КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В России количество приезжих азиатов перевалило уже за 10 миллионов. Инородцы из Средней Азии и Закавказья переселяются сюда целыми семьями, но говорить по-русски и учить этому своих детей не хотят. Учителя «зашиваются» в попытках найти общий язык с такими учениками и хотят быть услышанными. О царящей среди мигрантов «самобытности» читайте в материале Царьграда.

В России столкновение двух цивилизаций – коренного населения и мигрантов с постсоветского пространства – происходит не только на улице. Инородцы в регионах «захватывают» классы и школы.

Мигрантов больше, учителей меньше

Например, в Екатеринбурге есть такая школа, где практически нет русских учеников. В 2022 году школа № 149 в микрорайоне Сортировка, давно превратившемся в этнический анклав, приняла почти 120 первоклашек. Из них десяти – коренные уральцы, остальные – таджики и киргизы. Русские опасаются отдавать сюда детей, чтобы не оказаться в меньшинстве.

В НЕКОТОРЫХ НАШИХ ШКОЛАХ В ПЕРВЫХ КЛАССАХ ПОЧТИ НЕТ РУССКИХ УЧЕНИКОВ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBAL LOOK PRESS

А в Ульяновске есть школа, где 200 из 500 учеников – это дети приезжих. В местных СМИ пишут, что их родители добились для своих деток халяльного питания и, почувствовав свою силу, пошли дальше, предложив отменить новогодние ёлки. Историю озвучили летом прошлого года общественники Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Грубо говоря, мигранты заявили: праздник у русских «неправильный» – поклоняться дереву нельзя.

Что происходит, когда инородцы «захватывают» целые классы и начинают диктовать свои условия, хорошо видно на примере школы № 33 в Волгограде. Местные СМИ в сентябре прошлого года сообщали, что оттуда уволилась молодая учительница. Ей поручили вести класс, полностью состоящий из не говорящих по-русски детей. Молодой педагог к такой задаче оказалась совсем не готова…

В ОДНОЙ ИЗ ВОЛГОГРАДСКИХ ШКОЛ МОЛОДАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА УВОЛИЛАСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЕЙ ПОРУЧИЛИ ВЕСТИ ПЕРВЫЙ КЛАСС, В КОТОРОМ ДЕТИ ПОЧТИ НЕ ГОВОРИЛИ ПО-РУССКИ. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО ПОРТАЛА V1.RU

Педагоги лезут на стенку

Такую же проблему в красках обрисовала жительница Кургана Елена Ракова. Она руководит образовательным центром, работает репетитором по русскому языку и литературе. Ей не раз приходилось «подтягивать» детей мигрантов. В авторской колонке на городском портале 45.RU она написала, что педагоги от такой задачи лезут на стену.

Ребёнку в шестом-седьмом классе нужно проходить причастные и деепричастные обороты. А он не знает, что стол называется столом, а стул стулом. Чему и как я смогу его научить?

– сокрушается Елена.

Родителям таких детей она советует разговаривать дома по-русски. Но, как говорится, оно им не надо, для работы на рынках и в нелегальных ларьках язык не нужен, а пособия им и так дают.

Показательный случай произошёл с детьми мигрантов, которых год учили русскому языку. Их учительница жаловалась, что после уроков она чувствовала себя, как шахтёр после смены в забое. Одного в итоге более-менее научила разговаривать. Но этого пятиклассника на лето отправили на родину – и в Россию он вернулся с памятью, как чистый лист.

В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ЧЁТКО ПРОПИСАНО: «ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВСЕЙ ЕЁ ТЕРРИТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ЯЗЫК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩЕГО НАРОДА». ЭТО ЗАКОН, И ДРУГИХ ВАРИАНТОВ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. ФОТО:  KALIZHAN OSPANOV/GLOBAL LOOK PRESS

Ещё одна история – о шестилетней девочке, которая с рождения живёт в России, но не говорит по-русски. Её родители общались дома только на родном языке, хотя сами русским хорошо владеют. Просто язык страны пребывания у них не в приоритете. Зато когда пришло время ребёнку идти в первый класс, побежали к репетиторам – срочно помогите!

Да хорошо ещё, если такие родители отпускают детей в школу. В среднеазиатских странах царит убеждение, что девочкам хорошо учиться и знать русский не обязательно. Подрастёт, выйдет замуж, будет рожать детей и сидеть дома. От мальчиков тоже многого не требуют – лишь бы перешли в следующий класс. Педагоги понимают это и рисуют иностранным недорослям тройки, чтобы не мучить ни их, ни себя.

