Хотя этот ресурс ([leech=http://]https://www.navylookout.com/a-year-in-review-the-royal-navy-in-2023/[/leech]) и не является официальным, тем интереснее его мнение, поскольку на него не «давит» правительство Его Величества.

Опустим начало статьи, где проливаются «крокодильи слёзы» по поводу несчастной Украины и то, насколько сильнее стал флот Украины после передачи ему двух старых тральщиков. Перейдём сразу к той части, где говорится о королевском флоте.

Британская авианосная ударная группа провела осеннее развертывание в Норвежском и Северном морях и посетила Гетеборг, Швеция, для участия в оборонительных мероприятиях, связанных с НАТО и JEF. В эту скромную шестинедельную поездку была включена значительная часть лётной подготовки, которая дала уверенность европейским союзникам в способности RN помочь защитить свои восточные границы. Премьер-министр провёл ночь на борту HMS Diamond перед саммитом JEF в Финляндии, став первым премьер-министром, оставшимся на военном корабле за несколько поколений. HMS Queen Elizabeth завершила своё патрулирование отправкой дополнительных запасов боеприпасов в Глен-Маллан, поскольку она остаётся в очень высокой готовности и хорошо подготовлена, если её вызовут для выполнения срочных задач в новом году.

После нескольких лет относительного мира Ближний Восток снова стал центром боевых действий. В мае HMS Lancaster был переброшен со своей базы в Персидском заливе в Порт-Судан и вместе с королевской морской пехотой, базирующейся в Хартуме, помог британским гражданам и гражданам стран-партнёров бежать, когда разразилась гражданская война. Когда Хамас напал на Израиль 7 октября, новая прибрежная группа реагирования (Юг), состоящая из RFA Argus и RFA Lyme Bay, как раз готовилась покинуть Великобританию, направляясь на долгосрочное базирование в Омане. Вместо этого их спешно отправили в восточное Средиземноморье для возможной эвакуации гражданского населения или операции по оказанию гуманитарной помощи. На момент написания от этого довольно схематичного плана, судя по всему, отказались. По крайней мере, концепция LRG(S) предусматривала нужные суда, в нужном месте, в нужное время, а HMS Duncan также располагал хорошими возможностями на случай необходимости реагирования.

В то время как корабли в Леванте остаются в состоянии повышенной боеготовности, Красное море стало центром внимания, поскольку поддерживаемые Ираном повстанцы, хуситы, начали совершать неизбирательные нападения на торговое судоходство. На данный момент ВМС США проделали тяжёлую работу, уничтожив несколько дронов и ракет, многие корабли были поражены, но, что примечательно, среди торговых моряков пока не было погибших. 16 декабря HMS Diamond попал в заголовки газет, сбив дрон ракетой Sea Viper. Это было первое боевое применение Sea Viper РН и первый случай, когда военный корабль РН в гневе уничтожил воздушную цель с тех пор, как HMS Gloucester сбил противокорабельную ракету Silkworm во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году. С HMS Diamond под рукой и HMS Lancaster Великобритания поспешила присоединиться к возглавляемой США операции Prosperity Guardian (OPG), призванной защитить торговые суда. Некоторые судоходные компании возобновили транзит по Красному морю, но OPG испытывает трудности, поскольку очень немногие военно-морские силы готовы передать свои военные корабли под командование США. Европейские политики, которым следует знать лучше, обеспокоены тем, что их общественность будет смешивать поддержку свободы судоходства в Красном море с поддержкой Израиля. Обеспечение безопасного прохода судов через морские узкие проходы отвечает интересам каждого, поскольку свободное движение судов является ключом к глобальной экономике и в конечном итоге имеет более серьёзные прямые последствия, чем то, что может происходить в Израиле.

