ФОТО: ARCHEBASOVA/GLOBALOOKPRESS

Аварийные службы в авральном порядке пытаются устранить нарушения теплоснабжения в жилых многоквартирных домах в Подмосковье. СКР уже возбуждает уголовные дела, но получится ли у силовиков добраться до сути проблемы? Ведь порывы, если уж говорить откровенно, возникли не только из-за «аномальных морозов», которые, как ни странно, случаются каждый год. Есть и другие причины – во-первых, перегруженность тех же котельных вследствие постоянно растущего числа новостроек-«человейников», а во-вторых, рост изношенности тепловых сетей.

«Ближнее» Подмосковье продолжает замерзать. На отсутствие отопления поступают жалобы от жителей Солнечногорска и Климовска (целого микрорайона Подольска), Сергиева Посада, Химок, Воскресенска, Лыткарино, где из-за проблем с аварий на теплотрассах, связанных с работой котельных, прервалась подача тепла в квартиры, а люди вынуждены жечь костры, чтобы согреться.

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв заявил, что проблема в том же Климовске произошла по вине владельцев котельной – частников, которые с властями региона «выходить на связь не захотели и скрылись»:

Поэтому решать вопрос будем по-другому. Попросим Следственный комитет выйти с ходатайством в суд о передаче котельной в эксплуатацию муниципальному предприятию.

Здесь, однако, два вопроса. Первый – почему «ответственные лица», в чьей компетенции находились вопросы подготовки к отопительному сезону, не озаботились этим прежде? И второй – почему обычные для региона холода вдруг стали «аномальными» именно в наступившем году, отметившись целым рядом однотипных коммунальных аварий?

ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ КЛИМОВСКА, В ЧЬИХ ДОМАХ ОТСУТСТВУЕТ ОТОПЛЕНИЕ, ОТКРЫЛИ ПУНКТЫ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ, ГДЕ МОЖНО БЫЛО ПОЕСТЬ, ПОПИТЬ ЧАЙ И ОТДОХНУТЬ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Царьград, разобравшись в теме, приходит к неутешительному выводу: подобные ЧП стали неизбежностью, спровоцированной новостройками, «присевшими» на уже существующие инженерные сети.

Удивительная статистика по износу теплосетей

Такое ощущение, что точное состояние теплосетей в стране – преогромнейшая загадка: слишком уж разнятся данные в разных источниках.

Например, глава государства в июне 2022-го на заседании президиума Госсовета, посвящённом принятию Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ (до 2030 года и с прогнозом на последующие пять лет) указывал, что «сложной остаётся проблема модернизации жилищно-коммунального хозяйства», приведя данные износа сетей в 40%. Тогда же на этом совещании была озвучена статистика министерства строительства и ЖКХ о том, что ежегодно по стране ветшает 3% сетей, а фактически обновляется не более 2%.

Так вот, в упомянутой Стратегии, утверждённой распоряжением №3268-р Правительства России от 31 октября 2022-го, отмечается, что более 40% «линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (391 из 940 тыс. километров сетей)», включая 43,5% сетей водоснабжения (249 тыс. из 574 тыс. км) и 30% сетей теплоснабжения (50 тыс. из 167 тыс. км). Там же говорится следующее:

Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объём потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ежемесячно происходит в среднем 6600 происшествий, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 9 часов 45 минут.

Примечательно, однако, что «степень износа основных фондов производства, передачи и распределения пара и горячей воды», согласно оценке Росстата, с 2017 по конец 2021 года, то есть за пять лет, выросла с 47,4 до 49,5%.

У Счётной палаты данные ещё хуже: коммунальная инфраструктура страны изношена на 60%, об этом в ходе Восточного экономического форума сообщила аудитор СП Наталья Трунова.

Рвётся там, где тонко: Аварии можно было спрогнозировать заранее

В распоряжении «Первого русского», между тем, оказался занимательный документ о техническом состоянии инфраструктуры теплоснабжения непосредственно в Московской области – причём с разбивкой по всем 60 муниципалитетам.

