ALEXANDER LEGKY/GLOBALLOOKPRESS

Мордовия стала первым регионом, который отказался от проведения абортивных процедур в частных клиниках. В итоге количество абортов в республике снизилось на 40%. Но главную роль в этом сыграли не только решение чиновников или экономика, считает глава Мордовии Артём Здунов. А человечное отношение к женщинам, которые обратились за помощью.

27-28 ноября в Москве проходило заседание XXV Всемирного Русского Народного Собора. В нём приняли участие несколько тысяч делегатов из 89 регионов России и многих стран Русского мира. Среди них – учёные, политики, общественные деятели, священнослужители и философы.

Главной темой для обсуждений стала стратегия развития России и образа будущего для каждого русского. Это и экономика, и образование, и демография, и молодёжная политика, и многое другое. Но основным был разговор об идеологии.

Великие победы Россия одерживала лишь тогда, когда была Империей. Сейчас главное поле битвы – это сердце человеческое. Такое заявление в ходе заседания в Храме Христа Спасителя сделал заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев.

Война идёт здесь и сейчас, и поле битвы – сердце человеческое. Вот прямо сейчас идёт война!.. Мы не на фронте находимся, но мы находимся на ментальном фронте. И наша задача – научиться отделять себя от них. Потому что мы слишком долго, 30 лет, росли по их лекалам и слушали их, как отцов родных,

– сказал Константин Малофеев.

Отметим, что при непосредственном участии Собора происходили и происходят важнейшие изменения в государственной политике России. В частности, усиление мер по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, утверждённых указами президента России Владимира Путина. Также приняты законы, запрещающие пропаганду извращений, так называемое суррогатное материнство и смену пола.

Один за другим регионы стали отказываться от практики принудительного прерывания беременности в частных клиниках. И первым регионом, который это сделал, стала Мордовия. Как этот шаг повлиял на демографическую ситуацию в республике? Об этом ведущая «Первого русского» Елена Афонина поговорила с главой Мордовии Артёмом Здуновым в эфире программы «Царьград. Главное».

Мордовия первой запретила аборты

Елена Афонина: Артём Алексеевич, мы знаем, что всё больше регионов присоединяется к этой акции по прекращению абортов в частных клиниках. Даст Бог  и дальше пойдём, чтобы запретить пропаганду абортов, чтобы перестали делать, предлагая их женщине как единственно возможный выход из сложной порой ситуации. Мордовия стала первым регионом, который пошёл на этот шаг. Первым всегда сложно. Какие шишки на вас посыпались, с чем вы столкнулись и почему, собственно, приняли такое решение? Несмотря на то, что было ясно, что это будет сложно и воспринято неоднозначно.

Артём Здунов: Это решение не случайно. Перед этим было много обсуждений, в том числе на таких мероприятиях, может быть, более локального масштаба. В университетах, приезжали разные специалисты, врачи. Общественная палата инициировала, а потом уже обсуждения в депутатском корпусе, комитетах, правительстве… Мы понимали, что эти 18 частных клиник, которые оказывают эту «услугу», рассчитывали на какие-то бюджеты, имели какие-то свои планы. Но когда мы их всех собрали и спросили, чем они руководствуются в своей работе, то десять из них добровольно от проведения абортов отказались.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мы выступили против склонения нашего общества к такому, использовали для этого все возможности регионального законодательства Республики Мордовия. Была определённая полемика на площадке Государственного Собрания. Некоторые депутаты сдержанно к этому относились: может, подождём? Но что нам ждать? Мордовия находится в числе регионов, в которых рождаемость ниже плинтуса.

Даже те небольшие действия, которые мы предприняли в части работы с врачами и их обучения, дали свой результат. Количество абортов снизилось на 40%. Для этого просто перестали спрашивать женщин: а будете ли вы рожать? Стали к ним относиться ориентированно. Мы говорим о клиентоориентированности и клиентоцентричности. Вот она!

