ФОТО: ALEXANDROS MICHAILIDIS/SHUTTERSTOCK

Пропажа «с радаров» на несколько дней министра обороны США Ллойда Остина положила начало массе слухов о том, что происходит в американском оборонном ведомстве. А когда вслед за министром с тяжёлой болезнью свалилась и руководитель аппарата главы Пентагона Келли Магсамен, американский истеблишмент уже напрягся. Что там происходит, кто и чем болеет и насколько серьёзно? Дело не в болезни, а в том, что разваливается глобальная система, в которой США играют роль прокурора и полицейского одновременно.

Искали министра

Министр обороны США Ллойд Остин пропал в буквальном смысле на несколько дней. Во-первых, долго никто не знал, что он пропал, а во-вторых, когда узнали, то не могли понять, где он. Искали в администрации, искали в министерстве, искали в конгрессе. Тщетно. Всё это случилось еще до Нового года. И вот Пентагон «прорезался в эфире». Было сообщено без всяких подробностей, что Остин в больнице.

Спустя неделю Пентагон обнародовал новые подробности о продолжающейся госпитализации министра обороны, заявив, что 22 декабря он «прошёл медицинскую процедуру, через день вернулся домой и был госпитализирован в реанимацию 1 января, когда начал испытывать сильную боль».

МИНИСТР ОБОРОНЫ США ЛЛОЙД ОСТИН ПРОПАЛ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. ФОТО: CHAD MCNEELEY/DOD/GLOBALLOOKPRES

Эта информация появилась после того, как члены обеих партий в конгрессе выразили, как пишет Time, «резкую обеспокоенность по поводу тайны пребывания Остина в больнице и того факта, что президент и другие высокопоставленные лидеры держались в неведении по этому поводу в течение нескольких дней».

В заявлении, опубликованном пресс-секретарём Минобороны генерал-майором Пэтом Райдером, не содержалось  никаких подробностей о «медицинской процедуре» или о том, что на самом деле произошло 1 января, из-за чего Остин должен был находиться в отделении интенсивной терапии в Национальном военно-медицинском центре им. Уолтера Рида. Более того, сообщение Райдера вселило ещё больше тревоги, поскольку представляло собой полную чушь, которая в переводе на русский звучала примерно так:

Остин был помещён в отделение интенсивной терапии больницы из-за его медицинских потребностей, но затем остался там же отчасти из-за соображений больничного пространства и конфиденциальности.

Министерство без головы

Райдер сказал, что Совет национальной безопасности и заместитель министра обороны Кэтлин Хикс не были уведомлены до четверга, 4 января, о том, что Остин был госпитализирован с 1 января. Райдер сказал, что глава аппарата министра обороны Келли Магсамен тоже была больна и не могла никого вовремя уведомить о госпитализации министра Остина. Райдер сказал, что Магсамен проинформировала замминистра Кэтлин Хикс и советника по национальной безопасности Джейка Салливана только в четверг, 4 января.

Из всего этого делаем вывод, что пресс-секретарь Райдер устал отдуваться за министра и за всё Минобороны и решил статус «стрелочника» переложить на руководителя аппарата Келли Магсамен, которая, похоже, и должна была оповестить Байдена и всю администрацию, что Ллойд Остин недееспособен.

Но в первую очередь она должна была сказать об этом заместителю министра Кэтлин Хикс, которая по штату должна замещать министра в случае его болезни или каких-то чрезвычайных обстоятельств. А первее первого сам Остин должен был официально временно передать полномочия Хикс, и кто-то из двоих должен был уведомить об этом президента Байдена. Но Остину, видимо, быстро и сильно поплохело, в результате чего он никого не уведомил – ни своего зама Кэтлин Хикс, ни кого-то ещё.