Из него следует, что в 14 образованиях физический износ сетей превышает 80%: в Богородском, Одинцовском, Пушкинском, Талдомском городских округах, Власихе, Восходе, Зарайске, Лотошино, Лыткарино, Серебряных прудах, Черноголовке, Чехове, Электрогорске и Электростали. Самая плачевная ситуация – как раз в Лыткарино, где износ составляет 89%, Зарайске и Одинцово (и там, и там – более 87%).

В 12 городских округах инфраструктура сферы теплоснабжения изношена более чем на 70%, в том числе в Подольске, Сергиевом Посаде, Солнечногорске и Люберцах.

Самая лучшая ситуация в ЗАТО Молодёжном (износ всего 16%), Мытищах (20%) и Ленинском ГО (21%). Помимо них, есть ещё только два муниципалитета, где проблемных сетей менее 40% – в Дзержинском и Шаховской ГО.

О чём говорит наличие такого списка? Правильно: риски порывов, которые и случились, были известны заранее. Принимались ли меры на упреждение? На этот вопрос мы не готовы дать утвердительного ответа.

В июне прошлого года, то есть за несколько месяцев до начала холодов, подмосковный МинЖКХ уведомлял, что к тому времени «полностью проверены тепловые сети в городских округах Зарайск, Луховицы, Лыткарино и ЗАТО Восход». К концу сентября глава регионального ведомства Антон Велиховский отчитался, что «полностью тепловые сети готовы к работе зимой в 32 муниципалитетах, здесь гидроиспытания проведены на 100% теплопроводов». При этом он признал, что менее половины тепломагистралей проверены в пяти муниципалитетах – в Химках (17%), Солнечногорске (23%), Сергиево-Посадском (28%), Щелковском (35%) и Пушкинском (42%) ГО.

Таким образом, очевидно должны возникнуть сомнения в качестве проведённых проверок, скажем, по тому же Лыткарино. И, соответственно, есть повод спросить с тех, кто отвечал за подготовку к зиме, по поводу Солнечногорска, Сергиева Посада, Пушкина – особенно если состыковать информацию, озвученную министром Велиховским, и те данные по состоянию сетей, которые мы опубликовали выше. Логично ведь, что рвётся чаще всего там, где тонко, разве нет?

«Человейники» наступают на «ближнее» Подмосковье

Впрочем, по словам источника Царьграда в энергетической сфере, есть и ещё такой серьёзнейший фактор, непременно влияющий на ЧП, подобные тем, что произошли в Лыткарино, Солнечногорске и прочих городах Московской области.

Речь об очень высоких темпах строительства в регионе – особенно в тех населённых пунктах, которые входят в орбиту «ближнего» Подмосковья – пригородов столицы, где жильё стоит намного дешевле, нежели в Первопрестольной, что, понятное дело, вызывает значительный спрос. Казалось бы, это же здорово, прекрасно и только радоваться нужно.

Ан нет!

Смотрите, что получается. Согласно Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), в целом по стране за январь-ноябрь прошлого года был введён почти 41 млн кв. м жилья именно в многоквартирных домах. Из них без малого 5,7 млн «квадратов» приходится, конечно же, на Москву. А на Московскую область – 3,46 млн кв. метров. На третьем месте – Санкт-Петербург (2,8 млн), на четвёртом – Краснодарский край (2,49 млн), на пятом – Новосибирская область (1,87 млн).

ТОП-10 РЕГИОНОВ РОССИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЬЯ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ. СКРИНШОТ С САЙТА FEDSTAT.RU

Наибольшие объёмы по жилищному строительству в Московской области, по оценке Единого ресурса застройщиков на 1 декабря 2023 года, приходятся на ГК «Самолёт», ПИК и ГК ФСК. Первый застройщик сейчас возводит в регионе 2,6 млн кв. м, второй – 850,3 тыс. кв. м, третий – 776,6 тыс. кв. м.