Женщина получила право на неделю тишины, право на информацию о том, какие последствия могут быть. И на качественную медицинскую помощь. На доброе отношение к ней как к человеку. При том, что мы ничего ещё не вложили, никаких средств.

Я представляю, что будет, если это сделать на уровне страны, предусмотрев программы по подготовке врачей и так далее. Я разговаривал с министром здравоохранения, и Михаил Альбертович Мурашко всецело поддержал идею, что да, надо обучать врачей. Но здесь психология выходит на первый план, каким бы специалистом он ни был…

Поддержка многодетных семей

– Хорошо, а какие ещё меры можно принять, может быть, даже в экстренном порядке, чтобы чуть задуматься о будущем и снять вот эту проблему чудовищного падения в демографическую яму?

– Эта проблема имеет как экономические, так и неэкономические факторы происхождения. Говорить о том, что человек принимает решение, откладывает, боясь каких-то финансовых сложностей, это неправда. Есть примеры и в военные, и в послевоенные годы.

В Мордовии считается традицией иметь большую семью, как и в других регионах России. Это часть нашей русской идентичности. А в мусульманских регионах и подавно. Но мы видим, как это меняется и кто-то воздействует на нашу психику.

Есть экономические методы, к которым мы пока не приступили. Хотя уже стали ремонтировать кабинеты врачебного консультирования, понимая, какое это оказывает влияние на женщину. Приходит она в дружелюбную атмосферу или нет. Это делает бизнес, не государство. У нас есть общество мусульман-предпринимателей, они поддержали. Православные предприниматели поддержали. Кроме того, реализуется необходимый комплекс мер. Это и первоначальные выплаты, и медицинские обследования.

Мы приняли решение о расширении возможностей для применения материнского капитала. Сейчас можно купить машину. Поддерживаем дошколят. Очередей в дошкольные образовательные учреждения практически нет. И это тоже поддержка, когда можно ребёнка, независимо от того, сколько у тебя – трое, четверо или пятеро, устроить в детский сад. В хороший детский сад, новый.

За последние два года мы построили десять детских садов, остальные ремонтируем. Поэтому дело не только в экономике, поверьте. Это что-то у нас в голове.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

– А сколько многодетных семей в Мордовии, и какая им поддержка оказывается?

– Около восьми тысяч семей. Это примерно 26 тысяч детей. У кого-то пять, у кого-то четыре… Мы стараемся, чтобы им максимально быстро оказывалась помощь. Стараемся, чтобы дети все учились, чтобы семьи вовремя получали субсидии, дотации. Помогаем собраться в школу, это обязательно. Дети всегда участвуют во всех республиканских мероприятиях. Мы занимаемся детьми. Недавно, на День матери, поздравляли многодетные семьи. Они чувствуют себя уверенно.

Начинать воспитывать нужно с садика

– Не могу не спросить вас о том, что для вас семья и как вообще должно быть сформулировано понятие «семья»?

– Без семьи не может быть государства. Отношения в семье, культура переносится на другие общественные группы, а через них – на партии, правительство, на государство, как большую-большую машину.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Поэтому начинать надо с самого корня – с семьи. Отношение к маме, к папе, к бабушке, к дедушке. К тем, кто уже ушёл, кого сейчас с нами нет. Это тоже очень важно. Очень хорошо видно, как люди относятся к кладбищам, захоронениям. Какие дороги к ним строят или не строят. Это культура. Также отношение к подрастающему поколению. Уважение к тем, кто уже есть, но ещё не родился. Они уже люди.

– На ваш взгляд, что нужно сделать для того, чтобы девушки и женщины воспринимали семью, о которой вы сейчас сказали, как абсолютную ценность? Какую бы из предложенных идей вы сейчас запустили бы в разработку?

– Я думаю, идею воспитания, начиная с детского возраста, мальчика и девочки. Мы говорили об этом на ежегодном Послании. Приучать в рамках нашей культуры к тому, чтобы быть хорошим папой, хорошей мамой. Говорить детям об этом с самого младшего возраста. С этого и надо начинать.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА