Начало 1500-х годов часто называют «корабельной революцией». Артиллерия наконец-таки утвердилась на флоте, но принесла с собой множество проблем. Прежде всего, это распределение весов. Пушечные порты, придуманные французами, с одной стороны, облегчили жизнь самим артиллеристам, с другой – стали головной болью для моряков.
Если порт находился слишком близко к ватерлинии, то корабль рисковал затонуть. И наоборот, если главная артиллерийская палуба была расположена высоко – из-за высокого центра тяжести корабль просто рисковал опрокинуться.

Так, знаменитый корабль Mary Rose затонул из-за того, что его порты находились всего в 40 см над ватерлинией и во время крена их просто не успели захлопнуть. С другой стороны, шведский Vasa имел высоко расположенный центр тяжести, во время порыва ветра накренился, вода хлынула в открытые пушечные порты, и корабль затонул.

И Mary Rose, и Vasa были большими, впечатляющими для своего времени кораблями, и воплощают в себе идеальную «техническую ошибку при постройке».

Испанский и английский флоты

До 1600 годов большая часть крупных пушек, использовавшихся на кораблях, поступала во флот из армии. Единых калибров не было, и в довершение всего в первой половине XVI века эти орудия чаще всего неудачно размещались либо в носу, либо в корме. Лишь примерно с 1530-х испанцы, а с 1540-х все остальные стали распределять пушки по бортам.

По-настоящему морскими пушками были так называемые «кулеврины», стволы которых были очень длинными, а также каноны и деми-каноны. Так, испанская кулеврина имела калибр в 20 кастильских фунтов (1 кастильский фунт – 460,093 грамма), длину ствола – 4,65 метра и вес 70–72 квинтала (3,22 тонны). Английская кулеврина имела более скромные характеристики – калибр 17 фунтов, длина ствола – 2,44 метра, вес – 30 хандревейтов (1,524 тонны).

Испанский канон (пушка) – калибр 36 фунтов, длина 2,9 метра, вес 50 квиталов (2,3 тонны). Английский канон – калибр 30 фунтов, длина ствола 3 метра, вес – 42 хандервейта (2,184 тонны).

1
Испанская Армада у английских берегов.

Разнобой в вооружении кораблей прекрасно иллюстрируют следующие примеры. Например, галеон San Martin имел на вооружении 6 канонов, 4 деми-канона, 6 камнеметов, 4 кулеврины, 12 полукулеврин, 14 вертлюжных пушек. Из всего этого количества 32 пушки стреляли железными, чугунными или бронзовыми ядрами, а 18 – каменными ядрами.

Если вы думаете, что у англичан было больше порядка – вы ошибаетесь. Например, знаменитый Revenge (построен в 1585 году) нес 2 деми-канона, 4 канона-перье, 10 кулеврин, 6 полукулеврин, 10 сакр, 2 фалькона, 2 порт писеса (10-фунтовые пушки), 4 фоулера, 6 басов. Здесь надо так же разделить пушки, которые стреляли ядрами из кованного железа, ядрами из чугуна и камнеметы.

Что касается кораблей, то на тот момент в море безраздельно царил галеон. В испанском флоте времен Армады можно совершенно условно (добавив сюда и крупные нао) разделить на четыре типа галеонов. Это галеоны класса I, чаще всего флагманские или вице-адмиральские корабли, водоизмещением 1 000–1 200 тонн, которые несли от 30 до 50 орудий (в Армаде их было семь); галеоны класса II, водоизмещением от 750 до 900 тонн, которые несли от 30 до 40 пушек (30 единиц); галеоны класса III, большинство из которых было приписано к Бискайской и Кастильской Армадам, имели водоизмещение от 520 до 540 тонн и несли 24 орудия (16 единиц); и наконец, галеоны класса IV, от 250 до 400 тонн, имевшие от 16 до 26 орудий (16 единиц).

Из всех этих галеонов только флагманские семь штук были построены как боевые корабли, остальные были военно-торговыми судами, с просторными трюмами и наспех вооруженными зверинцем из разнокалиберных орудий.

