Нильское судно древних египтян. Настенная роспись
Приветствую тебя, о Нил!
кто являет себя над этой землей,
и пришел дать жизнь Египту!
Таинственно твое появление из тьмы,
в этот день, когда оно празднуется!
Поливая сады, созданные Ра
чтобы прокормить весь скот,
ты поишь землю, неистощимый!
Древнеегипетский гимн Нилу

История своими руками. Сегодня мы начинаем новый цикл, который станет логическим продолжением цикла «экспедиция к предкам». Только в его статьях главное внимание уделено миграциям древних народов и взаимопроникновению культур, тогда как история своими руками будет посвящена творческой составляющей изучения прошлого – изготовлению различных макетов и моделей образцов материальной культуры Древнего мира и Средних веков.

Дело в том, что опыт показывает: на очередном этапе развития нашего общества наших детей одни только визуальные картинки на экранах мобильных телефонов уже не удовлетворяют. Наелись, хотя и не все, конечно. Учителя 5–6 классов сразу нескольких школ мне рассказывали, что дети с большим интересом рассматривают макеты пирамиды Хеопса, рыцарских замков, древнегреческих храмов, и не просто рассматривают, а пытаются и сами их делать. В Интернете для этого много всего есть, но… Как правило, все предлагаемое достаточно денежно и сложно.


Модель этого нильского судна, изготовленная из самых простых и доступных всем материалов. Воспроизводит изображение корабля с настенной росписи

И в итоге уже многие учителя просили меня заняться разработкой таких вот интересных исторических самоделок, начиная, может быть, с пещеры первобытного человека и заканчивая… казнозарядными пушками, участниками Столетней войны и плавания Христофора Колумба.

Любопытно, что в советское время было выпущено несколько книг-пособий для учителей, рассказывающих об изготовлении наглядных пособий для уроков истории. Но почему-то тогда по какой-то причине все тогдашние разработки требовали тяжелого (в прямом смысле этого слова) ручного труда. Надо было пилить, строгать, а какая учительница (не надо забывать, что учителями у нас в основном работают именно женщины) будет «пилить и забивать». Не было ни качественного клея, ни красок, в результате даже те самоделки, что в школах пытались делать, выходили грубыми и некрасивыми, и интереса у детей не вызывали.

Хорошо помню, что, обучаясь в пединституте, я внимательно прочитал такую книгу, познакомился с её разработками, чертежами и рекомендациями и в итоге… не сделал по ней ничего.

Работая учителем в сельской школе, сделал вместе с детьми модель тарана и катапульту, и это было все, опять-таки, сказалась нехватка материалов. В 80-е годы прошлого века, сотрудничая с редакцией журнала «Семья и школа», для её задней обложки из более плотной бумаги я сделал цветные развертки исторических кораблей: ганзейского когга, корабля Древнего Крита и судна викингов. А для журнала «Левша», уже в 90-е годы, развертки китайской джонки, боевого французского когга, венецианского галеаса – короче, получил таким образом определенный опыт работы с бумагой и картоном. Часть этих разработок вошла также в три мои книги, опубликованные в 1987–1990 гг. издательствами «Полымя» и «Просвещение».

Три года работал в пензенской школе № 47 на общественных началах. Вел уроки творчества в классе, где училась моя внучка. И чего мы там только не делали?! И замок из трубочек от туалетной бумаги, и модель бразильского плота жангады, и индейское каное… Словом, детям у меня скучать не приходилось, а кабинеты школы пополнялись и макетом действующего вулкана в разрезе, и египетской пирамиды и греческого храма. Причем важно, что именно сейчас ко всем этим самоделкам интерес у детей значительно вырос, что отмечается многими практикующими учителями.

Так что, почему бы нам и не заняться на досуге вместе с нашими детьми, включая внуков и внучек, работой над различными старинными самоделками? Они запросто могут стать им отличной игрушкой и… подарком (и не одним!) своей родной школе.

Самой первой и едва ли не самой простой разработкой могло бы стать индейское каноэ из березовой коры, но сейчас зима, и идти за корой в засыпанный снегом лес мне как-то неохота. К тому же мы сейчас знакомимся с культурами Древнего Египта и теми кораблями, на которых египтяне плавали по Нилу и даже осмеливались бороздить океаны. Вот мы и попробуем сегодня сделать модель речного египетского судна. Она выполнена в несколько условной «школьной» манере, однако, сделанная аккуратно, она выглядит очень хорошо, в чем нетрудно убедиться, рассматривая её фотографии.

Египтяне изначально строили свои суда из связок папируса, поэтому корпуса многих моделей этих судов, найденные археологами в гробнице Тутанхамона и Макетра, выкрашены в зеленый цвет. Нос и корма у них загибались вверх и часто связывались канатом, который дополнительно закручивали при помощи вставленных в них палок. Руля эти корабли не имели. Вместо него использовались рулевые весла: либо одно большое на корме, либо четыре-шесть по бортам, опять же, в кормовой части. Паруса были и узкие, вертикальные, и очень широкие – горизонтальные. Мачта часто выполнялась складывающейся.