Периферийный конфликт, вызывающий обеспокоенность, назревает в государстве Содружества Гайане в Южной Америке. В классическом случае отвлечения населения от экономического хаоса внутри страны президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил богатый нефтью и минералами регион Эссекибо в Гайане своим собственным. HMS Trent был отправлен присоединиться к военно-морским учениям с Гайаной в качестве сдержанной демонстрации моральной поддержки, но в приступе пантомимического возмущения венесуэльцы заявляют, что это «акт враждебной провокации». В прошлом, когда у RN был фрегат или эсминец, выделенный в Карибское море (Атлантический патрульный север), был доступен более мощный военный корабль. HMS Dauntless находился в Карибском море и посетил соседнюю Колумбию в начале этого года, но только в качестве разового развертывания, и в этот регион обычно направляется легковооруженный OPV. HMS Trent нельзя рисковать, столкнувшись даже со слабым венесуэльским флотом, поэтому её присутствие имеет скорее символическое, чем военное значение. OPV предоставляют очень полезную дипломатическую платформу, демонстрируя флаг и налаживая отношения с небольшими затратами, но им не хватает сдерживания, которое обеспечивает более тяжеловооруженный военный корабль, когда ставки могут быть выше. Будем надеяться, что спор об Эссекибо будет решён дипломатическими средствами, а международное давление заставит Мадуро спокойно признать абсурдность своего заявления.

Три конкретных проблемы оказывают всё более заметное влияние на работу и эффективность RN.

1. Самая серьёзная проблема, с которой сейчас предстоит столкнуться РН, — это кадровый кризис, обострившийся в этом году. Хотя удержание достаточного количества квалифицированных и опытных людей уже давно является сложной задачей, очевидно, что более простым аспектом кадрового уравнения является набор персонала, однако сейчас RN не может обеспечить достаточное количество кандидатов на базовое обучение. Если высокий отток сочетается с низким притоком, RN вскоре начнёт останавливаться, поскольку операции сокращаются, развертывание приходится чрезмерно растягивать или корабли вообще не смогут плавать. Без очень согласованных и хорошо обеспеченных ресурсами усилий по разрешению этой ситуации в 2024 году и в последующий период возникнут серьёзные проблемы, предвещаемые тем, что случилось со Вспомогательным Королевским флотом, который уже был вынужден поставить хорошие корабли на прикол из-за нехватки моряков.

2. В этом году мы сообщили о многочисленных примерах плохой доступности кораблей и подводных лодок, вызванной возрастом самих кораблей и медленными темпами технического обслуживания, и различными проблемами инфраструктуры. После вывода из эксплуатации HMS Montrose в апреле официальное количество фрегатов сократилось до 11. На самом деле это 10, поскольку HMS Westminster сейчас находится в таком плохом состоянии, что его не стоит переоборудовать, хотя RN ещё официально не признало это случай. HMS Northumberland последний раз переоборудовался в 2018 году и последние несколько лет эксплуатировался в усиленном режиме. Она лишь немногим моложе Вестминстера, и надо также задуматься о её материальном состоянии. HMS Somerset вышел из ремонта с продлением срока службы на 4 года, но потерпел серию неудач и поломок, которые ограничили его возвращение в строй и задержали приёмку военно-морской ударной ракеты. Самый молодой из фрегатов, HMS St Albans, является лишь вторым в своём классе, получившим выгоду как от ремонта LIFEX, так и от PGMU (модернизации двигателя). Этот проект занял более 3,5 лет, и он ещё не вышел в море, хотя ходовые испытания должны начаться в начале 2024 года. Модернизация HMS Iron Duke была завершена в мае, её стоимость составила 100 миллионов фунтов стерлингов, и на неё ушло 4 года, но она потратила большую часть 2023 года рядом с Портсмутом. В настоящее время RN находится в глубокой «нехватке фрегатов», где устаревшие корабли типа 23 должны продолжать работать в ожидании замены новыми кораблями, что, возможно, является самой серьёзной проблемой RN в среднесрочной перспективе. Ситуация усугубляется тем, что перспективные фрегаты тип 26 всё дальше сдвигаются «вправо». Достроечные работы на «Кардиффе» существенно замедлились из-за забастовки части работающих. Теперь даже 2026 год вызывает сомнения. Фрегаты тип 31 тоже под вопросом, поскольку они получаются гораздо дороже первоначально оговорённых сумм. Как и когда закончится спор между Адмиралтейством и Babcock, пока неизвестно. Как и было давно запланировано, летом HMS Albion ушёл в резерв, однако HMS Bulwark, корабль, который должен быть готов занять её место, все ещё находится в сухом доке и далёк от возвращения в строй. HMS Trent, которому менее 5 лет, был недоступен для развертывания в течение года с мая 2022 года до мая 2023-го из-за различных механических проблем.