2
Модель английского «быстрого галеона» Revenge, 1577.

Что касается англичан – они в данный период разработали так называемые «быстрые галеоны», то есть суда галеонного типа, у которых форкасл и ахтеркасл были сильно уменьшены, а соотношение длины к ширине составляло 3,5 к 1. «Быстрые галеоны», за редким исключением, имели водоизмещение от 150 до 400 тонн и несли от 20 до 40 орудий.

Тем не менее на 1588 год и испанские, и английские корабли все еще в некоторой степени были производными от средневековых судов.

Голландский опыт

В этом плане Нидерланды пошли своим путем. На протяжении всего XVI века моряки из Голландии, занимавшиеся в основном рыболовством, начали строить новый тип судна, который заимствовали у скандинавов и назвали «бусс» (buche, busse). Кораблики были пузатыми, маленькими, водоизмещением от 40 до 80 тонн. Но эпохальным новшеством в них были заваленные вовнутрь борта и плоское дно.

Именно этот принцип был использован в 1595 году, когда в Хорне было спущено на воду торговое судно нового типа – флейт. Корабль имел соотношение длины к ширине 4 к 1, грушевидное сечение, заваленные вовнутрь борта и почти плоское днище. На этом корабле впервые был поставлен штурвал вместо румпеля. Для управления рулем голландцы придумали схему из блоков и тросов.

Флейт обычно нес прямые паруса на фок- и грот-мачте и косой парус на бизани. Кстати, длина мачт была увеличена, и на мачтах для удобства управления чуть позже начали размещать не два, а три яруса парусов.

3
Модель голландского флейта.

Кораблик получился легким, мореходным, простым в управлении, чаще всего и буссы, и флейты строились из сосны или ели.

Первые флейты имели водоизмещение от 80 до 150 тонн, но проект оказался удачным, и тоннаж стали увеличивать. Из-за отсутствия замков в корме и носу центр тяжести у флейта был расположен достаточно низко, корабль получился устойчивым, и естественно, голландцы задумались о его военной реинкарнации. И вскоре появились 400- и 500-тонные флейты, вооруженные 40 или 50 орудиями.

Каперские фрегаты

Во время Тридцатилетней войны дюнкеркские корсары обнаружили, что галеоны и флейты с трудом могут действовать на мелководьях, и им потребовался новый тип судна.

Нет, сначала они пробовали обойтись галеонами и флейтами, просто уменьшая их в размерах. Так, в 1640-е во Фламандской армаде галеоном называли судно, имеющее от 12 до 24 орудий, три мачты и водоизмещение от 150 до 300 тонн. Корабли чуть поменьше стали называть «флиботами», по сути, это были флейты водоизмещением от 80 до 120 тонн, несущие те же самые 12–24 орудия, но при этом более маневренные и скоростные, за счет увеличившейся длины (соотношение длины к ширине стало 6 к 1) и трех ярусов парусов.

В 1634 году самый сильный галеон Фламандской армады имел 48 орудий и 300 человек экипажа, а из 21 королевского корабля в Дюнкерке 14 имели лишь 24–26 орудий на команду 130–150 человек.

Понятное дело, что такие характеристики ограничивались глубиной гавани Дюнкерка. Что-то более мощное и глубоководное принять Дюнкерк был не в силах.

Поэтому возникла еще одна мысль – а что если творчески развить и использовать концепцию галер? Испанские мастера строительством галер занимались чуть ли не с XIII века, умели их строить в совершенстве, более того – испанские генералы очень любили галеры. Однако гребля считалась в Испании постыдным, рабским занятием, и пополняли гребцов чаще всего из пленных. Поскольку к 1630-м годам голландцы воевать научились – пленных было мало. После этого дюнкеркские каперы стали по приказу Спинолы захватывать английские корабли и отправлять английских моряков на галеры (хотя Англия на тот момент была нейтральной державой):

«Англичан, которые не смогут заплатить выкуп, мы будем держать в плену, а сильнейших отправим на галеры».

