод для подобных решений?

По мнению Черноусова, более двадцати лет прослужившего ещё в советской милиции, российским правоохранительным органам за прошедшие десятилетия следовало бы озаботиться тем, чтобы подписать договор о выдаче лиц, подозреваемых в преступлениях, с Великобританией, как это сделано с другими странами.

На предыдущих заседаниях суд не считал убедительными показания Алексея Шматко о применявшихся к нему пыткам и давлению со стороны следствия. Кроме того, Шматко прибыл в Великобританию с территории Северного Кипра ещё и по поддельному латвийскому паспорту. Ему почти сразу отказали в прошении о политическом убежище, и тогда он начал заявлять о том, что стал жертвой коррупционной системы.

Суд даже не стал принимать показания бизнесмена о давлении на него со стороны ФСБ. Но теперь, после опубликованных материалов дела «Сети», на фоне всех странностей «дела Скрипалей» и его фигурантов российским представителям стоит учитывать, что любые доводы, которые они будут предъявлять не только в британских, но и в судах других стран, могут попросту не приниматься к сведению. А это грозит многомиллиардными ежегодными потерями по делам, связанным с беглыми коррупционерами.

Автор:
Тер-Газарян Арам