Главы дипломатических ведомств Великобритании и Швеции в статье для «Foreign Policy» предоставили план подготовки к долгосрочной войне с Россией. Дэвид Кэмерон и Тобиас Биллстрем призывают союзников с учётом новой геополитической реальности взять на себя повышенные обязательства.

Во-первых, все союзники должны больше инвестировать. Расходы на оборону должны составить два процента. Пока лишь три страны НАТО взяли эту планку — Польша, Великобритания и Швеция.

Интересный вопрос, а куда и кому пойдут миллиарды раздутых военных бюджетов? Ответ простой — в американский карман. За минувший год Европа закупила у американских оборонных компаний вооружений на сумму 120 миллиардов долларов. Вот и ответ: жирует на войне не Европа, а ВПК США.

Во-вторых, министры призвали вооружить Украину новейшей военной техникой и инвестировать в кибернетику и искусственный интеллект.

В-третьих, считают министры, «украинцы борются не только за собственную свободу и демократию, но и за безопасность всех стран НАТО». А потому не должно быть перерывов военной помощи, она должна течь полноводной рекой. Это упрек в сторону Вашингтона: мол, там заигрались и поставили этот поток под угрозу. А на кону — «победа в войне».

В-четвертых, министры призвали взять под крыло НАТО не только Украину, но и Боснию и Герцеговиной, Молдавию и Грузию. Окружение России натовскими партнерами никто не отменял, как и претензии НАТО на «угрозы» со стороны России «как на Крайнем Севере, так и в Средиземном море, а также в Балтийском и Черном морях».

Тем временем официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что НАТО сделала Россию целью своей агрессивной политики, а Украина используется альянсом лишь как антироссийский инструмент. «Это и есть подтверждение антироссийской сущности альянса. И второе — это подтверждает то, что Украину они используют как инструмент. Эти заявления [Столтенберга] являются свидетельством, доказательством этих тезисов, о которых мы говорим давно и которые зачастую натовцы отвергали. Это агрессивный блок, направленный против нашей страны. Там есть и другие страны, есть и другие направления, но в первую очередь это наша страна, которая выбрана ими целью», — отметила Захарова.

Она напомнила об учреждении Совета НАТО — Украина, заседание которого прошло на встрече Североатлантического совета на уровне глав МИД, проводящегося 3–4 апреля в Брюсселе. «Этот, с позволения сказать, форум, по сути, единственное, чего удалось добиться Киеву от своих западных спонсоров в обмен на разрушение в антироссийском угаре собственной страны. Альянс хотел нанести России стратегическое поражение, но при этом они уничтожили Украину», — отметила дипломат.

Комментируя само заседание в Брюсселе, официальный представитель МИД обратила внимание, что вместе со Столтенбергом «это действо» открывал госсекретарь США Энтони Блинкен, «чтобы ни у кого из так называемых равноправных партнеров по альянсу не возникло сомнений, кто здесь главный». «Это еще одно напоминание, что агрессивный блок, создававшийся англосаксами под предлогом противостояния СССР, а по сути с целью удержания гегемонии Запада под американским лидерством, продолжает оставаться инструментом обеспечения интересов прежде всего США, агрессивных и разрушительных сил», — добавила Захарова.

Эксперты считают, что НАТО активно пытается оторвать от СНГ склоняющиеся к сотрудничеству с Западом страны, чтобы нанести Москве максимальный ущерб, поскольку «борьба с Россией» стала главной задачей нынешнего альянса. «Я бы охарактеризовал действия альянса на постсоветском пространстве как попытку оторвать от СНГ неустойчивые государства, которые стремятся не выстроить отношения внутри Содружества, а найти другой вектор развития, больше направленный на коллективный Запад, включая Евросоюз. То есть НАТО стремится активно сотрудничать с теми, кто мог бы отделиться от этого пространства», — указал заведующий кафедры политологии РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Кошкин.