Я разговаривала о детях мигрантов со многими родителями, со школьниками и с учителями. У этих детей мало или вообще нет друзей, об этом говорят их одноклассники: «Он сидит, молчит, с ним никто не разговаривает, его никто не спрашивает, он словно роль мебели играет,

– говорит Ракова.

Таких «специалистов» с фиктивными знаниями после 9-го класса Россия получает пачками. Какую пользу они могут принести стране, которая их учила? Пустая трата времени, сил и государственных денег.

«Они хотят по кайфу пинать нас и наших детей»

В Магнитогорске местная жительница недавно рассказала, как две юные мигрантки, замотанные в платки, громко болтали на незнакомом языке, разбавляя речь русским матом. Когда женщина, гулявшая с маленькими детьми, сделала им замечание, те обвинили её в провокации. Мол, они говорили друг с другом по-таджикски. Но женщина утверждает другое: девушки громко и нецензурно выражались на чистом русском…

Я живу около школы, и каждый день вижу детей мигрантов. От их лексикона уши вянут. Выражаются чётко и без акцента,

– отреагировали местные жители в соцсетях.

ТЕ САМЫЕ «СКРОМНЫЕ» ДЕВУШКИ-ТАДЖИЧКИ. СКРИНШОТ: ПАБЛИК «ЧЕРНОЕ&БЕЛОЕ МАГНИТОГОРСК»/VK.COM.

Но это так – бирюльки. Напомним жуткий случай из Нижнего Тагила, где недавно два мигранта-пятиклассника избили 11-летнюю сироту, а их мать снимала экзекуцию на видео. Правда, мэр города Владислав Пинаев назвал произошедшее «рядовым событием», «банальной ситуацией» и «детским конфликтом». Мол, до национального вопроса эту ситуацию раскрутили наши враги, так как сотни гневных комментариев в соцсетях были с украинских аккаунтов.

Сравнивать драку двух пацанов сам на сам с избиением до потери сознания двумя недорослями девчонки – под улюлюканье их мамы – это признак либо неадекватности самого мэра, либо влияния на него его собственного окружения,

– прокомментировал ситуацию публицист Юрий Подоляка.

А между тем всё чаще появляются новости, что этнобанды малолеток кошмарят русских школьников и их родителей, устраивают акции устрашения, групповые избиения, изнасилования и даже доводят детей до самоубийства.

Впервые такая история прогремела более двух лет назад в Обнинске: группа детей мигрантов из Таджикистана устроила реальный террор, последней каплей в котором стала попытка изнасилования четвероклассницы. В школе № 29 в Химках малолетние этнобандиты выбирали своих жертв по национальному признаку и ради хайпа избивали русских детей на камеру. А в Краснодарском крае школьная этно-ОПГ довела 11-летнего мальчика до самоубийства.

НА КУБАНИ ИЗ-ЗА ТРАВЛИ ШКОЛЬНОЙ ЭТНО-ОПГ ПОКОНЧИЛ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ 11-ЛЕТНИЙ ШКОЛЬНИКЧП СЛУЧИЛОСЬ В ПОСЕЛКЕ «САДОВОД» ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА О.К.О

Во всех этих страшных событиях есть общие тенденции, уверен член СПЧ Кирилл Кабанов. Во-первых, источник агрессии и насилия – это дети – выходцы из стран Средней Азии и Закавказья, как правило, сбившиеся в группы до шести человек. Со слов Кабанова, они терроризируют в основном детей коренных народов, причём не из хулиганских побуждений, а на почве скрытой ненависти. Во-вторых, власть и правоохранители на местах зачастую бездействуют. А это порождает безнаказанность и вседозволенность.

Они хотят «по кайфу пинать» нас и наших детей, но чтобы им за это ничего не было,

– констатирует Кабанов.

Система в стрессе, но старается не подавать вида

Проблему с обучением в русских школах детей мигрантов и «новых» граждан, не знающих русского языка, власти признают на самом высоком уровне. В декабре 2023 года члены Совета по правам человека доложили об этом президенту России.

Нередки случаи, когда семьи мигрантов не пускают детей в школу, в первую очередь это касается девочек. Это, конечно, нарушает Семейный кодекс. Экзамены по русскому языку во многих случаях принимаются, мягко говоря, формально,

– доложил главе государства председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев.

