По оценкам Международного института стратегических исследований (IISS), на вооружении Киева сейчас находится примерно 564 комплекса ПВО, а у всей Европы — около 1,6 тысячи. Несмотря на постоянные просьбы украинских властей о поставках, союзники не спешат отправлять ВСУ эти системы, потому что у США и их партнёров ограниченные запасы подобных вооружений, а на создание новых уйдут годы.

Об этом пишет The Wall Street Journal.

«К некоторым государствам мы обращаемся, чтобы нам предоставили (в аренду – ред.) на зиму, на зимний период, некоторые системы, потому что у них их мало, поэтому говорим даже о таких комбинированных вещах», — заявил в октябре президент Украины Владимир Зеленский во время встречи с и. о. премьера Нидерландов Марком Рютте.

Перед началом российской СВО украинские войска обладали сравнительно неплохо укомплектованной системой ПВО, которая насчитывала 403 комплекса наземного базирования. Помощь из других стран довела эту цифру до 564 единиц.

В довесок к советскому оружию теперь у ВСУ есть некоторое количество ЗРК Patriot и SAMP/T, которые могут поражать цели на расстоянии до 100 км. Но большинство западных комплексов ПВО, переданных Украине, имеют дальность действия до 40 км: MIM-23 Hawk, NASAMS и IRIS-T. Имеются и средства ПВО малой дальности: минимум 50 единиц гусеничных немецких Gepard, а также ПЗРК — американские Stinger и британские Starstreak.

Однако, как считают аналитики, подобный разнобой и пересортица могут не укрепить систему ПВО Украины, а сделать её менее устойчивой. Необходима интеграция вооружений.

Директор проекта ПРО в Центре стратегических и международных исследований Том Карако уверен, что наличие средств ПВО еще ничего не гарантирует, но их отсутствие точно приведет к проигрышу.

Кроме того, WSJ отмечает, что Украина стала полигоном для испытаний ПВО, поскольку «в своей противовоздушной обороне ей приходится использовать оружие как западного производства, так и советские системы».

«Особенно это актуально в контексте растущей угрозы использования беспилотников. Однако то, что Украине приходится использовать и старые советские, и новые западные системы, ослабляет их эффективность», — говорится в материале.

По оценкам ГУР Минобороны Украины, ВПК России в состоянии ежемесячно производить порядка 100 крылатых ракет двух различных типов, четыре гиперзвуковые баллистические ракеты и пять баллистических ракет, не считая запасов. И где взять на это боекомплект для ПВО?

«Для советских ЗРК ракет у ВСУ практически не осталось и восполнить запасы негде. Западные ЗУР стоят, как космолет, но Киев не скупится — ежедневно расходует их на копеечные «Герани».

Боевая эффективность украинской ПВО находится в прямой зависимости от щедрости НАТО. И, не в последнюю очередь, от ситуации на Ближнем Востоке, где западные ЗРК очень понадобились Израилю», — обратил внимание военкор Александр Коц.

Ранее полковник в отставке Анатолий Матвийчук заявил, что главной проблемой ПВО ВСУ — «сборной солянкой», является ее несистемный характер. По словам военного эксперта, поставленные Украине Западом системы ПВО показали в зоне боевых действий свою полную неспособность противостоять воздушным атакам. Он указал, что переданные Германией IRIS-T, и американские Patriot выполняют свои функции только в ближайшей зоне, а справиться с массированными целями, такими, как рой дронов, они не способны.

Источник