Удивительно, но мировые СМИ не стали использовать информационный повод – уничтожение украинской стороной российского самолёта Ил-76, на борту которого находились украинские военнопленные. Обычно новость такого масштаба не сходит с первых полос как минимум пару дней.

Вначале многие СМИ решили просто промолчать, кроме откровенно жёлтых изданий.

При этом действовала западная пресса на редкость слаженно. Сперва появились сообщения о гибели самолёта со ссылкой на украинские СМИ. Сообщения были краткими – о том, что ВСУ сбили российский военный самолёт Ил-76, который перевозил ракеты. После того как российская сторона объявила о гибели украинских военнопленных, которых везли на обмен, новости стали убирать с главных страниц интернет-изданий, а в некоторых случаях и вообще удалять. Дальше западные СМИ просто цитировали заявления российских и украинских официальных лиц. Но даже при таком, казалось бы, нейтральном подходе к освещению трагедии, редакции не могли удержаться от попыток выгородить киевских преступников.

Разве только британская The Guardian нежданно опубликовала весьма сдержанную статью на эту тему.

«Россия обвинила Киев в том, что украинская ПВО сбила военно-транспортный самолёт, перевозивший украинских военнопленных для обмена. В результате погибли все находившиеся на борту.

Украина не подтвердила и не опровергла, что сбила самолёт, а

президент Украины Владимир Зеленский призвал внести полную ясность в ситуацию с авиакатастрофой, обвинив Москву в «игре жизнями украинских военнопленных».

The Guardian не может немедленно подтвердить заявления России о том, кто был на борту, и причина крушения пока не подтверждена. Украинская военная разведка напрямую не подтвердила и не опровергла нанесение удара по Ил-76. Она подтвердила планы по обмену и заявила, что выполнила свою часть сделки, доставив российских военнослужащих в пункт обмена и обеспечив их безопасность», – пишет The Guardian, воздержавшись от оценок.

Другое британское издание The Times не смогло противостоять искушению и сохранить нейтральность, написав (разумеется, со ссылкой на представителей офиса президента в Киеве) о том, что никаких военнопленных на борту самолёта не было, а были только ракеты, которыми обстреливают Харьков. А все заявления о гибели военнопленных – это «очередная информационная спецоперация против Украины, направленная на дестабилизацию украинского общества».

Далее The Times вспоминает, что накануне Россия обстреливала Харьков и другие города. Но внезапно добавляет – российский Белгород тоже часто подвергается ударам со стороны ВСУ, в прошлом месяце в результате удара по центру города погибли 25 человек. При этом намеренно не уточняя, что ВСУ целенаправленно били по мирному Белгороду, а страдания гражданских лиц в Харькове – результат того, что Украина размещает ПВО в жилых кварталах и сбивает ракеты прямо над ними.

Немецкая газета Handelsblatt ограничилась тем, что перепечатала сообщение немецкого новостного агентства Deutsche Presse Agentur (DPA). Таким образом, новость была донесена до читателей, а углубляться в рассуждения о том, кто виноват, редакция главного делового издания ФРГ не стала.

Хотя и не смогла удержаться от штампов, ставших в последние пару лет уже традиционными в западной прессе: «Эта трагедия стала очередной скорбной страницей в 700-дневной агрессивной войне России против Украины». При этом о том, что на самом деле война длится гораздо дольше и развязал её в 2014 году Киев, Handelsblatt своим читателям не напоминает, вероятно, считая их идиотами. Как не напоминает и о других событиях, которые предшествовали СВО.

Ещё одна немецкая газета – Frankfurter Allgemeine Zeitung – решила оправдывать Киев, заявив, что катастрофа в небе над Белгородской областью является осознанной провокацией Москвы. Потому что, дескать, у внешней разведки Украины нет достаточной информации о том, кто находился на борту самолёта.

Для большей убедительности издание цитирует представителя Белого дома Джона Кирби, который также говорит, что «у США нет достаточной информацией для оценки ситуации».

При этом FAZ признаёт: тот факт, что ракета, сбившая российский самолёт, является немецкой или американской, может ослабить военную поддержку Украины со стороны Запада.

