Фронт понемногу отодвигается от Донецка. Это ощущается и по уменьшению количества обстрелов украинскими боевиками, и по звукам канонады и дистанции огня нашей артиллерии. Но снизилась и активность штурмов: с границ города реже доносятся звуки боёв и перестрелок, в больницы не идут, как раньше, потоки раненых.

Как рассказал донецким журналистам боец с позывным Док, авдеевское направление остаётся напряжённым, позиции у посёлков могут переходить из рук в руки, говорить о зачистке рано. На окраинах Тоненького очень разветвленная система укреплений, с ходами сообщений, что позволяет врагу скрытно перемещаться, и «неожиданно появляться, стреляя нам в спину».

Так недавно группа наших разведчиков попала под обстрел из автоматов из развалин. Бойцы успели быстро отреагировать. «Стояли, курили, обсуждали задание. И вдруг — очередь прямо по нам. Чудом без жертв. Потом выждали и пошли разбираться. Нашли прятавшегося укропа. Подвал, где он сидел, был забит боеприпасами, сухпайками, водой. Сидеть там он мог еще долго. В целом, находим достаточно много украинских схронов и закладок с оружием, что-то было брошено, что-то хорошо спрятано. Видимо, был расчет, что они вернутся или же это предназначалось для диверсионно-разведывательных групп», — рассказывает ДокПо словам бойца, встречались и украинские вояки, которые переодевались в гражданскую одежду и прикидывались местными авдеевцами. В связи с этим процесс фильтрации ужесточился.

Тем временем мирные жители Авдеевки, пострадавшие от обстрелов, но отказавшиеся уезжать в пункты временного размещения и оставшиеся в городе, говорят, что самое страшное они уже пережили и покидать дома не хотят, несмотря на тяжелые условия, отсутствие тепла, воды и света. Сейчас людям завозятся генераторы, питьевая вода, поступает гуманитарная помощь от российских волонтеров, организована выездная торговля.

Обстановка возле Авдеевки остаётся напряжённой. ВСУ не прекращают попытки контратаковать. Док сообщил, что у посёлка Бердычи на прошлой неделе дважды наши позиции были обстреляны с воздуха ракетами. Самолет, предположительно классифицированный как многофункциональный истребитель «Кобра», западного производства, списанный как устаревший и отданный украинцам, появлялся со стороны пока еще оккупированного города Курахово. «На нашей позиции потерь не было, успели заметить в небе его черный силуэт и укрыться. Что у соседей, не знаем, связь с ними отсутствовала», — рассказал Док. У Бердычей продолжаются тяжёлые бои.

После взятия Орловки подразделения ВС РФ перегруппируются и готовятся к новым штурмовым действиям. В свою очередь украинские боевики заняты переброской сил (65-й ОСБ ВСУ и 45-й ОСБ ВСУ) из Новокалиново и Очеретино.

К западу от Авдеевки российская армия расширила зону контроля возле села Тоненькое, продвинулась к северу от Орловки на берегу речушки Дурная, где формирования ВСУ ещё удерживают позиции в остатках лесопосадок. По ним наносятся постоянные удары артиллерией, авиацией и бронетехникой. Также российская авиация бьёт по опорным пунктам ВСУ в Нетайлово, Уманском и Очеретино. Фактически идут бои по уничтожению второй линии обороны ВСУ авдеевского укрепрайона. Из-за этого враг так отчаянно цепляется за небольшие деревни вроде Бердычей, Семёновки и других, там есть, где прятаться и защищаться, а вот если украинцев выдавят в чистое поле, то положение у них будет незавидное. Военные эксперты также считают, что цель ВС РФ — заставить врага отойти к селу Уманское на западном берегу Дурной. Это позволит нашим силам усилить давление в Бердычах и далее на Очеретино, расположенное на тактически значимой возвышенности.