Но и их не хватало, поэтому на Фламандской армаде попробовали перейти к полугалерам, снизив количество банок с 20–24 до 7–12. Такой тип гребного судна был более легким, требовался всего один человек на весло, и чаще всего на них гребцами служили не преступники или пленные, а вольнонаемные моряки.

4
Испанская галера XVII века.

Из полугалеры родился пинас – это небольшой парусно-гребной корабль, имеющий две мачты, десять пар весел и несущий 10–12 орудий, три в носу, а остальные – легкие –расположенны по бортам. Пушечная палуба была размещена над гребной, и это защищало гребцов от волн и ветра.

Именно эскадрой пинасов командовал в Дюнкерке в 1630-е некто Гаспар Бар, дядя будущего известного французского капера Жана Бара.

Ну а далее фламандцы сделали самую простую вещь. Они соединили узкий, остроносый профиль пинаса, убрав оттуда весла, и поставили на корабль мачты с прямым парусным вооружением и тремя ярусами парусов на первых двух мачтах. Кроме того, сохранили и весла, только теперь гребную палубу просто удалили, и в случае необходимости стали вставлять веса в пушечные порты. То есть корабль мог либо идти на веслах, либо пользоваться пушками.

5
Блокада Дюнкерка голландским флотом. Обратите внимание на грушевидную корму флейтов.

Первый дюнкеркский фрегат был построен в 1626 году корабельных дел мастером Жаком Фольбье, назывался La Esperança, имел водоизмещение 32 тонны и нес 6 небольших пушек. Корабль оказался исключительно быстрым и манёвренным и, понятное дело, что вскоре стал увеличиваться в размерах, а уже к 1636 году достиг водоизмещения в 100–200 тонн.

Эти дюнкеркские фрегаты навели большого шороху у голландского побережья, голландцы писали:

«Их знамя – грабеж, а их девиз – разбой. Они ходят на своих фрегатах как под парусами, так и на веслах, когда на них давит необходимость. В штилевую погоду они пользуются веслами, которыми рассекают моря, в то время как наши корабли не могут двигаться из-за безветрия. И таким образом они спасаются от возмездия бегством».

Окончание

После захвата Дюнкерка в 1646 году герцогом Энгиенским Абрахам Дюкен, будущий адмирал Франции и победитель де Рюйтера, получил задание посетить Дюнкерк с инспекционной комиссией. После осмотра верфей он предложил сохранить кораблестроение в городе и начать строить дюнкеркские фрегаты в еще больших объемах. Кардинал Джулио Мазарини одобрил эту идею.

На другом же берегу Ла-Манша происходили другие события. В 1636 году англичанам в руки попал настоящий дюнкеркский фрегат – Nicodemus (6 орудий, 105 тонн, длина 73 фута, ширина 19 футов), как его охарактеризовали сами англичане – «самый быстрый корабль в мире» (most absolute sailer in the world).

6
HMS Constant Warwick, 1645 год.

Английские мастера творчески переработали проект, сильно его увеличили в размерах, поставили тяжелые орудия, и в результате в 1645 году был заложен первый настоящий фрегат – 32-пушечный Constant Warwick. Но это уже совсем другая история.

Литература:
1. Patrick Villiers «Les corsaires du littoral: Dunkerque, Calais, Boulogne, de Philippe II à Louis XIV (1568–1713)» – Presses Universitaires du Septentrion, 2000.
2. Colin Martin, Geoffrey Parker «The Spanish Armada» – Manchester Univ Pr., 2002.
3. E. W. Petrejus «La flûte hollandaise» – Lausanne, 1967.
4. Unger, Richard W. «Dutch Shipbuilding in the Golden Age» – History Today. Vol. 34, No. 1, 1981.
5. H. Malo «Les corsaires dunkerquois et Jean Bart», tom I – Des origines à 1682. Paris, Mercure de France, 1913.
6. Dr Lemaire, «La frégate, navire dunkerquois» – Bulletin de l’Union Faulconnier, tome XXX, 1933.
7. La Roncière «Histoire de la marine française», tome IV – Revue d’Histoire Moderne & Contemporaine Année, 1910.