Очень интересно разворачиваются дела у нашего восточного партнера. Вообще Индия – это интересно. Карнавала, подобного бразильскому нет, но сама по себе жизнь такая, что крышу сносит запросто. И все на фоне ярких красок и красивых зажигательных песен.

Начну немного издалека. Но не с истории, как обычно.

В ноябре прошлого года премьер-министр Индии совершил полет на истребителе «Tejas». Точнее, если быть объективным, премьера прокатили на истребителе. Да, фото, видео, Моди что-то возвышенно-патриотическое в соцсетях разместил…

Ну и заодно разместили заказ на 86 самолетов, чем неслабо так встряхнули индийское патриотическое сообщество, которому новость «зашла».

На самом деле «Tejas», что называется, домучили. Самолет начали разрабатывать в 1984 году, в 2001-м он совершил первый полет, а только в 2020 году индийские ВВС получили первый серийный экземпляр.

Учитывая, что «родной» отечественный двигатель GTRE GTX-35VS «Kaveri» мощностью 8500-8800 кгс индусы так и не довели до ума, сиять («Tejas» — «сияющий» с санскрита) истребитель будет по первому времени американским General Electric F404-GE-F2J3 мощностью 8200 кгс.

Не известно точно, на каком двигателе возили Нарендру Моди, но в целом результат так себе. Если реально посмотреть на положение дел, то «Tejas» устарел лет так 10-15 назад.

Конечно, можно сказать, что и мы с Су-57 возимся ого-го сколько по времени, ну так у нас есть на чем летать, и это не купленное, скажем, в Индии или Китае.

И вот, кстати, пора и о российском заговорить

Наверняка все читающие согласятся, что если бы не российский Су-30МКИ, на котором индийские инженеры и техники набили руки по полной программе, локализовав производство самолета до уровня 80%, то никакого «Tejas» не было бы и в помине. Не так давно мы уже обсуждали некоторые наглые выпады отдельно взятых индийских личностей, возомнивших с чего-то, что Су-30МКИ перестает быть российским самолетом, раз почти все для него производят в Индии.

Почти все. Кроме двигателей. И, если китайцы худо-бедно смогли с ухудшениями, но передрать российские авиационные двигатели, то вот индийцам это пока не светит. И как они собираются и за счет чего делать Су-30 на 100% индийским, сказать сложно. Но махать крыльями они самолет точно не научат, равно как и копирование АЛ-31 и АЛ-41 – это не то, за что могут взяться индийские инженеры с гарантированным успехом.

Если вы помните, то в 2007 году была начата совместная российско-индийская программа FGFA по созданию истребителя пятого поколения. На условиях, замечу, равного финансового и частичного технологического партнерства.

То есть, деньги вкладывают равными частями обе стороны, а вот технологиями ОАО «Сухой» с HAL делится, скажем так, по мере необходимости.

Вообще было бы неплохо: Индия и Россия вкладывают деньги, наши строят самолет, начинают выпуск и постепенно передают Индии возможность загрузки своих авиастроительных предприятий. Ну то есть все, как было с Су-30МКИ. Скажем так, проверенный процесс.

Но Индия, как красотка из Болливуда, пела-пела, плясала-плясала и… денег не заплатила. Точнее, заплатила, но… 295 миллионов долларов выбили из партнеров в 2011-2012 годах, а с 2013 по 2016 годы были попытки выбить еще 5 миллиардов на разработку, из которых Индия согласилась выплатить 3,7 миллиарда в течении 6-7 лет на условиях того, что деньги пойдут в основном на реализацию требований ВВС Индии.

А требования, надо сказать, были дай боже!

Индийская сторона затребовала около полусотни модификаций, некоторые из которых были весьма непросты: например, замена двигателей АЛ-41Ф1 на что-то более мощное, оснащение самолета РЛС Н036 «Белка» с АФАР, изменение регламента технического обслуживания, дополнительные возможности комплекса бортовой обороны и так далее. Почти 50 требований. И без денег, потому что весь проект для Индии «тянул» на 6,5 миллиарда долларов.

Нельзя сказать, что в «Сухом» к индийским требованиям отнеслись наплевательски. В конце концов, кто платит – тот заказывает музыку, не так ли? Компания «Сухой» согласилась пойти навстречу индийскому производителю HAL и даже увеличить долю участия HAL в проекте, которая была сокращена с 50% до 13% по инициативе безденежной индийской стороны.