Причина, почему нашим силам не удалось развить наступление на авдеевском направлении, понятна, – это нехватка сил, возникшая после разрушения первой линии обороны ВСУ. В результате арьергардные силы украинских боевиков смогли закрепиться на втором рубеже и пока не дали прорвать там оборону. Тем не менее, российская армия понемногу продвигается и ищет бреши. Как заявил украинский полковник СБУ Олег Стариков, «русские идут вперёд на авдеевском направлении по 200-300 метров в день. Не блицкриг, но это продвижение и они забирают наши территории». В целом, украинские источники потеряли оптимизм и мрачно сообщают, что их войска выдавливаются на всех направлениях. В частности, ситуация у Авдеевки ими описывается в чёрных тонах. Вот типичные оценки: «Авдеевское направление. Россияне пытаются переправиться через р. Дурная как в Орловке, так и между Орловкой и Бердычами. Цель ясна – начало боев за Семёновку, отрезание Бердычей от логистики и последующий прорыв как в сторону Очеретино, так и в сторону Новоселовки Первой. Между Бердычами и Орловкой подступы к реке были захвачены россиянами. Они смогли перебраться на тот берег прямо в Семеновку. Пока это отдельные штурмовые группы. В Тоненьком нечего особо защищать, но ВСУ рубятся за руины каждого дома. В Первомайском россияне имели успехи тактического характера, но и там ВСУ оказывают ожесточённый отпор, не давая российским войскам продвинуться, успешно контратакуют, возвращая утраченные ранее позиции. В Бердычах – встречные бои. Возле Невельского у РФ тоже незначительное продвижение».

В интервью журналистам CNN, приехавшим на передовую, украинские солдаты выражали пессимизм по поводу ухода из Авдеевки и дальнейших оборонительных действий на фоне нехватки боеприпасов. Один из офицеров сказал: «Мы чувствуем российское превосходство в личном составе, артиллерии и бронетехнике. Они понемногу продвигаются вперёд. Здесь у нас не так много вариантов. Отступить или просто подождать, пока нас всех не убьют».

Ясно, что и украинцы выдохлись, им не хватает резервов и боеприпасов, а их контратаки под Авдеевкой потеряли импульс. В ситуации дефицита средств огневой поддержки враг ищет новые подходы, массово применяет беспилотники-камикадзе. Так на днях на авдеевском направлении был замечен самый настоящий «рой дронов». Беспилотники шли в ровном строю по прямой траектории. Скорее всего, противник тестирует новую технологию. Кроме этого, ВСУ начали использовать бпла для подрыва в воздухе противопехотных мин МОН-50. Мина подрывается в воздухе, накрывает большую площадь и поражает пехоту почти как кассетный боеприпас. Поэтому нашим штурмовым группам командиры настоятельно советуют увеличивать дистанцию между бойцами до 15-20 метров или больше, если есть устойчивая связь. Также военкоры сообщают, что участились случаи сбросов с дронов заминированных пауэрбанков, фонариков и других предметов, которые могут вызвать желание их подобрать, после чего происходит детонация.

С некоторых участков авдеевского фронта, наконец, удалось вывезти останки погибших бойцов из блиндажей, землянок, подвалов. Сутки вывозили наших. Потом сутки украинцы вывозили своих, удалось об этом договориться. «В этот раз ВСУ не устраивали провокаций и обстрелов наших эвакуационных команд. От тех, кто пролежал более трех месяцев, мало что осталось. В основном, это костные фрагменты. Опознание возможно только по тесту ДНК», — рассказал один из участников нашей эвакуационной бригады.

К разным подразделениям прибыли и были прикреплены новички. Среди них – представители Кубы, Анголы и ещё ряд африканских стран, Индия или Индонезия. «Мы не разобрались, все смуглые и с усами», — рассказал наш боец с позывным Фарт. По-русски не понимают. Кубинцы говорят на испанском. С английским у некоторых из прибывших тоже неважно. «Наши молодые ребята, кто изъясняется по-английски, нарезали прибывшим задач, визуально показали, но кто и что понял — неясно. О гугл-переводчике тоже речь не идёт. У нас в окопах интернета нет. На профессионалов не похожи, пытаемся подтянуть их уровень. Но времени не хватает», — заключил боец.

