ФОТО: DRUGOENEBO/SHUTTERSTOCK

Наверное, каждый хоть раз сталкивался с проявлениями жадности авиакомпаний при перелёте. Где-то вам навязывают дорогие дополнительные услуги, где-то базовые вещи, вроде перевозки багажа и ручной клади, становятся дорогими дополнительными услугами. Но, пожалуй, самым вопиющим нарушением является овербукинг — ситуация, когда авиакомпания продаёт больше билетов, чем есть мест в самолёте. И с этим никто ничего сделать не может. Или не хочет?

Билет есть, места нет

NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBAL LOOK PRESS

Недавно на этом поприще отличилась авиакомпания Utair. Перевозчик продал лишние билеты, надеясь «проскочить», но «проскочить» не вышло. Явившийся на посадку пассажир, который хотел вылететь из Минеральных Вод в Москву, с удивлением обнаружил, что на его месте в эконом-классе уже кто-то сидит. Представители авиакомпании заявили, что взять пассажира на борт они не могут, так как в эконом-классе больше нет свободных мест. Пересаживать мужчину в бизнес-класс никто не захотел, хотя там-то незанятые кресла как раз были. Обычно из-за дороговизны билетов бизнес-класс всегда полупустой.

Пассажир не растерялся и позвал на борт полицию, но и она ничего не смогла сделать. Как сообщает Telegram-канал Readovka, ссылаясь на жену потерпевшего, вместо того, чтобы посадить мужчину в бизнес-класс, компания решила помурыжить всех своих клиентов. Она высадила всех пассажиров и заставила их пройти повторную регистрацию, чтобы «проверить билеты». Но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Повторная регистрация не помогла, потому что — сюрприз-сюрприз! — билетов снова оказалось больше, чем кресел. И наш герой опять лишился места в самолёте, несмотря на честно купленный билет, а вся эта увлекательная математика привела к задержке рейса на час.

В итоге мужчине предложили сесть на следующий рейс, но и там свободных мест не оказалось. В качестве «компенсации» Utair предложил несчастному клиенту 2 тысячи бонусов. Что с ними делать, когда тебя в принципе не сажают на самолёт, непонятно.
И такой беспредел, словно бы пришедший к нам из лихих 90-х, вероятно, стал уже нормой в отечественной авиаотрасли.

DAVID ZORRAKINO/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Только на днях авиакомпанию «Победа» оштрафовали за продажу двух билетов на несуществующие места. Инцидент произошёл ещё в декабре прошлого года. Тогда лоукостер отказался пускать на борт (рейс Новосибирск — Петербург) двух пассажиров из-за отсутствия свободных мест. Как рассказали в транспортной прокуратуре, компанию привлекли по административной статье 14.4 — «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований». Пассажирам вернули их деньги, перевозчику выписали штраф на 30 тыс. рублей, а гендиректор компании получил предупреждение о недопустимости таких нарушений.

Хотя это уже не первое предупреждение и, видимо, не последнее. Лоукостер и раньше попадался на овербукинге. В том же декабре мест не хватило на рейсе Москва-Екатеринбург. В тот раз «Победу» оштрафовали на 20 тыс. рублей. А в 2022 году компании пришлось заплатить 100 тыс. рублей за отказ принимать пятерых пассажиров с купленными билетами.

1 января суд оштрафовал авиакомпанию «Сибирь» (S7 Airlines) на 30 тыс. рублей за повторный овербукинг. За бортом оказались сразу семь пассажиров, которые пытались попасть из Москвы в Читу и Улан-Удэ. Впрочем, это не рекорд. В 2019 году «Ютейр» отказал в перевозке сразу 14 пассажирам с билетами из-за овербукинга.

Очевидно, что проблема есть и штраф в 30 тысяч её не решает. Это средняя стоимость трёх билетов «Победы». Таких расходов авиакомпания даже не заметит. Проще заплатить, ведь овербукинг всё равно покроет все расходы, включая штраф. Возможно, оборотные штрафы заставили бы перевозчиков вести себя более ответственно, но на такие серьёзные меры в нашей стране никто не идёт.

Овербукинг может стать законным

VICTOR LISITSYN, ВИКТОР ЛИСИЦЫН/GLOBAL LOOK PRESS

Но хуже всего то, что практику продажи лишних билетов хотят легализовать. Авиакомпания «Аэрофлот» в настоящее время работает с Минтрансом над тем, чтобы вписать овербукинг в нормы закона.