То есть, под контролем компании «Сухой» концерн HAL мог заниматься разработкой шасси самолета, навигационного оборудования, контейнерного лазерного целеуказателя, индикаторов на лобовом стекле, программного обеспечения и так далее. То есть – загружать своих специалистов и экономить на этом свои деньги!

Но все уперлось именно в деньги. Очень хотелось экономить, и чтобы не отражалось на результате.

Компания «Сухой» в свою очередь обязалась до 2020 года поставить ВВС Индии три одноместных (вообще индусов больше интересовали двухместные самолеты) прототипа FGFA для проведения испытаний. То есть, работайте, думайте, согласовывайте, загружайте свои заводы. Говорят, какие-то работы в этом направлении начались на заводе HAL в Насике.

Соответственно своим планам, ВВС Индии хотели приобрести от 200 до 250 самолетов FGFA. Да так, чтобы поставки начались где-то в 2017-2018 годах. То есть, тогда, когда вообще началась программа обновления индийского авиапарка ВВС.

Однако сперва программу изрядно сократили до 127 одноместных самолетов, а потом и вообще отменили.

Между тем, МиГ-27 и МиГ-21 были сняты с вооружения.

Тогдашний министр обороны Индии Нирмала Ситхараман заявила:

«Мы передали России, что Индия больше не является участником этого проекта. В то же время мы сказали русским, что они могут продолжать развивать его самостоятельно, а мы можем вновь присоединиться к ним на более позднем этапе».

Далее индийские СМИ подхватили фразы из доклада ВВС Индии, в которых говорилось:

«Изучив все аспекты этого проекта, мы пришли к выводу, что он не отвечает нашим требованиям, так как в рамках FGFA не удастся создать самолет, который сможет продемонстрировать характеристики, близкие к американским истребителям F-22 и F-35».

Получается, что «Tejas» ближе, так что ли?

Итак, вся программа FGFA оказалась для Индии невообразимо дорогой, самолет признали совершенно не годным по многим параметрам и не отвечающим требованиям пятого поколения, ВВС Индии были не заинтересованы в самолете ну совершенно, и…

И можно долго критиковать Россию за то, что Су-57 рожают по одному в год, но рожают же! Да, выпуск был совершенно невелик, я бы сказал – ничтожно мал. Но он есть.

Индия же получила свой «Tejas», который не то что не претендует на пятое поколение, он вообще ни на что не претендует! Это самолетик, место которого в классе легчайших истребителей, вместе с «Мицубиси» F-2 и SAAB JAS.39 «Gripen». С неплохой скоростью и дальностью, но никакой боевой нагрузкой в 4 тонны.

Су-57 оказался для Индии плох

Нет двух БРЛС, обеспечивающих обзор на 180 градусов, да еще и с АФАР, как хотели индусы для своего самолета. Так на «Tejas» нет даже БРЛС с ПФАР, там совершенно обычная РЛС установлена. И так далее по списку.

В целом, пляска вокруг «Tejas» смотрелась очень так себе.

В итоге, судя по всему, натанцевавшись, в ВВС Индии что-то такое начали соображать: а что, знаете ли, дальше? МиГ-21 убрали, МиГ-27 убрали, «Рафаль» — с ним вообще отдельная пляска, его точно в Индии собирать не будут. «Tejas» — ну да, самолет родом из 90-х годов прошлого века – это здорово, но пакистанские F-16 сожрут «Tejas» на завтрак без масла.

И дальнейшие перспективы сильно так себе: «Рафалей» не будет, французы отказали в локализации, все обслуживание и модернизации – на усмотрение той стороны, значит, у ВВС Индии на модернизационную перспективу остаются лишь Су-30МКИ. От отдельных модернизаций которых индийские военные уже отказались.

Да, на «Tejas» делать ставку в обороне воздушных рубежей страны глупо, особенно учитывая, какие ВВС у Пакистана, с которым еще бодаться и бодаться. И с Китаем, который поддерживает Пакистан, и у которого есть к Индии территориальные претензии, тоже не все просто в воздухе.

А вопросы по-прежнему требуют ответов… А ВВС – самолетов. И вот уже снова заказываются Су-30СМ2 в экспортном варианте. И сгорают процессоры в головах, как подешевле выйти из сложившейся ситуации.

