© VICTOR LISITSYN, ВИКТОР ЛИСИЦЫН/GLOBALLOOKPRESS

Вы не поверите, но по версии высокопоставленных чиновников рост цен в России «некритический». Да, признают слуги народа, инфляция растёт, но проводимая индексация социальных выплат и рост зарплат, о котором постоянно сообщает Росстат, позволяют гражданам страны не замечать растущие цены и тарифы.

Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что прогноз по инфляции в 2024 году 4-4,5%. Цитата: «Но для того чтобы люди не почувствовали, мы повышаем все социальные выплаты на прогнозируемый (уровень – ред.) инфляции».

Напомню, в конце августа господин Силуанов заявлял, что ожидает сохранения инфляции в текущем году на уровне 6%. Ещё дальше пошёл нынешний министр экономического развития Максим Решетников, которому подчиняется Росстат:

«Поэтому инфляция – да, она, конечно, как бы выше таргетов и так далее, но базовая инфляция, если мы там всякие плодоовощи, бензин и прочее берём, она 5,5%. Ну, в общем и целом она растёт, к сожалению, последние месяцы, но не столь критично, поэтому мне кажется, у нашего роста точно ещё есть потенциал».

У меня вопрос – они серьёзно всё это говорят? Какие 5% или 6% инфляции? Пусть выйдет к народу и расскажет простым людям про этот «смешной» рост цен. Кстати, достижение инфляции 4-4,5% к концу 2024 года прогнозирует и российский Центробанк. Там сейчас решили жёстко «закрутить гайки». Это находит поддержку среди олигархов:

– Владимир Олегович, я хотел бы сопоставить точку зрения крупного бизнеса и регулятора. Позвольте, я процитирую ваше недавнее интервью, в котором вы хвалили Центральный банк. В первую очередь, сказали вы, необходимо побороть инфляцию, – спросил в ходе недавнего форума «Россия зовёт!» первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов. – На её фоне низкая процентная ставка бессмысленна. В текущей ситуации критика в адрес ЦБ напоминает недовольство врачом, когда он назначает больному сильнодействующие лекарства с побочными эффектами. На ваш взгляд, есть ли противоречия между обычной денежно-кредитной политикой жёсткой в настоящий момент и задачами развития новых приоритетных отраслей для суверенной экономики, для экономики предложения?

– Спасибо за вопрос, – ответил предправления «Норильского никеля» Владимир Потанин. – Ответ на него будет: да, такое противоречие есть совершенно очевидное. Дело в том, что для развития экономики есть стимулирующие инструменты, а есть стабилизирующие. И когда для того, чтобы охладить и замедлить инфляцию, применяется ужесточение кредитной политики Центральным банком или когда правительством обсуждается вопрос повышения, например, начального взноса по ипотеке и вообще меры по улучшению качества ипотечного кредитования, когда выходит указ президента, о некоторых особенностях валютного регулирования, не надо в этих мерах искать стимулирующие воздействия. Их там нет. Это стабилизирует факторы. Потому что когда, например, у наших соседей в Турции была высокая инфляция и коллеги долго принимали решения, а по денежно-кредитной политике сейчас они наслаждаются процентной ставкой 40%, по-моему, уже. То есть фактически запретительной. Когда последний раз не уделяли внимание качеству ипотечного кредитования в Соединённых Штатах Америки, все помним 15 лет назад, чем это завершилось. Поэтому не надо искать стимулирующие воздействия в мерах, которые призваны к оздоровлению нашей экономики. В этом смысле хорошо, что и у Центрального банка, и у правительства есть достаточная политическая воля для того, чтобы такого рода решения своевременно принимать.

Однако эти якобы своевременные меры так и не привели не то что к падению, даже замедлению цен. В процесс по отдельным группам товаров, например куриным яйцам, пришлось вмешаться уже Генеральной прокуратуре.

Официальная статистика утверждает, что куриные яйца подорожали на 40%. Однако из разных городов страны мне пишут наши зрители, которые, в свою очередь, утверждают, что рост цен значительно больше. В связи с этим вернусь к заявлению министра финансов Силуанова, который заявил, что «для того чтобы люди не почувствовали» роста цен, повышаем «все социальные выплаты на прогнозируемый (уровень – ред.) инфляции». А прогноз у них 4-4,5%. Согласитесь, цинизм, помноженный на экономию на самых незащищённых слоях населения страны.

ЮРИЙ ПРОНЬКО