Ключевые системы жизнеобеспечения дышат на ладан

Около трети американцев в возрасте 65 лет и старше, а это почти 19 миллионов пожилых людей, имеют ту или иную форму инвалидности. Для них наступают тревожные времена, констатировала газета «Вашингтон пост» в выпуске от 14 января, поскольку «система здравоохранения не готова удовлетворить их потребности, что стало болезненно очевидным во время коронавирусной пандемии».

Число пожилых американцев с ограниченными возможностями, такими как ослабленное зрение, слух и память, сниженные когнитивные способности, трудности при ходьбе и выполнении повседневных действий, таких как купание или пользование ванной комнатой, будет расти взрывными темпами в ближайшие десятилетия, поскольку беби-бумерам (baby-boom generation – поколение тех, кто родился в период после Второй мировой войны до 1964 года) исполнится в этом интервале 70, 80 или уже 90 лет.

Это большая и недооцененная проблема, потому что «в разгар ковидной пандемии, когда разрабатывались кризисные стандарты оказания медицинской помощи, люди с ограниченными возможностями и пожилые люди считались малоприоритетными», отмечает «Вашингтон пост».

Приоритетом считались молодые люди, а на пожилых экономили в условиях неожиданно вскрывшейся нехватки респираторов, медицинских масок, аппаратов ИВЛ и других средств спасения жизней.

Коронавирус, напомню, по данным на 16 января, унёс жизни 1 миллиона 192 тысяч и 248 американцев. В какой мере жестокая стратификация заболевших ковидом на слабых здоровьем пожилых и на перспективных молодых стала причиной того, что США побили скорбный рекорд по жертвам этого до сих недоизученного вируса?

В ходе одного из опросов, только 57% врачей заявили, что им интересно заниматься (читай: лечить) пожилыми больными с ограниченными возможностями. Эрик Кэмпбелл, профессор медицины в Университете Колорадо, прокомментировал эту статистику: «Шокирует, что так много врачей говорят, что не хотят заботиться об этих пациентах».

Не стала панацеей и самая распространенная в США программа медицинского страхования Medicare. В марте 2023 года в ней было зарегистрировано 65 748 297 человек. Но при этом на конец предыдущего года 7,9% населения США, а это 26 миллионов человек, и вовсе не имели никакой медицинской страховки.

Часть счастливых обладателей медицинского покрытия возможных сбоев в здоровье жаловались, пишет «Вашингтон пост», что часто сталкивались с отказом оказать им помощь. Отказ был вызван в том числе дефицитом врачей определенной специализации, а также невозможностью пациента доплачивать за предоставленные услуги суммы, на которые он или она никак не рассчитывали.

В обиходе в местном фольклоре ходили хрестоматийные шутки о том, что иногда дешевле помереть, чем вылечиться. С помощью опроса также выяснили, что многие пожилые граждане из этой категории, даже относившиеся по доходам к среднему классу, ныне медленно, но неуклонно исчезающему как социальный подвид, предпочитали «перетерпеть», чем обратиться в страховую компанию.

В ходе исследования по этой проблематике, проведенного семейным фондом Кайзера (Kaiser Family Foundation), о чем сообщила газета «Нью-Йорк таймс», специалисты установили, что наиболее часто граждане сталкивались со следующими проблемами:

  • страховка покрыла меньше, чем ожидалось, счетов, выставленных пациенту за услуги врача, больницы или лаборатории;
  • у врача, назначенного по страховке, к которому пациенту необходимо было обратиться, не было свободного часа для записи на прием;
  • страховка не покрывала отпускаемое по рецепту лекарство или требовала очень высокой доплаты;
  • страховка не покрывала конкретного врача или больницу, в которых нуждался пациент;
  • страховка не покрывала психотерапевта или иное особое лечение, в котором нуждался пациент;
  • пациент достиг предела по количеству оплачиваемых по страховке посещений врача или услуг для лечения конкретного заболевания или травмы.

С этим букетом проблем, согласно исследованию, в 2023 году сталкивались 60% застрахованных американцев.

Насколько неожиданным оказался прогноз существенного снижения достатка и, как следствие, возможности вести здоровый и качественный образ жизни для поколения беби-бумеров? Для экспертов эта обескураживающая констатация не стала сюрпризом.

Ангус Дитон, шотландец, родившийся в Эдинбурге в последний год последней мировой войны, почётный профессор Принстонского университета, где преподавал более тридцати лет, после 40 лет, проведенных в США, пришел к неутешительным выводам.

Монетаристская ортодоксия Чикагской школы, которой следуют все без исключения администрации США, зиждется на постулате, что «ничем не ограниченный свободный рынок обеспечит большее экономическое равенство и свободу личности, нежели государственное регулирование», раскрывает ход мысли гуру, получившего Нобелевскую премию в области экономики за анализ взаимозависимости «потребления, бедности и благосостояния», пишет газета «Гардиан».