Но ситуация усугубилась тем, что и Хикс не была в Вашингтоне. Она находилась в отпуске в Пуэрто-Рико, и, как теперь сообщается, «у неё было с собой спецоборудования, чтобы оставаться на связи» с министерством. Но когда с ней всё же связались и сообщили о форс-мажоре с Остином, Хикс решила не возвращаться в США, поскольку ей сказали, что «Остин возобновит полный контроль в пятницу», 5 января. Видимо, Хикс подумала, что ничего страшного с США и их обороной за несколько дней отсутствия её и Остина не случится.

ИЗ ВСЕГО ЭТОГО ДЕЛАЕМ ВЫВОД, ЧТО ВСЕ ДРУЖНО РЕШИЛИ, ЧТО НИЧЕГО СТРАШНОГО С США И ИХ ОБОРОНОЙ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ОТСУТСТВИЯ РУКОВОДСТВА НЕ СЛУЧИТСЯ. ФОТО: NATHAN HOWARD – POOL VIA CNP /GLOBALLOOKPRES

Стрелочника!

Но при этом ни президент, ни конгресс по-прежнему не были информированы, что Минобороны обезглавлено. И целых пять дней  в Пентагоне царило безвластие, точнее, бардак, за который надо кому-то ответить. И судя по всему, отвечать придётся Келли Магсамен. Уж не поэтому ли пресс-секретарь Пентагона Райден заикнулся о том, что Магсамен была больна одновременно с Остином? Мол, у неё грипп, и она теряет сознание. Ну, если так, то понятно, ей было не до Остина.

Мы не глумимся над болезнью американских чиновников и не злорадствуем. Мы только обращаем внимание на то, что ключевое министерство в системе власти в США, которое отвечает за безопасность США и вовлечено в «оперативное управление» множеством конфликтов в мире, в принципе может никем не управляться. Более того, в публичном пространстве мы слышим совершенно нелепые объяснения со стороны официальных лиц. Более того, высшие должностные лица Пентагона выталкивают на публику для объяснений своих подчинённых, чтобы им достались все тумаки со стороны прессы и общественности.

ПОЛУЧАЕТСЯ,  ЧТО КЛЮЧЕВОЕ МИНИСТЕРСТВО В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ В США, КОТОРОЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И ВОВЛЕЧЕНО В «ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» МНОЖЕСТВОМ КОНФЛИКТОВ В МИРЕ, В ПРИНЦИПЕ МОЖЕТ НИКЕМ НЕ УПРАВЛЯТЬСЯ ФОТО: CHADMCNEELEY/DOD/GLOBALLOOKPRES

Вот как Time размазывает по стене Минобороны США:

Неспособность Пентагона раскрыть информацию о госпитализации Остина, в том числе президенту Джо Байдену, Совету национальной безопасности и высшему руководству Пентагона, в течение нескольких дней отражает ошеломляющее отсутствие прозрачности в отношении болезни Остина, того, насколько серьёзной она была и когда он может быть выписан. Подобная секретность, когда Соединённые Штаты манипулируют множеством кризисов, связанных с национальной безопасностью, противоречит обычной практике президента и других высокопоставленных американских чиновников и членов кабинета министров.

«Мы возмущены!»

Сенатор-республиканец Роджер Уикер, член сенатского комитета по вооружённым силам, заявил, что этот эпизод подрывает доверие к администрации Байдена, и призвал Минобороны «немедленно предоставить законодателям полный отчёт о фактах».

Я рад слышать, что состояние министра обороны Остина улучшилось, и я желаю ему скорейшего выздоровления, – говорится в заявлении Уикера. – Однако факт остается фактом: Минобороны намеренно скрывало информацию о состоянии здоровья министра обороны в течение нескольких дней, что неприемлемо.

Тревогу выражают не только республиканцы. В совместном заявлении председатель комитета Палаты представителей по вооружённым силам республиканец Майк Роджерс и Адам Смит, главный демократ в этот комитете, заявили, что они «обеспокоены тем, как было решено раскрыть информацию о состоянии министра обороны». Их интересует, какова была медицинская процедура и каковы были возникшие в результате осложнения, как и когда была произведена передача его обязанностей, а также причина задержки уведомления президента и законодателей.