«Подсесть» на существующие сети проще, чем строить новые

Основная доля строек – и, как нетрудно догадаться, это всё больше гигантские жилые комплексы – «человейники», где корпуса словно прилеплены друг к другу, – приходится, как уже отмечалось, на те города, что ближе прочих к самой Москве. Мы не будем сейчас рассказывать про само качество строительства, про влияние каменных джунглей на экологию, про появление очагов этнических анклавов, про пробки на выездах и прочие моменты, на которых уже не единожды останавливались прежде.

Обратим внимание на другой момент.

Параллельно высоким темпам застройки, что логично, должно следовать и развитие инженерной инфраструктуры: прокладка новых сетей, оборудование очистных, а ещё создание котельных и электроподстанций. И вот тут-то – засада. Если проблему с появлением необходимых социальных объектов при сдаче «человейников» удалось худо-бедно решить, то с «инженеркой» – дело швах.

Все прекрасно понимают, что «присосаться» к уже действующим линиям проще, чем делать что-то новое, ведь там гораздо больше согласований и вообще заморочек, если сравнивать даже с утверждением непосредственно самих проектов по жилью,

– отмечает наш собеседник-энергетик.

Он напоминает, что, в соответствии с действующим Сводом правил «Котельные установки» (есть, оказывается, и такой), при использовании любой котельной должна жёстко учитываться её мощность, которая, как гласит п. 4.12 этих самых правил, «определяется как сумма максимальных часовых нагрузок тепловой энергии на отопление, вентиляцию и кондиционирование, средних часовых нагрузок тепловой энергии на горячее водоснабжение и нагрузок тепловой энергии на технологические цели».

Если говорить просто: у источников тепловой энергии есть предельно допустимая нагрузка. И когда она превышается, как раз и получается «бум» вроде порывов на теплотрассах и в результате замерзающих вместе с жильцами домов.

А теперь – к вопросу о количестве новых котельных и модернизации существующих. Из официального источника, каковым стоит, безусловно, считать сайт правительства Московской области, благодаря пресс-релизу, датированному ноябрём 2022-го, можно узнать, что до конца того года должны были ввести в строй 14 новых блочно-модульных котельных: пять в Серебряных прудах, восемь в Шатуре и одну в Черноголовке.

Кроме того, министерство энергетики МО отчиталось о завершении работ по капремонту 6399 погонных метров теплосетей и введении в эксплуатацию аж девяти котельных в Зарайске, окончании капремонта 9203 метров сетей и котельной в Богородском, двух котельных в Шатуре и, внимание, капремонте 672 метров тепловых сетей в Лыткарино, где спустя всего-навсего год людям пришлось греться возле костров.

Также, по словам министра энергетики Подмосковья, в 2023-м планировалось ввести в эксплуатацию 13 котельных (одной в Волоколамске, трёх в Коломне, двух в Наро-Фоминске, одной в Подольске, одной в Истре, двух в Рузе, трёх в Шатуре), двух центральных теплоподстанций и 12,7 тыс. метров теплосетей в десяти городских округах. Подтверждения реализации этих планов мы не обнаружили.

Само собой, проблемы возникали и до нынешней зимы, и морозы и год, и два, и три назад тоже были сильные. Говорить о какой-то там аномалии – смахивает больше на отмазки. Просто сейчас нагрузка на сети в разных местах и без некоей общей привязки достигла критических отметок. Плюс износ сетей. Вот и пошли порывы,

– отмечает собеседник Царьграда в энергетической сфере.

При этом он подчёркивает, что эти факторы не снимают ответственности с собственников котельных. По мнению эксперта, подобная инфраструктура, имеющая статус «критической», не должна находиться в частных руках, а иметь государственный контроль. Причём максимально жёсткий.

Проблемные котельные: власти о них прежде не знали?

А вот, кстати, ещё одна крайне любопытная деталь. Котельные, по вине которых тысячи жителей Подмосковья в новогодние каникулы были вынуждены буквально выживать, дрожа от холода, были, что называется, проблемными – и в Климовске, и в Серигевом Посаде, и в Солнечногорске, и в других городах.