Его коллега Екатерина Сморода фактически подтвердила, что работа Минпросвещения по этому направлению провалена. Она заявила:

Сегодня система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчёт только в вакансиях.

Гигантская нагрузка и падение престижа профессии привели к колоссальному оттоку кадров. Учителя получают «сверху» бесконечные задания: собрать информацию и представить отчёты – вместо того, чтобы учить. Задания порой абсурдны, но за их невыполнение можно вылететь с работы. Например, сделать три любых телефонных звонка через новую цифровую платформу. В итоге педагоги на совещаниях звонят друг другу. Или, например, родителей заставляют вести странички детей в соцсетях, чтобы видеть, чем занимаются школьники во внеурочное время.

НАГРАЗКА НА УЧИТЕЛЕЙ И ТАК ПОСТОЯННО РАСТЁТ, А ТУТУ ЕЩЁ ПРИХОДИТСЯ С УЧЕНИКАМИ, НЕ ВЛАДЕЮЩИМИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. ФОТО: SEBRA /SHUTTERSTOCK

Нагрузка на учителей растёт и в связи с большим притоком детей мигрантов. По данным мониторинга СПЧ за 2023 год, от 20 до 50 процентов детей разного возраста, в том числе подростков, не говорят на русском языке вообще или владеют им на очень низком уровне. Со слов Смороды, учителя на уроках вынуждены использовать карточки, чтобы объяснять значения русских слов.

Это ущемляет права в том числе и тех ребят, которые учатся в классах на родном русском языке изначально,

– подчеркнула Екатерина Сморода. Качество образования в таких школах значительно снижается, плюс они рискуют ещё и потерять финансирование.

Хотите – учите, хотите – нет

Федеральной государственной образовательной программы обучения русскому языку как иностранному в России нет. Нагрузку и проблемы языковой, социальной и культурной адаптации малолетних мигрантов взвалили на школу и учителей. В 2023 году Минпросвещения утвердило ведомственный приказ для школ: обучать детей иностранцев русскому языку рекомендуется на нефинансируемых факультативах.

То есть школа сама должна решать – учить или нет, а если да – то в рамках внеурочной деятельности. Между тем эта работа требует высокой квалификации. Обычный учитель не владеет навыком преподавания русского языка как иностранного. У него нет нужных учебников. Да и мотивации тоже – кто оплатит этот титанический труд?

Реакция президента была чёткой. Он признал: проблема острая – нельзя делать вид, что её нет. И подчеркнул: дети мигрантов должны учиться, но это ни в коем случае не должно влиять на качество образования наших детей.

ДЕТИ МИГРАНТОВ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ, НО ДЛЯ НИХ НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. ФОТО: MARTINA KATZ/HTTP://IMAGEBROKER.COM/#/SEARCH/GLOBAL LOOK PRESS

А решение проблемы есть. Члены СПЧ предлагают в первую очередь признать на законодательном уровне, что эта группа детей – обучающиеся с особыми образовательными потребностями. А значит, нужно вносить изменения в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и создавать для школьников-мигрантов специальные условия. Разрабатывать программы, печатать пособия, готовить учителей и формировать специальные адаптационные классы для интенсивного изучения русского языка. Только при успешной учёбе там можно впоследствии интегрировать русскоговорящих мигрантов в общеобразовательные классы.

Хотя практика показывает, что их родители против такой сегрегации. Например, в том же Волгограде, где учительница уволилась из класса с детьми-мигрантами. Взрослые были очень недовольны, что их отпрысков обособили от русскоговорящих детей. По мнению мигрантов, это может навредить социализации. А то, что из-за этой прихоти будут страдать русские педагоги, инородцев не особо волнует. Вы, мол, обязаны учить наших детей – и точка!

Что с того?

Мигранты требуют бесплатного образования, но зациклены на своей культуре и учат язык нехотя, из-под палки. Это всё равно что русскому приехать в Лондон и упорно избегать говорить по-английски. А зачем тогда ехать? Знание двух языков – своего и страны пребывания – огромное преимущество, но инородцы в России упорно не хотят адаптироваться и мешают делать это своим детям.

Учителя же на грани срыва – им проще уйти, чем пытаться выполнить абсурдные задачи и заниматься с упёртыми приезжими, которые не знают ни слова по-русски. А это чревато нехваткой педагогов в школах, от чего уже страдают русские ученики. Круг замкнулся.

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