Широко разрекламированный на Западе украинский фильм под названием «20 дней в Мариуполе» получил награду «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Это первый «Оскар», полученный Украиной. Сам же фильм ещё до «Оскара» получил премии BAFTA (Британская академия кинематографического и телевизионного искусства) и награды Гильдии режиссёров Америки.

Если коротко, то фильм этот, называемый документальным, рассказывает о работе журналистов «Ассошиэйтед пресс» (АР) , которые «совершенно случайно» оказались в Мариуполе накануне начала СВО. Эти журналисты – режиссёр Мстислав Чернов и фотограф Евгений Малолетка.

Факт получения «Оскара» вызвал неописуемый восторг у националистов Незалежной. И всё бы ничего, пусть бы радовались, если бы не одно обстоятельство – фильм, который почему-то называется документальным, к документалистике не имеет никакого отношения. Нет, конечно, там есть страшные кадры разрушенного Мариуполя и людского горя, и эти кадры настоящие, но вот комментарии за кадром – откровенная ложь, призывающая доверчивых зрителей видеть в белом чёрное и наоборот.

Начинается фильм душераздирающими криками женщины, которая не знает, куда ей бежать, потому что сын у неё ещё не вернулся с работы, а ей страшно находиться одной дома, и она вышла его встречать.
Украинский военный убеждает её вернуться домой и успокаивает – по гражданским никто стрелять не будет.

Не станем акцентировать внимания на том, что уже 24 февраля все мариупольские предприятия отправили горожан по домам. Остановимся только на словах вэсэушника: по гражданским никто стрелять не будет.

А как же тогда все эти чистосердечные признания «азовцев», убивавших безоружных мариупольцев на городских улицах только за то, что те проходили мимо?

Суды в России и в ДНР чуть ли не ежедневно выносят приговоры убийцам мариупольцев.

Вот из последнего: «Оператор группы радиоэлектронной разведки Александр Печарский и командир автомобильного отделения Сергей Георгиу признаны виновными в жестоком обращении с гражданским населениемубийстве человек и покушении на убийство двух лицсовершённые организованной группой по мотивам политической и идеологической ненависти».

В марте 2022 года они убили двух велосипедистов, ехавших по улице Тополиной, одного водителя автомобиля и двоих мужчин в гражданской одежде и без оружия на проспекте Карпова. Просто так.Расстреливали направо и налево – мужчин, женщин, детей, в каждом им виделся враг.

Вынесен приговор военнослужащему полка «Азов»* Алексею Буре за убийство троих мирных граждан в Мариуполе.

Осуждён военнослужащий националистического полка «Азов»* Денис Жучков за убийство четырёх человек и покушение на убийство трёх лиц.

Вынесен приговор виновному в расстреле трёх мирных жителей Мариуполя морпеху Богдану Крылову.

Можно продолжать долго – убийц, признавшихся в кровавых преступлениях, много, список убийств гражданского населения огромен.

Но «документалисты» АР впаривают западному зрителю совершенно других украинских военных. Не спорим, были и те, кто не стрелял по гражданским, однако где же в фильме другие – убийцы мариупольцев?

Смотрим фильм дальше. Украинские пожарные героически пытаются потушить горящий дом. Кстати, пожара особенно не видно, только пожарных, а голос за кадром вещает – дом горит, в него попал снаряд.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Поверим, что дом горит. Вот только есть данность – все службы вместе с коммунальным транспортом и пожарными машинами в том числе, а также с городской властью в полном составе выехали из Мариуполя ещё 22 февраля, оставив жителей города на произвол судьбы. Вернее, на произвол «азовцев». Вопрос – какую пожарную технику и каких пожарных снимали «документалисты» АР и когда именно? И почему не сняли, как городская власть вместе с коммунальной техникой сбегала из Мариуполя?
Одна из самых душераздирающих сцен в фильме – это события, происходящие в мариупольском роддоме. Несмотря на то что всё это было опровергнуто непосредственными участниками событий ещё на стадии фотографий, попавших в западные СМИ, режиссёр не стесняется врать.

Жительница Мариуполя Марианна Вышемирская в те дни находилась в том самом роддоме. Запад обвиняет Россию в том, что российский самолёт совершил налёт на роддом, где находились беременные женщины и новорождённые детки.