Сильно пострадала и Служба подводных лодок. В этом году HMS Vanguard, наконец, вышел в море после ремонта, длившегося целых 7 лет, и тем временем продолжительность сдерживающего патрулирования увеличилась: одна лодка находилась под водой более 6 месяцев. HMS Vanguard после прохождения ремонта должна была произвести тестовый пуск ракеты «Трайдент», что является стандартной процедурой для британских и американских ПЛАРБ, но этого не случилось. После загрузки ракет на ВМБ Кингс-бей, британская лодка ушла. После месячного отсутствия «Венгард» зафиксирована в порту Канаверал, штат Флорида. HMS Anson был официально введён в строй в августе 2022 года и покинул верфь в феврале 2023 года, но большую часть этого года провёл на ходовых испытаниях и ещё не был введён в эксплуатацию. Летом несколько дней в море вообще не было подводных лодок, и эта ситуация, похоже, повторилась в период Рождества.

Неспособность достаточно быстро внедрить новые технологии на передовую является сейчас серьёзной проблемой. RN, безусловно, пытается внедрять инновации и добился определённого прогресса с концепцией PODS, проектами MANTA/CETUS XLUUV, XV Патрик Блэкетт и возможностями автономного поиска мин и MDG. К сожалению, темпы обновления автопарка далеко не достаточно быстрые. События на Украине, а теперь и в Красном море вновь продемонстрировали, что недорогие, относительно простые беспилотные системы могут быть эффективными или, по крайней мере, противостоять им можно только с помощью изысканного и дорогого оружия, которого не хватает. Хотя комбинация ракеты «Мартлет» и вертолёта «Уайлдкэт», наконец, принята на вооружение и является важным шагом в правильном направлении, кораблям RN не хватает достаточных возможностей для эффективного уничтожения, чтобы противостоять группам американских летательных аппаратов или БПЛА. Например, даже внедрение очень простого беспилотного средства ISR в виде Peregrine RWUAS оказалось затяжным процессом. Базовая платформа для видеокамер Schiebel S-100 существует уже более десяти лет, однако RN потребовались годы, чтобы передать этот относительно дешёвый, но эффективный «легко висящий плод» в руки операторов. В 2023 году в состав Военно-морской службы вошли два новых корабля: RFA Proteus (MROS) и RFA Stirling Castle (базовый корабль MHC). Это была отличная «хорошая новость», поскольку оба корабля были приобретены относительно быстро и в конечном итоге после переоборудования были отправлены в море. К сожалению, ни один из кораблей в этом году фактически не был готов к использованию по назначению, несмотря на официальные заявления, что является ещё одним примером неспособности реально выполнять поставленные задачи. Помимо очевидных бюджетных проблем, коренными причинами являются институциональная инерция как ВМФ, так и МО. Существует чрезмерное регулирование из-за чрезмерного неприятия риска и нежелания обходить рамки, основанные на гражданском мышлении мирного времени. Недостаток инженерно-технических кадров как в промышленности, так и в РН не помогает. На другом конце спектра возможностей меры по увеличению огневой мощи флота также происходят удручающе медленно. После 10 лет колебаний по поводу замены Harpoon NSM должен, наконец, поступить на вооружение в следующем году. До появления Sea Ceptor на эсминцах Type 45 осталось ещё несколько лет, и хотя это хорошая новость, Type 31 будет оснащён элементами VLS Mk41 вместе с фрегатами Type 26, но представители отрасли весьма скептически относятся к тому, что ракета FCASW может быть готова к использованию, чтобы заполнить эти ячейки к 2028 году.