Так, в Подольске, где областной СКР возбудил уголовное дело по факту ограничения энергоресурсов в целом микрорайоне – Климовске, уже установлено, что порыв теплотрасс произошёл «в результате неправильной эксплуатации сотрудниками закрытого акционерного общества котельной». В помещениях организации, обслуживающей котельную, добавили в Следкоме, проводятся обыски, изымается техническая документация, допрашивается руководство.

СТОП-КАДР ОПЕРАТИВНОЙ СЪЁМКИ ГСУ СКР ПО МО

Секрета никакого нет: котельная принадлежит ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ), где, как указывается на сайте предприятия, налажен выпуск известных во всём мире патронов к пистолетам самых разных систем и автоматам Калашникова.

Однако основным видом деятельности ЗАО КСПЗ указано «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными», плюс есть ещё три десятка других направлений – даже торговля драгоценными камнями и ювелирными изделиями.

Последние семь месяцев руководит заводом, юрадрес которого находится вообще в Калужской области, экс-директор Велозаводского рынка Игорь Кушников. До него эту должность занимали поочерёдно ресторатор, владелец ЧОПа из Наро-Фоминска и бывший служащий.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU

Так вот, за последние 10 лет завод выступал ответчиком по ста с лишним искам, большинство из которых были поданы МУП «Водоканал» Подольска, «Газпром межерегионгаз Москва» и Мособлгазом, а также неким ИП Джурабеком Азимовым (прекратил свою деятельность с мая 2023-го, занимался гостиницами, торговлей, доставкой и пр.). Истцы, в основном, требовали от КСПЗ расчёта по долгам, суммы фигурировали разные – от нескольких тысяч до десятков миллионов рублей. А после поступления исков в арбитражный суд предприятие, чаще всего, погашало задолженность, и иски или отзывались, или удовлетворялись, но с заметно снизившимися требованиями.

ОДИН ИЗ ИСКОВ К КСПЗ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА RAS.ARBITR.RU

А КСПЗ в свою очередь судился с МУП «Подольская теплосеть» – и тоже за просрочку платежей по договорам на поставку тепла.

Кому именно принадлежит сейчас завод, точных данных нет: держателем реестра акционеров является АО «ВТБ Регистратор». В 2014-м «Коммерсант» сообщал, что Одинцовский горсуд Московской области «арестовал бывших и действующих руководителей» завода, которые по линии МВД обвинялись «в хищениях в 2010-2011 годах 200 млн руб. у оборонного предприятия под видом сдачи ему в аренду высокоточного металлообрабатывающего оборудования».

Кроме того, в международном розыске по этому делу находился бывший председатель совета директоров КСПЗ — авторитет Хорхе Портилья-Сумин. Последний – выпускник журфака МГУ, ранее судимый за убийство отчима, наказание отбывал вместе с ворами в законе Джабой Иоселиани и Тенгизом Китовани, занявшими позже высокие посты в руководстве Грузии (один вошёл в военсовет Грузии, другой и вовсе стал министром обороны), чьи интересы Хорхе Портилья представлял в Штатах.

Есть информация, что в настоящее время реальным собственником завода является некая гражданка Германии Марина Сахарова, проживающая за рубежом. Косвенно на это указывает то, что КСПЗ имеет филиал в ФРГ – в городе Фульдаталь.

А жителей Сергиева Посада заморозило некое ООО «УК «Лакокраска», обслуживающее котельную, на которую запитаны многие жилые дома. Контора зарегистрирована в январе 2019-го, основной вид деятельности – «подача пара и горячей воды (тепловой энергии)». Учредителем её является некий предприниматель Владимир Третьяков, владелец ещё нескольких фирм, связанных с недвижимостью и строительством.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU

С финансовой отчётностью «Лакокраски» происходят какие-то весьма странные вещи: она показала в прошлом году выручку в 160,5 млн рублей (а до того – данных нет), зато при этом произошло невероятно сильное падение по прибыли – в 157 раз, и такой убыток сложно объяснить даже вложениями в активы.