В действительности, считает Ангус Дитон, в США построен «хищнический тип капитализма, который обогащает корпорации и богатых за счет трудящихся, углубляет неравенство в области благосостояния и – хотя многие американцы будут это отрицать – способствует утверждению системы деления на классы».

В исследовании, датированном осенью 2015 года, семейный тандем именитых экономистов – Энн Кейс и Ангуса Дитона (Anne Case и Angus Deaton) – указал на вызывающий особое беспокойство тренд. Учёные выявили рост заболеваемости и смертности среди белых неиспаноязычных американцев в среднем возрасте (in midlife). После 1998 года количество самоубийств, отравления наркотиками и алкоголем (при хроническом заболевания печени и циррозе) увеличивалось ежегодно на полпроцента, в то время как в других странах эта статистика снижалась по два процента в год.

В зоне риска снова находится поколение беби-бумеров. Достигнув ныне или даже перевалив за экватор своей жизни, они обнаружили, что никогда не смогут достичь такого же уровня материального благостояния, как их предтечи. Авторы допускают, что беби-бумеры могут превратиться в новое «потерянное поколение» (lost generation).

«Смерть от отчаяния и будущее капитализма» (Deaths of Despair and the Future of Capitalism) – так называется следующая книга, принадлежащая перу Энн Кейс и Ангусу Дитону. На основе проанализированных фактов, представленных в диаграммах, это исследование, вышедшее из печати в марте 2020 года, обстоятельно рассказывает, почему «американская мечта» пришла в упадок.

Продолжительность жизни в Соединённых Штатах снижалась до этого три года подряд. Такой негативной тенденции не наблюдалось в США с 1918 года, а в наши дни не встречается ни в одной другой развитой стране. За минувшие 20 лет с начала столетия в Америке резко возросло количество «смертей от отчаяния», то есть уход из жизни вследствие самоубийств, передозировки наркотиков и алкоголизма.

Авторы считают, что причина кроется в «ослабление позиций рядовых работников, возросшего могущества корпораций и, прежде всего, в хищническом характере системы здравоохранения, которая перераспределяет получаемые рабочим классом доходы в карманы богатых». В результате по трем названным выше причинам американская нация каждый год недосчитывается нескольких сотен тысяч своих граждан.

Ангус Дитон обвиняет администрацию Дональда Трампа в том, что она манипулировала системой социального обеспечения, понизив официальный «порог бедности». Тем самым миллионы американцев – малоимущие, безработные, многодетные и так далее, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, – оказались автоматически вычеркнуты из списков тех, кто обладает законным правом получать вспомоществование от государства.

Как выразился Ангус Дитон, «война с бедностью превратилась в войну с бедными».

Постоянно подчеркивая системный характер социальной несправедливости в Соединённых Штатах, нобелевский лауреат предостерегает: «Впереди нас подстерегают ужасные риски, если мы продолжим управлять экономикой, организованной таким образом, чтобы позволить меньшинству жить за счет большинства».

Недавний опрос, проведенный «Уолл-стрит джорнэл» и Национальным центром изучения общественного мнения, показал, что только 36% избирателей верят в «американскую мечту» и в то, что она «все еще остается реальностью». Нисходящий тренд в умонастроениях очевиден: таких исторических оптимистов-идеалистов в 2012 году насчитывалось 53%, а в 2016 – 48%.

Журнал «Форбс» от 30 ноября прошлого года резюмирует: «Американская мечта становится все менее и менее осязаемой для людей в Соединенных Штатах, а уверенность в себе стремительно падает».

Движущими факторами разочарования, отмечает автор «Форбс», стали «постоянно растущие расходы в таких секторах, как здравоохранение, жилищное строительство, недвижимость и образование, которые опережают прибавки к заработной плате, что создает нагрузку на семейный бюджет». Показатели неравенства между полюсами богатства и бедности становятся вопиющими. Доходы среднего класса в реальном исчислении держатся на уровне 70-х годов. Между тем в 2021 году 1% самых высокооплачиваемых американцев являлись владельцами 32,3% национального богатства Америки, в то время как 50% самых бедных обладали малой его долей – всего 2,6%.

Спрессовав все пласты такой негативной информации, трудно избежать эффекта когнитивного диссонанса. Каким образом мифологизированная «американская мечта» о собственном домике с бассейном и гаражом на два автомобиля, с двумя или тремя детскими спальнями и отправкой старших отпрысков на учебу в университеты может сосуществовать с тем, что экономист Ангус Дитон многократно называет в своих статьях и книгах «хищническим типом капитализма»? Не случайно в заголовок «Форбс» вынесен вопрос риторического порядка: «Неужели американской мечте пришел конец?» (Is The American Dream Over?)

ВЛАДИМИР МИХЕЕВ