Одним из основных положительных моментов для RN является то, что программа судостроения в целом идёт по плану и начнёт поставку новых фрегатов в конце 2020-х годов. Работы над первым фрегатом Type 31 HMS Venturer продвигаются хорошо и лишь незначительно отстают от первоначального графика; работы над вторым кораблём также продолжаются. Металлоконструкции являются более простым аспектом проекта, а именно оснащение и интеграция систем станут самой большой проблемой для Бэбкока. Четыре фрегата типа 26 в настоящее время находятся на разных стадиях постройки, в этом году сталь была распилена для корабля № 4 HMS Birmingham. Новый строительный цех на верфи BAE Systems в Гаване близится к завершению в следующем году и поможет ускорить дальнейший этап программы. Почти вне поля зрения общественности сейчас стабильно продвигается один из самых сложных инженерных проектов, реализуемых в Великобритании – строительство четырёх подводных лодок класса «Дредноут». Хотя на постройку предыдущего класса «Авангард» ушло примерно в два раза больше времени, проект, судя по всему, идёт в соответствии с заявленным графиком.

Опубликованный в декабре отчёт Госконтроля о плане оснащения Минобороны даёт некоторую долю холодной реальности относительно будущих устремлений. Возможности RN, ещё не профинансированные в EP на 2022-2032 годы, включают фрегаты Типа 32, многоцелевые корабли поддержки, эсминцы Типа 83 / FADS, поддержку оборудования Block 1 и Block 2 для поиска мин, а также аспекты оборудования Future Commando блоков 2 и 3. Все эти финансовые препятствия необходимо преодолеть в ближайшие несколько лет, иначе флот будет и дальше истощаться. В ближайшей среднесрочной перспективе НАТО отмечает, что растущий глобальный спрос на оборонное оборудование, проблемы с цепочками поставок, нехватка материалов и нехватка навыков приводят к ограничению производственных мощностей отрасли, что затрудняет реализацию проектов в рамках существующих графиков и бюджетов.

Нынешнее правительство, похоже, приближается к всеобщим выборам в следующем году, хотя большинство предсказывают, что оно потерпит полное поражение. Поэтому особенно важно обратить внимание на комментарии Лейбористской партии по вопросам обороны в ближайшие несколько месяцев и их манифестные обещания. Удары в барабан о том, что «строить военные корабли только в Великобритании» и «использовать британскую сталь», возможно, хорошо повлияют на Союзы, но это уже крайние меры. На самом деле необходимо срочно очень значительное увеличение расходов на оборону, но это маловероятно при новом правительстве. С точки зрения «музыки настроения», основное стратегическое различие между партиями, по-видимому, заключается в том, что лейбористы с меньшим энтузиазмом относятся к «Индо-Тихоокеанскому уклону» Великобритании и могут попытаться уменьшить это обязательство, хотя участие Японии в GCAP и AUKUS помешает вернуться к этому. Нет недостатка в неудачах, которые можно возложить на ноги Тори, но, если Лейбористская партия не собирается выделять новые ресурсы после вероятного пересмотра оборонной политики в 2025 году, можно ожидать дальнейшего управляемого упадка во всё более опасном мире.

***
Ну и из раздела «Колонка юмора». Отставной коммандер, Том Шарп, известный тем, что в бытность его командования фрегатом «Нортумберленд» протяжённая антенна БУГАС сильно пострадала от контакта с русской подводной лодкой, предложил Министру обороны направить в Красное море авианосец «Куин Элизабет». Правда, что он там будет делать с авиагруппой из 8 самолётов и 8 вертолётов, не объяснил.