К тому же к организации с мая 2022-го поступило 26 исков – в основном, от Мосэнергосбыта, Мособлгаза и «Газпром межрегионгаз Москва». Претензии всё такие же – задолженность по счетам, в совокупности – на десятки миллионов рублей. Суды с доводами истцов соглашались, УК что-то там погашало – и котельная продолжала работать под всё тем же управлением. А тут вот в начале января грянул гром.

А в ряде городов аварии произошли в домах, которые зависят от котельных, находящихся в управлении «Газпром теплоэнерго Московская область»: эта организация, несмотря на громкое название и куда более впечатляющие финансовые результаты (правда, хоть выручка и поступательно росла, достигнув 12,5 млрд рублей по итогам 2022-го, но компания скатилась с чистой прибыли в 138 млн рублей в 2020-м до убытка в 320,8 млн в 2022-м), тоже фигурирует в качестве ответчика по экономическим спорам. А истцами выступают и Мособлэнерго, и городские водоканалы, и Мособлгаз. Исковые требования – на десятки миллионов рублей.

К чему мы об этом? Да к тому, что когда высокопоставленные чиновники жалуются, что не могут, мол, попасть на территорию частных котельных, чтобы проверить их состояние, и для того просят помощи силовиков, это отдаёт неким лукавством. Хотя бы потому, что когда они же (или другие, не так уж и важно) за полгода до ЧП благосклонно принимали «ярлыки» о готовности теплосетей в том или ином муниципалитете, неужто не возникло подозрений, что может случиться какая-то «неприятность», если не получилось проинспектировать какую-то конкретную котельную?

А как насчёт предельной мощности? Тоже не знали?

А в это время

Владимир Путин взял ситуацию, сложившуюся с теплоснабжением в Подмосковье, под личный контроль

В воскресенье вечером стало известно, что президент России вызвал на доклад о ситуации с «замороженными» и обесточенными подмосковными территориями губернатора Андрея Воробьёва.

Глава государства дал поручения главе МЧС Александру Куренкову, с которым также состоялась отдельная беседа, и компании «Россети» продолжать принимать все возможные меры для обеспечения тепло- и энергоснабжения,

— сообщили в Кремле.

Добавим, что Владимир Путин заслушал также главу Херсонской области Владимира Сальдо, где тоже случились аналогичные проблемы, правда, по другой причине (из-за резкого перепада температур). К ночи теплоснабжение там было восстановлено.

Как уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «президент в курсе всего, тем более таких аварийных ситуаций». По его словам, все службы работают в авральном режиме днём и ночью.

Что с того?

То, что Следком начал возбуждать уголовные дела (по нашим данным, продолжение будет), – хороший знак. Потому что он даёт надежду на восстановление справедливости. Однако приведёт ли распутывание этой ниточки к изначальной точке, откуда, собственно, и возникли проблемы?

Мы – о согласовании проектов для застройщиков и выдаче им разрешений на подключение к действующим инженерным сетям, что, соответственно, в разы с каждым новым введённым в эксплуатацию домом повышало риск «перегрева» – в смысле достижения критической, пиковой нагрузки и на котельные, и на сети.

Произошедшее в Сергиевом Посаде, Лыткарино, Солнечногорске и так далее – беда и ужас, последствий которых, можно предположить, ещё стоит ожидать в будущем в виде роста простудных заболеваний и, кстати, ухудшения состояния жилищного фонда, для которого «заморозка» тоже не прошла просто так.

Но, хоть и не хочется никого пугать, здесь стоит напомнить, что бывают и совершенно жуткие трагедии. Как, допустим, в Перми в январе 2020-го, когда прорвало трубу теплоснабжения в мини-отеле, из-за чего в хлынувшем в номера кипятке заживо сварились пять человек, включая ребёнка, а ещё шестеро получили страшные ожоги. После того случая многие специалисты заговорили о проблеме с состоянием инженерных сетей. Однако постепенно всё, как водится, затихло.

Сейчас о проблеме вспомнили вновь. Оказывается, она не только никуда не делась, но положение, судя по всему, осложнилось. Так что нам очень-очень нужно наводить самый принципиальный порядок в этой сфере – и особенно с учётом бурного строительства «человейников», которых и быть-то не должно.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»