По словам гендиректора компании Сергея Александровского, новый закон нужен для того, чтобы авиакомпании «вышли из серой зоны».

Все понимают, что в том или ином виде овербукинг на рейсах бывает. Например, это происходит при вынужденной замене воздушного судна, когда по техническим причинам приходится использовать самолёт меньшей вместимости,

— отметил он.

Александровский считает, что овербукинг может быть даже полезным для пассажиров. Разумеется, не тех, кто не попал на свой рейс, а для всех остальных. Он утверждает, что, повышая свои сверхдоходы, перевозчики могут сделать билеты дешевле. Хотя на практике обычно происходит с точностью наоборот: повышение дохода компании приводит к росту цен, а не к их снижению. Ведь если есть спрос, значит люди готовы раскошелиться.

Второй аргумент гендиректора «Аэрофлота» — это лучшее понимание пассажиропотока. Перевозчики видят, сколько людей не попало на свой рейс, и могут продавать билеты с учётом этого знания. Но с тем же успехом перевозчики могут ориентироваться на соотношение числа мест к числу купленных билетов и на время, которое уходит на то, чтобы продать все места. Чем вам не показатель?

Отметим, что закон о легализации овербукинга пытались принять и раньше. Минтранс подготовил этот проект ещё в 2015 году. Ожидалось, что он будет принят и вступит в силу в 2016 году, но этого не произошло. Максим Соколов, который в те годы был министром транспорта, отказался рассматривать этот вопрос. По всей видимости, сыграла роль резкая негативная реакция со стороны общества. В частности, Союз потребителей России выступил против законопроекта Минтраса. Там заявили, что ведомство фактически предлагает узаконить нарушение прав потребителя. В случае принятия документа, число исков к авиакомпаниям вырастет в разы, поэтому ещё неизвестно не обернётся ли продажа «лишних» билетов убытками.

Ущерб, который может быть причинён пассажиру, оказавшемуся «лишним» на рейсе, зачастую не загладить никакой фиксированной выплатой,

— заявили в организации.

В итоге законопроект так и не был принят. И вот, спустя 9 лет мы снова пришли к точке, с которой начали.

Что говорят сами перевозчики?

EDGAR BRESHCHANOV/GLOBAL LOOK PRESS

Близкие к авиаотрасли люди ожидаемо встали на защиту овербукинга. Они утверждают, что на каждом рейсе есть минимум 2-3 человека, которые не являются на посадку, поэтому в подавляющем большинстве случаев от овербукинга никто не страдает. А дополнительная денежка от рассеянных товарищей позволяет авиакомпаниям немного снижать цены на билеты. Как утверждает пользователь, работающий в сфере авиаперевозок, сверхдоход от овербукинга действительно учитывается при формировании цен на билеты.

СКРИНШОТ:TELEGRAM/КРЫША ТУРДОМА

Если же пассажир, который купил билет на дважды проданное перевозчиком место, всё же явится, его посадят на другой рейс или вернут деньги. Потраченное впустую время пассажира при этом авиаотрасль, похоже, не сильно волнует. А что касается испорченной репутации, то она не сильно волнует перевозчиков.

СКРИНШОТ:TELEGRAM/КРЫША ТУРДОМА

 

СКРИНШОТ:TELEGRAM/КРЫША ТУРДОМА

Женщина, работающая в сфере гражданской авиации, на правах анонимности заявила, что авиакомпании договариваются друг с другом. Они берут на себя обязательство возить жертв овербукинга своих партнёров, причём без доплаты со стороны провинившегося. Тут действует простой принцип: сегодня я тебя выручу, завтра — ты меня. И подобные сделки заключались даже с иностранными перевозчиками. Разумеется, до всяких санкций и закрытия неба для русских самолётов. При этом деньги на овербукинге зарабатываются немаленькие. Даже после всех компенсаций и штрафов компании всё равно остаются в плюсе.

Есть и ещё один момент. Как рассказал Царьграду специалист по безопасности полётов Александр Романов, билеты не всегда продают сами авиакомпании. Существует около 800 разных агентств, которые занимаются сбытом билетов. Иногда у них случаются сбои, а иногда посредники идут на разные хитрости, чтобы заработать побольше.

Обвинять кого-то конкретно очень сложно. Сбои всегда бывают. И в кинотеатрах билеты могут со сбоями продавать, и в театрах. Много дельцов, которые на этом зарабатывают. Я думаю, что каждый частный случай нужно разбирать отдельно,

— отметил он.

СЕРГЕЙ АНТОНОВ