Первый звоночек прозвенел в прошлом году, в ходе международной выставки «AERO INDIA 2023». Там как-то так незатейливо прозвучали в кулуарах отдельные фразы на тему возвращения Индии в программу FGFA. Аргументировано, кстати, со ссылкой на предпоследнего министра обороны Нирмалу Ситхараман. А та четко сказала, что «…мы можем вновь присоединиться к ним на более позднем этапе». Видимо, по мнению нынешнего министра обороны Раджнатха Сингха, время пришло.

Пришло время прийти на все готовенькое? Что ж, это в обычаях наших индийских партнеров, причем, не только в области вооружений. Видимо, совершенно не зря наши не так давно запатентовали двухместную конфигурацию Су-57. Так, на всякий случай, потому что он, случай, очень часто бывает всяким.

И вот так выходит, что пока Нарендра Моди летает на «Tejas», его подчиненные по-тихому дают интервью, в которых тема Су-57 звучит все настойчивей. И тема того, что «Индия не отказывалась, Индия всего лишь приостановила в проекте своё участие».

Да, Су-57 – это не F-22 или F-35. Количество изготовленных машин более чем скромное, но: испытания в боевых условиях самолет прошел. Сперва в Сирии, потом в СВО. И тут стоит отметить, что успехи у Су-57 в сравнении F -22 будут покруче. Можно долго спорить на тему того, сколько реально самолетов сбили Су-57, четыре или один (на самом деле минимум два: Су-25 в августе 2022 года и МиГ-29 в сентябре 2023-го) , но факт: за 20 лет службы 195 самолетов F-22 сбили… один аэростат! Были ракетно-бомбовые удары куда-то по противнику в Сирии, но воздушный «бой» с китайским аэростатом – это было первое применение «Раптора» по воздушной цели.

Не густо.

Но у F-35, выпущенного количеством более 1 000 единиц, показатели ничуть не лучше: ноль. Пять с лишним сотен американских F-35 за 10 лет не уничтожили ничего. Ради чести можно отметить уничтожение двух иранских беспилотников, которое произошло 15 марта 2021 года. Это сделали F-35I ВВС Израиля.

В общем, индийским военным есть над чем задуматься. И, видимо, с их подачи, индийские СМИ начали «разворот» в сторону российского самолета. Известный индийский канал «Military Factory» вдруг разразился большой публикацией о программе FGFA, устроив подробный обзор потенциальных возможностей самолета.

Дальше маршал ВВС Индии в отставке, летчик-испытатель Анил Чопра, который, кстати, очень яро выступал против российского самолета, вдруг заявил в интервью порталу «Indian Defence News», что похоже, с Су-57 он ошибался, поверив американцам, что санкции погубят этот проект.

Тут, конечно, многое становится понятно. Понятно, что именно США стояли за выходом Индии из программы с Россией, кто бы тут стал сомневаться? И схема понятна: просто индийцев застращали тем, что под санкциями производство Су-57 прекратится и они останутся ни с чем. Нормальная схема, мы же микросхемы для крылатых ракет из микроволновых печей достаем… Сработало.

Но в целом схема сработала только наполовину: Индия из проекта вышла, а вот Су-57 медленно, со скрипом, но продолжает выпускаться.

Что-то в индийских мозгах изменилось.

«Мы сами можем»

Вообще Индия пыталась создать свой современный истребитель давно. «Мы сами можем» — это прямо девиз современной Индии. Однако, одно дело собрать из готового машинокомплекта танк или даже самолет, другое – разработать с нуля.

Увы, но Индия не обладает ни знаниями, ни технологиями, ни финансовыми или иными возможностями для создания современного военного самолёта. О самостоятельной реализации подобных проектов индийским учёным и военным приходится только мечтать, в лучшем случае получится «Tejas».

Так что внезапное возвращение в повестку дня Су-57, особенно его двухместной конфигурации вполне оправдано. Сейчас еще некоторое время будут идти индийские танцы и песни, которые задурят головы всем в мире, после чего в Вашингтоне махнут рукой. Там, тем более, сегодня не до индийских плясок вокруг самолетов, тем более что эта тема всех достала еще со времен тендера.

Остается набраться терпения и подождать, пока окончательно созреют индийское головы, а главное – индийские кошельки. Платить за готовое изделие, а Су-57 – это действительно готовое изделие, придется явно дороже.

И вполне возможно, что Су-57 мы увидим в небе Индии.