На самом же деле украинские военные пришли в роддом, заставили всех женщин и детей спуститься в подвал, но не разрешили им покинуть больницу. А сами на верхнем этаже устроили огневые позиции – ведь это в украинских традициях брать мирных жителей в заложники.

По словам Марианны Вышемирской, авианалёта не было, было тихо и вдруг раздалось два взрыва, после чего военные приказали всем выходить.

Вместе с украинскими военными прибыли и журналисты из «Ассошиэйтед пресс», они расспрашивали вышедших на улицу женщин  о российском авианалёте, во время которого якобы был разрушен роддом.

«Авианалётони спросилибыл или не былЯ сказалаНе былоЕго не слышали даже текто был на улицеКогда я увиделачто репортёр Associated Press делает фотоя обратилась к нему со словамичтобы он этого не делалОн согласилсяно продолжал снимать», – рассказывала Марианна ещё прошлым летом в многочисленных интервью как российским, так и западным журналистам.

Знаменитое фото с Марианной, обошедшее все западные СМИ. Она порезалась стеклом, осколки стёкол тогда были везде, отсюда и кровь у неё на лице. Вот только здание без окон за её спиной никогда не было роддомом, это детская больница. Роддом на заднем плане слева – розовое здание, в котором оконные рамы на месте.
Знаменитое фото с Марианной, обошедшее все западные СМИ. Она порезалась стеклом, осколки стёкол тогда были везде, отсюда и кровь у неё на лице. Вот только здание без окон за её спиной никогда не было роддомом, это детская больница. Роддом на заднем плане слева – розовое здание, в котором оконные рамы на месте.

После этого молодой маме потоком пошли сообщения с Украины с угрозами и обвинениями.

Но она продолжает настаивать – сцена со взрывом роддома была постановочной, заранее спланированной, специально для западных журналистов. И это один из самых знаменитых фейков в этом фильме, но тех, кто вручал «Оскара» Чернову и Малолетке, это не смутило.

В начале киноленты есть ещё один эпизод, вызывающий возмущение тех, кто в начале СВО оставался в Мариуполе. Авторы фильма трагически сообщают: все магазины разграблены, подразумевая при этом, что грабили русские. Но мариупольцы точно знают – начиная с 24 февраля магазины вскрывали украинские военные.  Забрав всё, что им понравилось, они разрешали мариупольцам брать оставшиеся продукты. Если же кто-то из местных «без разрешения» попадал в магазин, таких наказывали – раздевали наголо и заставляли в таком виде идти домой. К тому времени, как в город вошли российские силы, брать в разграбленных магазинах уже было нечего.

В фильме много крови, много страшных кадров, много трагедий: убитые и раненые дети и старики, трупы на улицах, горящие дома.  Но нет ответа на вопрос, кто это сделал? Только голос за кадром, уверяющий, что  это всё русские виноваты. «Документалисты» молчат о том, как в подвалы с мирными жителями «азовцы» бросали гранаты, как стреляли из «Джавелинов» по окнам, как расстреливали автомобили с белыми лентами, пытающиеся выехать из Мариуполя. Но ведь всё это было точно так же, как трупы на улицах. Жители города лучше всех заезжих журналистов знают, кто по ним стрелял и кто их убивал. Знают намного лучше, чем Мстислав Чернов и Евгений Малолетка.

По мнению российского режиссёра сериала об СВО «20/22» Андрея Симонова, фильм «20 дней в Мариуполе» – сугубо пропагандистская работа.

Людям кажется, что документальный фильм всегда является правдой, потому что фиксирует реальные события. Однако на самом деле это не так, документальный фильм ничем не отличается от художественного, документальные кадры можно смонтировать под определённый заказ, наложив соответствующие комментарии, такие какие нужны заказчику.  За счёт монтажа, за счёт сопоставления кадров и формируется определённый образ события, объясняет Симонов.

«Оскар» за лживую пропагандистскую ленту – это не проблема документального кино, это проблема Американской академии кинематографических искусств и наук, призванной объединять профессионалов. Это проблема премии «Оскар», ведь награждение фильма «20 дней в Мариуполе» – тоже элемент пропаганды, поскольку «Лучший документальный фильм» 2024 года является пародией на документалистику. Настоящее документальное кино благополучно переживёт утрату «Оскара», но вот переживёт ли «Оскар» перевоплощение в политический инструмент, не интересный документалистам?

Марина ЖДАНОВИЧМариуполь

Марина ЖДАНОВИЧ