Он выразил уверенность, что такие шаги Североатлантического альянса в первую очередь связаны со стремлением «выдавить Россию из региона». «То есть им не столько нужны сами по себе Армения или Грузия, сколько нужны их территории, их отношения с Россией, историческая память, связывающая их с Москвой, — подчеркнул аналитик. — Вот, что здесь эксплуатируют в качестве основы для достижения главной цели — нанести ущерб РФ».

По словам Кошкина, повышенная военная активность НАТО в регионе в последнее время объясняется попытками альянса «реанимировать себя как организацию, которая пережила клиническую смерть». «Эта уже ветхая организация, о смерти ее мозга в свое время говорил президент Франции Эмманюэль Макрон. Однако Россия поднялась, стала занимать свою нишу, и так они обозначили для себя врага, против которого нужно концентрировать усилия», — пояснил он.

В свою очередь, замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов отметил, что на обозримую перспективу НАТО в качестве главной задачи для себя сформулировала борьбу с Россией. «И по степени ожесточенности, и по степени беспринципности, и по степени того, какие страны вступили в НАТО, и где сегодня проходит восточная граница», — сказал он, добавив, что мир находится в худшей ситуации, чем во время прошлой холодной войны.

«Однако функции НАТО за последние 75 лет не изменились. Ключевая из них — это институционализация американской гегемонии в Европе и предотвращение того, чтобы Европа стала независимым геополитическим центром», — указал Суслов. По его словам, из-за необходимости поддерживать такой статус-кво экс-президент США Дональд Трамп «ни в коем случае не выведет Соединенные Штаты из НАТО» в случае своей победы на выборах главы государства.

«Он будет просто более жестко добиваться того, чтобы европейские страны тратили деньги на оборону, причем закупая прежде всего американские вооружения и военную технику, — продолжил эксперт. — Говорить о том, что европейские страны будут создавать нечто отдельное и независимое, не приходится. То есть европейцы не позволят, условно говоря, развалить НАТО, да и Соединенные Штаты при Трампе, безотносительно Трампа, тоже это делать не будут».

Заведующий сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН Сергей Ознобищев придерживается схожего мнения. Охарактеризовав США как крупнейшего спонсора и поставщика вооружений в рамках альянса, аналитик выступил с утверждением, что приход Трампа к власти приведет к ослаблению НАТО в целом и отразится на снижении обороноспособности европейских партнеров Вашингтона.

«Мы должны видеть, что формат военной поддержки Соединенными Штатами Европы ослабеет при Трампе. Ясно, что и поддержка Украины тоже будет гораздо меньше, но она не сойдет на нет из-за политических обязательств американского истеблишмента перед своими избирателями и перед Киевом», — пояснил он.

В то же время Ознобищев считает, что американские власти продолжат настаивать на экспансии НАТО и в другом регионе — Азиатско-Тихоокеанском (АТР). «Всякая бюрократическая организация стремится расширить свое влияние. А для НАТО это уже давно постулат и естественный смысл существования, — отметил эксперт. — Они хотят увидеть увеличение финансирования и рост влияния. Для этого им необходимо постоянно акцентировать внимание на разного рода угрозах, вроде ситуации вокруг Тайваня в данном случае».

Продолжение экспансии НАТО в АТР будет иметь дестабилизирующий фактор для всего региона, уверен аналитик. «Хоть у некоторых государств и будет ощущение большей защищенности от внешних угроз, это приведет к дальнейшей милитаризации и вызовет ответные действия не только со стороны России, но и других государств региона», — заключил он.

Блок НАТО был учрежден на основе Североатлантического договора (The North Atlantic Treaty), подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне главами МИД 12 государств — Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. Целью организации этот документ назвал «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Северо-Атлантическом регионе». Таким образом, в 2024 году альянсу исполняется 75 лет.

Сейчас организация включает 32 государства: почти все европейские страны, США, Канаду, Турцию. В программе по принятию в организацию новых членов участвует Босния и Герцеговина. Чтобы войти в НАТО, стране необходимо выполнить условия индивидуального плана, не иметь территориальных споров, привести свои вооруженные в силы в соответствие со стандартами альянса.

Источник