Так что было с министром Ллойдом Остином? Как позже сообщила CNN со ссылкой на Национальный военно-медицинский центр им. Уолтера Рида, у министра обороны США Ллойда Остина диагностировали рак простаты. Опухоль была обнаружена в начале декабря. А 22 декабря Остину провели «минимально инвазивную хирургическую процедуру» – простатэктомию. Ну а что было дальше – известно.

РОДЖЕР УИКЕР ЗАЯВИЛ, ЧТО ЭТОТ ЭПИЗОД ПОДРЫВАЕТ ДОВЕРИЕ К АДМИНИСТРАЦИИ БАЙДЕНА, И ПРИЗВАЛ МИНОБОРОНЫ «НЕМЕДЛЕННО ПРЕДОСТАВИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЯМ ПОЛНЫЙ ОТЧЁТ О ФАКТАХ». ФОТО: ANNABELLE GORDON — CNP/GLOBALLOOKPRES

Америка в самоволке

Весьма характерный вывод делает из конфуза в Минобороны США обозреватель The New York Times Брет Стивенс. В статье «Министр обороны не может уйти в самоволку. И Америка не может» он пишет, что причина странной с виду несогласованности в Минобороны и администрации США – это «угасание Pax Americana – идеи о том, что Соединённые Штаты обязаны, исходя из своих ценностей и интересов, охранять мировое сообщество, защищать находящихся в состоянии войны союзников, сдерживать антиамериканские диктатуры и наказывать крупные нарушения международного порядка».

Мысль о том, что Вашингтон должен быть мировым полицейским, теперь рассматривается на двухпартийной основе как идея, время которой прошло. Правые Трампа хотят, чтобы Америка занималась только собой. А прогрессивные левые хотят делегировать эту работу международным организациям, таким как ООН,

– пишет Брет Стивенс.

Обозреватель The New York Times, исходя из убеждённости в непогрешимости Америки, полагает, что «мир не может сам над собой осуществлять полицейский надзор, а неконтролируемый  мир – это столпотворение».

Удивительно не то, что Остин не проинформировал об этом своих сотрудников или Белый дом. Дело в беспечности, с которой администрация отнеслась к инциденту,

– пишет Стивенс. И заключает:

Проблема глобального порядка заключается в том, что как бы ни было трудно его сохранить, ещё труднее и, как правило, кровопролитнее его восстанавливать после потери. Стоит повторить, что мы гораздо ближе к его потере, чем многие думают.

МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ВАШИНГТОН ДОЛЖЕН БЫТЬ МИРОВЫМ ПОЛИЦЕЙСКИМ, ТЕПЕРЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ НА ДВУХПАРТИЙНОЙ ОСНОВЕ КАК ИДЕЯ, ВРЕМЯ КОТОРОЙ ПРОШЛО. ФОТО: SGT 1C JOHN HEALY/U.S. ARMY/GLOBALLOOKPRES

Не дрейфь, дружище Стивенс!

Обозреватель ведущей американской газеты прочно стоит на позиции того, что США обязаны быть полицейским, без которого мир будто бы рухнет. Но де-факто Стивенс признаёт, что США попросту теряют свою мировую гегемонию. Отсутствие координации в Минобороны и администрации США – лишь еще одно зримое свидетельство этого необратимого процесса. Вот чего боится весь американский истеблишмент, который сейчас требует от Остина внятных объяснений. А некоторые говорят, что «невыполнение служебных обязанностей здесь настолько серьёзно, что отставка Остина должна последовать немедленно». Сам Остин назвал это «плохой коммуникацией» и пообещал исправиться.

Но даже отставка Остина (что маловероятно, поскольку Байден встал горой за министра) уже ничего не изменит.  Планета только того и ждёт, чтобы США ушли «в самоволку» с назначенного для самих себя поста мирового жандарма и оставили всех в покое.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