12 апреля 2024 года Служба безопасности Украины (СБУ) заявилась с обыском к замглавы (а фактически руководителю) Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви протоиерею Николаю (Данилевичу). Священнослужителю инкриминируют поездку в 2017 году в составе делегации УПЦ в Стамбул с целью убедить Константинопольского патриарха Варфоломея отказаться от идеи предоставления автокефалии раскольническим организациям «УПЦ КП» и «УАПЦ» (позднее, как известно, объединённым в результате получения так называемого томоса).

Поводом стал также и тот факт, что в 2017 году протоиерей Николай вместе с депутатом Вадимом Новинским (партия «Оппозиционный блок») активно критиковал учреждение на Украине  будущей «автокефальной» церкви, состоящей из тех же фигурантов.

Обыск случился через два дня после того, как в помещении  Киевской духовной академии по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялась встреча, организованная Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) с представителями Конференции европейских церквей (КЕЦ). Протоиерей Николай был делегирован туда как один из наиболее авторитетных клириков, отвечающих за зарубежные проекты УПЦ, и как заместитель председателя ОВЦС.  Здесь следует отметить, что итоговое коммюнике беседы с представителями КЕЦ отражало довольно интересные моменты: благодарность украинских религиозных деятелей КЕЦ за молитвы, помощь беженцам и поддержку Украины на международном уровне и так далее, в том же плане. Был сделан акцент на том, что «в Украине есть свобода вероисповедания во время военного положения и различные церкви, пользуясь этой свободой, осуществляют свою духовную и гуманитарную деятельность в украинском обществе». Разумеется, это не так. Но, как сообщается, делегат Данилевич почему-то не стал возражать против подобного заявления, и официальная позиция церкви не была донесена до лидеров европейских церквей.

Еще отметим, что обыск проведён был практически сразу после заседания Синода УПЦ, наконец-то вполне чётко заявившего о беспрецедентном давлении на церковь со стороны украинских правителей и об «уголовных преследованиях [архиереев, священников и мирян УПЦ] по надуманным основаниям», а также после ряда выступлений международного адвоката Роберта Амстердама, клеймящего киевский режим за репрессивную религиозную политику. Это однозначно означает: режим Зеленского полностью пошёл в сатанинский «разнос». Видимо, заокеанские кураторы определили ему дедлайн по принятию закона, запрещающего православие, и наркоман с Банковой намерен выполнить его любыми средствами.

Что касается личности о. Николая, то приведём мнение «Первого Казачьего» – канала, защищавшего церковь на YouTube, а после блокирования по требованию украинских властей перешедшего в телеграм:

«Мы предупреждали в своих публикациях.  Придут за каждым, кто не покорится их воле полностью. Сдержанность, молчание о том, что делают с православными журналистами и священниками, не работает. Для репрессивной машины современной украинской власти  не осталось границ, дипломатических ограничений и неприкасаемых лиц в нашей Церкви…

Действительно, мы знаем отца Николая Данилевича как сугубо проукраинского и патриотического деятеля УПЦ, который постоянно сглаживал острые углы и отдавал предпочтение … не навредить – не навредить государству, не испортить с ним отношения. Он, как мы понимаем, давно был сторонником канонической автокефалии УПЦ. Но, как высокообразованный человек Церкви, не был фанатиком и понимал, что на то должна быть воля Соборной Церкви, что православные должны решать  все вместе, а не кто-то во власти. Что это большая работа и долгое время.

Он был настроен на разумный диалог с ПЦУ».

 «Отец Николай, как и другие внутренние «автокефалы», давно считался в среде православных деятелем, ведущим к отрыву от Матери-Церкви , от РПЦ, – с грустью говорит наш собеседник, прихожанин Киево-Печерской лавры Андрей. – Вот и доотрывались… Но в любом случае желаю ему здоровья и освобождения».

И ещё одно мнение из православного чата : «Если СБУ пришла к заместителю ОВЦС, едва ли не наиболее известного спикера УПЦ внутри и за границей, то это значит, что препятствий больше нет. Совсем. Есть разрешение на беспредел. Это как прийти с обыском к министру иностранных дел. Следующие – «премьер-министр» и «президент». Красных линий больше нет. Клиент дозрел… Можно сказать, что они уже на пороге. И своим долготерпением и молчанием высокие владыки вселили в них уверенность в своей безнаказанности»…

Пожалуй, к сказанному добавить нечего.

Виктор ГРИНЬ