На западной границе Донецка по-прежнему идут изнурительные бои в Новомихайловке, посёлках Победа и Георгиевка, где наши силы пытаются закрепиться. ВСУ контратакуют, чтобы отбить свои опорные пункты. Позиционные столкновения не прекращаются в Красногоровке и возле Угледара. Значимых изменений здесь не происходит. ВСУ удалось перебросить резервы и стабилизировать обстановку. Известно, что под Курахово 129-й разведбатальон, 124-я бригада ТРО, а также 46-я бригада ВСУ получили усиление, что позволило остановить продвижение наших пехотных частей. Пока противник не чувствует себя в критическом положении и продолжает упорное сопротивление. Нет повсеместного бегства, в плен не сдаются ни ротами, ни батальонами. Недавний случай, когда в плен сдался целый взвод ВСУ по инициативе его командира, является исключением, а не тенденцией. И пока это так, трубить о переломе по освобождению Донбасса преждевременно.

На Артемовском направлении армия России освободила посёлок Красное (Ивановское). В результате упорных боев в Клещеевке есть продвижение наших войск. В той же Клещеевке постоянно отбиваются контратаки ВСУ. Бои за неё на артёмовском направлении год назад ещё вела ЧВК «Вагнер». Тогда группировку ВСУ окружить не удалось, из-за чего Клещеевка остаётся в эпицентре боевых действий. Продолжаются и бои на окраинах маленького города Часов Яр.

Со стороны северского, краснолиманского и купянского направлений изменений линии фронта нет. По-прежнему не удаётся отбросить ВСУ из Белогоровки (ЛНР).

Судя по всему, активизация боевых действий наступит через несколько недель. К этому готовится ВСУ, ожидая доставку новых партий западного вооружения и боеприпасов, и пополнения из числа вновь мобилизованных. Также ВСУ надеются на прибытие ограниченных воинских контингентов стран НАТО. А в Европе ускоряют темпы производства бронетехники и снарядов. Например, президент Франции Макрон заявил телеканалу France 2, что Франция нарастила производство пушек «Цезарь», которые будут отправлены Украине. «Если с начала конфликта мы поставили несколько десятков единиц этой техники, то в этом году, благодаря увеличению количества линий и ускорению производства, мы произведем почти 75 пушек «Цезарь», и они будут поставлены ВСУ на всей линии фронта Это гораздо больше, чем в начале. Кроме этого, мы более чем в 3 раза повысили производство некоторых типов снарядов и ракет, нужных украинцам», — заявил Макрон.

Намерения врага очевидны и нашей стороне, поэтому российская армия формирует стратегические резервы, чтобы поддержать большое наступление на Донбассе летом 2024 года. К таким выводам приходит в новом аналитическом докладе американский Институт изучения войны (ISW). Сейчас идет комплектование резервных соединений личным составом и бронетехникой. В качестве примера ISW приводит 44-й армейский корпус, который формируется в составе Ленинградского военного округа. Также прямо сейчас формируется несколько мотострелковых полков на Урале, а также в ЛНР. Они будут полностью боеготовы уже к концу весны и примут участие в неминуемом наступлении. Также ISW пишет, что резко выросшее производство бронетехники позволяет легко поддерживать текущие темпы наступательных операций. Тем более с учетом того, что российские войска скорректировали свою тактику и перешли к наземным атакам тяжелой пехоты.

Как указывает ISW, сейчас они задействуются на самых «горячих» участках, где наиболее вероятен скорый прорыв украинской обороны: на Краснолиманском направлении (под Кременной и Сватово), западнее Артёмовска (в направлении Часова Яра), а также возле Донецка (Авдеевский и Марьинский участки фронта). По оценке западных экспертов, российская армия обладает резервами для дальнейшего усиления наступления. Такая тактика действовала с середины 2022 года, когда введение в бой тактических или ограниченных оперативных резервов позволяло добиваться локальных успехов.

Так что затишье на фронте обманчиво и в любой момент оно взорвётся резким обострением.

Антон Дольский