Газета Die Zeit также поспешила занять сторону Украины и винить во всём Россию, сравнив гибель самолёта Ил-76 с ракетным ударом по лагерю военнопленных в Еленовке Донецкой области. Издание утверждает, что в обоих случаях виновата Россия, убивающая украинских военнопленных.

О том, что в России ждали возвращения своих военных, попавших в плен ВСУ, немецкая пресса дружно «забыла».

«Имеющаяся в нашем распоряжении информация о том, как был сбит транспортный самолёт, напоминает события в Еленовке. Там российские власти также говорили об атаке с использованием американской пусковой установки HIMARS, которая на тот момент ещё была совсем недавно поставлена Украине. Киев обвиняет Россию в том, что она намеренно пытается помешать западным поставкам оружия, дезинформируя о его использовании», – на голубом глазу утверждает Die Zeit. Тоже считая немцев лишёнными логического мышления.

Американская газета The New York Times также утверждает, что во всём виновата Россия, а не Украина. Хотя бы по той причине, что некая «независимая экспертиза», выводам которой могли бы поверить за океаном, не может проверить заявление Москвы о том, что в самолёте были украинские военнопленные.

Но, судя по всему, сомнениям подлежит только вопрос, кто был на борту погибшего самолёта. Тот факт, что самолёт сбила Украина, сомнений не вызывает. Потому что издание цитирует заявление украинского Генштаба о том, что «ВСУ имеют право наносить удары по российским военно-транспортным самолётам в приграничном регионе».

«Поскольку перспективы наступления ВСУ в ближайшем будущем не внушают оптимизма, Украина перешла к дальним ударам с помощью беспилотников и диверсионным операциям внутри России, направленным на военную и топливную инфраструктуру. Тактика включает в себя диверсии и рейды спецназа вблизи границы, в том числе в Белгородской области», – констатирует The New York Times. Теперь понятно, что подразумевает Запад под «переходом к активной обороне».

 

Риторика восточных СМИ резко отличается от западных, там чаще цитируют заявления российских официальных лиц, не подвергая их сомнениям.

Так, например, турецкое издание Haber7 опубликовало заявление российского депутата и главы комитета по обороне Госдумы Андрея Картаполова:

«Руководство Украины прекрасно знало о готовящемся обмене, было проинформировано о том, каким образом пленные будут доставляться, но самолёт Ил-76 был сбит ракетами зенитно-ракетного комплекса либо Patriot, либо IRIS-T, специалисты разберутся».

Также издание ссылается на заявление Министерства обороны России о том, что на борту самолёта находились украинские военнопленные.

А китайское интернет-издание infoBRICS так прямо и заявляет: «Российский самолёт Ил-76 был сбит не без помощи США. Доказательство тому – американская ракета Patriot и некомпетентные инструкторы НАТО, которые вполне могли неправильно определить цель для атаки. Однако существует ещё более правдоподобная – и тревожная – гипотеза, согласно которой Соединённые Штаты сделали это для эскалации конфликта на Украине. Поскольку инцидент произошёл в Белгородской области (это бесспорная территория России), не исключено, что отныне НАТО позволит своим инструкторам и «прокси» сбивать российские самолёты над демилитаризованной территорией России, то есть за пределами зоны конфликта».

 

После проведения заседания Совбеза ООН по гибели самолёта Ил-76, число публикаций стало расти: у западных изданий теперь нет сомнений, под каким соусом подавать трагедию. Представители Запада на заседании ясно показали – поддерживаем Украину, обвиняем Россию. Тем не менее пишут достаточно мало, избегая подробностей, чтобы не напомнить лишний раз о происхождении ракет, сбивших самолёт.

Отдельно стоит отметить молчание международных структур.

Мальта, председательствующая в ОБСЕ в текущем году, просто отказалась комментировать катастрофу, сославшись на недостаток информации. А Международный Комитет Красного Креста ограничился тем, что назвал новости о крушении российского самолёта «тревожными».

Элла МАЙСТРЕНКО