Перечитывая «Белые книги»

Определённое представление о структуре военных расходов Китая по целевому назначению дают отчёты о военных расходах, представлявшиеся Китаем в ООН. Китай представлял в ООН данные в рамках стандартизированной международной отчетности о военных расходах в 2007–2010 годах.

В отличие от большинства других государств, Китай готовил документ в упрощённой форме, тем не менее в нём давалась некоторая детализация распределения официальных военных расходов. В соответствии с данным документом, военные расходы в КНР делятся на три части:

1) расходы на содержание личного состава;
2) расходы на боевую подготовку и повседневную деятельность войск;
3) расходы на техническое обеспечение ВС.

Кроме того, отдельно были показаны расходы на боевую подготовку и техническое оснащение компонентов резервных войск и формирований народного ополчения.

Аналогичное деление военных расходов приводится и в «Белых книгах по обороне», издаваемых раз в два года Информационным центром госсовета КНР. В них раскрывается содержание каждого из трех разделов официального военного бюджета.

В соответствии с «Белыми книгами по обороне» расходы на содержание личного состава включают денежное довольствие, различные надбавки и пенсии военнослужащих (офицеров, сержантского и рядового состава), заработную плату гражданских служащих, а также средства на вещевое и продовольственное обеспечение.

Кроме того, к этой же части относятся расходы на улучшение материально-бытовых условий военнослужащих, образование детей военнослужащих и другие социальные нужды.

Расходы на боевую подготовку и повседневную деятельность войск включают расходы на оперативную и боевую подготовку войск, содержание военных учебных заведений, работы по планированию и организации повседневной деятельности войск.

Расходы на техническое оснащение вооружённых сил (расходы на закупки вооружения и техники, а также военные НИОКР), в соответствии с «Белыми книгами по обороне», включают расходы, связанные с исследованиями и разработками, закупками, техническим обслуживанием, транспортировкой и хранением вооружения и военной техники.

Наши цели ясны

За последние годы объем военных расходов Китая существенно увеличился, однако в целом темпы роста военных расходов коррелировали с темпами роста экономики страны. В период 10-й (2001–2005) и 11-й (2006–2010) пятилеток реальные темпы роста военных расходов КНР несколько отставали от темпов роста ВВП, что вело к постепенному снижению уровня милитаризации экономики (доли общих военных расходов в ВВП).

Так, доля общих военных расходов в ВВП последовательно снижалась с 3,04 % в 2001 году до 2,14 % в 2005 году и 1,57 % в 2010 году. В 2011–2015 гг. темпы реального роста общих военных расходов несколько опережали темпы роста ВВП, что было обусловлено сохранением достаточно высоких объемов военных расходов в условиях замедления темпов экономического развития.

За указанный период среднегодовые темпы реального роста ВВП составили 7,4 %, а общих военных расходов – 9,1 %. В результате милитаризация экономики несколько увеличилась, доля общих военных расходов в ВВП выросла с 1,47 % в 2011 году до 1,56 % в 2015 году.

В перспективе ожидалось некоторое замедление темпов роста общих военных расходов, так как на 13-ю пятилетку (2016–2020) рост военных расходов уже был сбалансирован с ростом ВВП. В связи с этим показатель милитаризации экономики в 2020-х годах сохранится на уровне 1,5–1,6 %.

Однако в случае обострения международной обстановки Китай имеет возможность увеличить долю военных расходов в ВВП до 2–3 % без существенного ущерба для экономики страны. Такая оценка опирается на тот факт, что структура официальных военных расходов по организационному признаку достаточно стабильна и характеризуется преобладанием затрат на содержание и оснащение вооружённых сил.

В то же время наблюдается постепенный рост доли расходов на ВМС (с 15,9 % в 2011 году до 17,5 % в 2022 году), ВВС (с 24,2 % до 25,3 %), СРВ НОАК (с 5,3 % до 6,1 %) при одновременном сокращении доли СВ (с 45 % в 2011 году до 42 % в 2022 году). В том же 2022 году доля сухопутных войск оценивалась в 41,8 %, ВВС – 25,4 %, ВМС – 17,7 % и стратегических ракетных войск – 6,2 %.

Уже в 2016 году расходы по официальному военному бюджету Китая составляли 978,8 млрд юаней (около 147,4 млрд долларов), что было на 7,7 % больше по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году в государственном бюджете КНР по статье «Национальная оборона» было выделено уже 1 044,4 млрд юаней (157,3 млрд долларов).

На втором месте в мире

Это стало вторым показателем в мире после США и значительно превысило объём военных расходов любой из развитых европейских стран. Общие военные расходы Китая в 2016 году составили 1 132,6 млрд юаней (170,6 млрд долларов), а в 2017 году – 1 208,8 млрд юаней (около 182,0 млрд долларов).

Предварительная оценка военных расходов КНР по 2023 году свидетельствует об их росте по сравнению с 2022 на 7,2 %, до 1 553,7 млрд юаней (около 224,8 млрд долларов). Результаты анализа военных расходов Китая свидетельствуют, что на ближайшую перспективу милитаризация экономики Китая сохранится на уровне 1,6 % ВВП.

Таким образом, военные расходы будут в дальнейшем увеличиваться в соответствии с темпами экономического роста. Однако возможны и некоторые изменения в структуре военных расходов. В частности, бюджет КНР допускает увеличение доли расходов на военные НИОКР.

Это связано с переориентацией военно-технического сотрудничества с развитыми государствами с импорта готовых образцов вооружения и военной техники на организацию совместных НИОКР по разработке высокотехнологичных вооружения и военной техники и дальнейшее увеличение объема закупок их у национальной военной промышленности, что приведёт к росту доли расходов на техническое оснащение вооружённых сил.

В распределении военных расходов по видам ВС сохранится тенденция увеличения доли ВМС НОАК, что обусловлено увеличением боевого состава флота и повышением активности оперативной и боевой подготовки ВМС.

Также ожидается некоторое увеличение доли ВВС, в которых предполагается массовое поступление на вооружение образцов вооружения и военной техники нового поколения, и стратегических ракетных войск, которые с 2016 года официально преобразованы в самостоятельный вид вооружённых сил.