Обратите внимание, что модель нильского судна приклеена на основание, которое имитирует нильскую воду. К тому же так её легче использовать на уроках

До нас дошло настенное изображение одного такого нильского корабля с мачтой а-образной формы. Как видите, судно показано с корпусом, который погружен в воду, и именно так интереснее всего модель этого корабля и демонстрировать, наклеив его готовый макет на фон из зеленой бумаги, имитирующей зеленоватую нильскую воду.


Фотография разверток, наклеенных на упаковочный картон. Два квадрата на палубе нужно будет вырезать – это люки, ведущие в трюм

Итак: развертки модели очень просты. Их можно просто распечатать с экрана компьютера, а потом вырезать и наклеить клеем ПВА на коричневый упаковочный картон, который всегда можно достать в любом современном продовольственном магазине.


На этом фото развертки уже вырезаны. Боковых деталей с профилем судна нужно две штуки!

Палуба выгибается по профилю одной из боковых разверток, после чего они приклеиваются к ней изнутри. Это повышает жесткость корпуса

Соответственно снизу к ним приклеивается днище. Вот так выглядит корпус судна без бортовой обшивки

Палуба нильского корабля была настлана из досок. Чтобы не возиться с их нарезкой, проще всего купить набор полосок бумаги желтого цвета для скрапбукинга и наклеить их на палубу, предварительно выкрашенную в черный цвет, так, чтобы швы между досками были бы чуть-чуть заметны. Это визуально очень украшает модель!

Хижина на палубе склеивается из четырех деталей: передней и задней стенок и двух прочных картонных бортов. А вот над её покрышкой придется потрудиться. Полоски для скрапбукинга для неё слишком широки, даже те, ширина которых 3 мм. Придется вам самостоятельно нарезать полоски шириной 1,5 мм из зеленой бумаги и так же через интервал 1,5 мм наклеить на лист желтой бумаги.

Когда получившаяся у вас полосатая бумага просохнет, её, опять-таки, следует нарезать на полоски шириной 1,5-мм. Их нужно наклеить на белую бумагу из альбома по рисованию в шахматном порядке. И именно так у вас и получится вот такая красивая шахматная циновка, которой затем нужно будет обернуть сверху хижину, которая должна стоять на палубе.

Площадка для рулевых – коричневый картон, оклеенный полосками желтой бумаги «под доски».


Хижина, корпус и площадка для рулевых

Обшивка наклеивается на смазанные клеем борта сначала с одной стороны, затем с другой. Просто берется лист плотной бумаги и прикладывается к смазанным клеем торцам палубы и днища. Лучше всего для этой цели использовать колей «Момент». Лишняя бумага потом обрезается ножницами

Борта на этой модели вырезаны отдельно и приклеены на неё уже после того, как она получит бортовую обшивку

Готовый корпус красят желтой охрой (именно такой цвет корпуса у судна на настенной росписи). На палубу приклеивают хижину, устанавливают опоры для каната (сплетен из хлопковой пряжи!), опоры для мачты и приклеивают бумажные колечки для крепления канатов, которые можно заменить ввинчивающимися винтами-саморезами с петелькой на конце. Обычно они продаются в магазинах «Леонардо».


Корпус нашей модели имеет упрощенные, «рубленые», а не закругленные обводы. Однако для детей, изучающих историю Древнего Египта в 5-м классе, и такой формы корпуса оказывается вполне достаточно

А-образная мачта собирается из палочек для шашлычков или наборов деревянных реек для изготовления макетов деревянных зданий – сейчас у нас выпускаются и рейки диаметром 3 мм, и сами макеты в масштабах 1:72 и 1:35, так что заказать и купить все это сегодня не проблема. Для красоты и прочности все перекладины мачты связываются нитками, которые промазываются клеем ПВА.


Вот эта мачта. На нижней балке видны два крепления, благодаря которым мачта может опускаться и подниматься. Их лучше всего приклеить к двум степсам по бортам (см. фото) при помощи «Суперклея»

Парус из красной бумаги: так мне показалось красивее…

Модель нильского судна можно сделать и несколько иначе, ориентируясь вот на этот простейший чертежик. Опыт показывает, что и его для такой вот школьной модели будет вполне достаточно

Остается натянуть такелаж из ниток черного цвета, приклеить к площадке рулевые весла из плотной бумаги и медной либо стальной проволоки и поставить на носу судна якорь.

Якорь в оригинале был из плоского камня конической формы с двумя отверстиями для заостренных с обеих сторон кольев. Сделать его проще всего из… стиральной резинки, в которую следует воткнуть зубочистки вместо кольев и затем покрасить ваш якорь в каменный цвет.


В итоге у вас должна будет получиться вот такая модель

В принципе, она может не только стоять на подставке, но и плавать. Для этого нужно лишь оставить ей закругленное днище и покрыть его любым водоупорным лаком!

P. S.

В качестве иллюстраций использованы фотографии автора.

Продолжение последует, правда, появится оно не так чтобы очень уж скоро…