Эксперты и бизнес-сообщество России ожидают, что Минэкономразвития РФ внесёт на рассмотрение правительства проект плана реализации стратегии низкоуглеродного развития страны до 2050 года.

Данный план предполагает возможность внедрения механизма платы за выбросы углерода уже в 2028 году. «В первую очередь это вопросы ценообразования на углерод. Но мы будем очень аккуратно к этому вопросу подходить», — заявил глава министерства Максим Решетников. По его словам, все новые решения будут всесторонне оцениваться, исключая какую-либо дополнительную нагрузку на российскую экономику, обсуждаться в диалоге с заинтересованными лицами.

Речь об углеродном налоге — платеже за выбросы парниковых газов при производстве промышленной продукции. В России более 99% выбросов парниковых газов представляют собой углекислый газ, которым питаются деревья и выделяют нужный нам кислород. Остальное — метан и закись азота, загрязняющие вещества, за которые предприятия платят в рамках экологического регулирования.

Об этом говорили участники форума, прошедшего под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В частности, первый замглавы минэкономразвития Илья Торосов считает, что главной задачей является определение механизма и инструментов достижения текущих показателей стратегии, во исполнение которой к 2030 году планируется сократить нетто-выбросы примерно на 6% относительно 2019 года. «Ключевой принцип — сокращение выбросов не должно тормозить развитие экономики», — подчеркнул Торосов.

Необходимость внедрения своей системы взимания платы за углерод авторы инициативы связывают с механизмом пограничной корректировки углеродных выбросов, введенным Евросоюзом с 1 октября 2023 года. «Неправильно надеяться, что европейский трансграничный механизм углеродного регулирования не затронет нас. Поэтому мы исходим из тех же соображений: зачем платить налог в бюджеты других стран, когда можно пополнять свой и направлять его на ту же декарбонизацию?» — задался вопросом Торосов.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что пункт введения цены на углерод с 2028 года требует обсуждения. Он отметил, что один из выводов доклада Банка России о предварительных результатах стресс-тестирования воздействия переходных климатических рисков «состоит в том, что введение внутренней цены на углерод приводит к более негативным последствиям для российской экономики, чем ее отсутствие». Проще говоря, инфляция из-за роста цен на критически важную для экономики продукцию и услуги — цемент, сталь, тепло — и снижение конкурентоспособности российских производителей не компенсируется дополнительными поступлениями в бюджет от налога.

В конце 2015 года представители нескольких стран мира подписали Парижское соглашение, по которому обязались разработать меры по сокращению выбросов вредных газов в атмосферу. Введение углеродного налога — один из последующих шагов в рамках программы. Сбор уже действует в Дании, Германии, Индии, Китае и многих других странах.

Россия ратифицировала Парижское соглашение в сентябре 2019 года. И в целях реализации принятых обязательств 4 ноября 2020 года Президент подписал Указ № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». Правительство России разработало Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В этом документе говорится о том, что в случае введения денежного сбора на углекислый газ должен быть соблюден баланс стабильности финансовой системы и климатических рисков.

В 2022 году на Сахалине запущен пилотный проект по углеродному регулированию. Экономическая суть — в квотировании: местные компании должны не только отчитываться об объемах выброса вредных газов в атмосферу, но и платить за произведенный углерод свыше установленной квоты. Цель эксперимента — достигнуть к 2025 году «углеродной нейтральности» острова. А сам проект продлится вплоть до 2028 года. Вслед за Сахалином о своем желании принять участие в эксперименте по углеродному регулированию заявили Башкирия, Хабаровский край, Иркутская и Калининградская области.

Соучредитель автономной некоммерческой организации «Центр просветительской и экологической деятельности «Экология жизни», юрист Татьяна Проничева рассказала, что введение углеродного налога преследует ряд целей: стимулирование развития «зеленой» энергетики на основе возобновляемых источников энергии, получение денежных средств для компенсации вреда за причиненный вред природе.

«Сейчас Минэкологии в рамках Парижского климатического соглашения разрабатывает проект по введению углеродного налога, ведутся активные обсуждения относительно его целесообразности. Нужно понимать, что введение этой меры регулирования отразится на ценах на электроэнергию и тепло, что приведет к росту тарифов для граждан и других конечных потребителей. С одной стороны, введение углеродного налога — это хорошо. Давно пора стимулировать развитие «зеленой» энергетики и финансировать управление климатическими рисками. Но с другой — при всех положительных моментах углеродного налога — есть риск возрастания нагрузки на конечного потребителя. Необходимо продумать такие механизмы, чтобы финансовая нагрузка не возлагалась на плечи конечных потребителей», — отметила Проничева.

Обсуждают новый налог и в Сети. Так, авторы телеграм-канала ВЧК-ОГПУ утверждают, что автором данной новации был покинувший Россию Анатолий Чубайс.

«Сейчас в РФ активно обсуждается стратегия низкоуглеродного развития страны. В частности, как принудить промышленные предприятия России начать бороться против парникового эффекта во всем мире. За свой счет. Прямо сейчас. Когда от российской промышленности требуют выхода на максимально возможные показатели и не меньшего импортозамещения. Проект этой самой стратегии был выложен в открытый доступ еще в декабре 2023 года. За мелким шрифтом на 18-й странице легко обнаруживается пункт 1.2.5, а в нем подпункт 1 – «Введение системы взимания цены на углерод». Срок – I квартал 2028 года. То есть, промышленные предприятия РФ должны будут платить налог за выбросы углерода — неизменного спутника растущего производства в нашей стране и у ее развивающихся соседей. Минэкономразвития уже сейчас ставит этот вопрос на обсуждение с бизнесом и другими профильными органами власти. При этом, понятно, что российские промышленники, по сложившейся традиции, выплату «углеродного налога» переложат на потребителей своей продукции. Им просто некуда будет деваться. Особенно тем, кто сейчас работает на госзаказ или попал в иные тиски интересов государства, а это — подавляющее большинство более менее работающих заводов и предприятий. Компенсировать углеродный налог, как и штрафы за загрязнение среды, за счет увеличения стоимости поставок за рубеж, им уже не получится. Цены же в госконтрактах, по сути, определяют власти, и тут тоже не разгуляешься.

Вот и получается, что первыми на себе стремительно улучшившийся климат прочувствуют обычные россияне, часть из которых проследует за черту бедности. А там, вместе с остальными, насладится двузначной инфляцией, ростом цен на все отечественное, включая поездки на транспорте и плату за ЖКХ. Самое смешное в этой истории, что главным лоббистом «углеродного налога» в России был Чубайс. Да, тот самый великий человек, чьи предложения имеют инерцию фантастической силы. Конечно, последствия «низкоуглеродного развития» России будут менее убийственны для экономики страны, нежели приватизация по Чубайсу, но их тектонический разрушительный масштаб как для промышленной, так и для социально-политической сферы, виден уже сейчас», — пишут они.

Источник