Восстание Богдана Хмельницкого, вспыхнувшее в 1648 году, стало «моментом истины» для южнорусских людей всех сословий и званий. Каждый сам для себя определял, останется ли он верен чуждой для малороссов Речи Посполитой или же примкнёт к движению за освобождение от польского ига.

Большинство малороссийских шляхтичей, прельстившись «золотыми польскими вольностями» ожидаемо выступили против восставших. Многие к тому времени уже отказались от культуры и веры своих отцов, начали относить себя к «сарматам» – сторонникам выдуманной идеи о мнимом происхождении благородного сословия от древнего народа. Оторвавшись от корней, эти предатели часто действовали с особой жестокостью, стремясь показать полякам свою преданность и ненависть к «простонародью».

Иеремия Вишневецкий, именем которого матери в Малороссии пугали своих детей, был наиболее ярким представителем ополячившейся шляхты, поднявшей меч на своих земляков. Несколько в тени его оказался православный сенатор и каштелян (государственная должность в Речи Посполитой) киевский Адам Кисель.

Он был весьма противоречивой фигурой своего времени. Казачье восстание стало для него источником глубоких внутренних противоречий и терзаний. В отличие от многих других шляхтичей, хотя бы по вере отличавшихся от восставших, он не изменил православию и видел все издевательства, которым католическое правительство Варшавы подвергало своих православных подданных. Тем не менее он остался верен Речи Посполитой, хотя и неоднократно критиковал жестокие действия шляхетских отрядов в Малороссии.

Дом Адама Киселя в Киеве, рисунок Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г.
Дом Адама Киселя в Киеве, рисунок Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г.

Наш герой был представителем старинного волынского шляхетского рода, по семейной легенде происходящего от воеводы Свенельда – варяжского предводителя дружины Владимира Святославича, крестителя Руси. Многие Кисели принимали участие в боевых действиях и дипломатической работе, были надёжной опорой польской власти на южнорусской окраине.

Адам Кисель родился в самом начале века и к моменту восстания Хмельницкого был уже достаточно сложившимся человеком. Как и многие представители богатой шляхты, он получил хорошее образование в Замойской академии и быстро поднимался по карьерной лестнице. Нельзя сказать, что Кисель пользовался милостью Фортуны исключительно благодаря своему происхождению – он был человеком образованным и талантливым.

Начало XVII века – это время войн. Речь Посполитая оборонялась от татар и турок, пыталась победить своего главного противника на Востоке – Москву. Волынский шляхтич особенно прославился в борьбе с мусульманами: документально зафиксировано его участие в Цецорской и Хотинской битвах, многочисленных осадах и мелких стычках. Впрочем, в 1626 году ему удалось скрестить оружие и со шведами в Пруссии. Таким образом, под руководством прославленного гетмана Жолкевского прошла юность и молодость Киселя, полная приключений.

Не приходится сомневаться, что участие в защите Речи Посполитой сформировало характер будущего сенатора. Он чувствовал себя частью польского мира, был членом шляхетского боевого братства. В таких условиях было достаточно сложно проникнуться сочувствием к мятежникам, пытающимся отколоть южнорусские земли от польской короны.

Любопытно, что активное участие Киселя в польских походах не изменило его отношения к религии – Адам оставался верен православию. Его не единожды склоняли к принятию католичества, однако волынский шляхтич оказался непреклонен. Это говорит о твёрдости характера и верности принципам, безусловной порядочности будущего киевского воеводы.

 Приём Богданом Хмельницким посольства во главе с Адамом Киселем, рисунок Тараса Шевченко
 Приём Богданом Хмельницким посольства во главе с Адамом Киселем, рисунок Тараса Шевченко

Теснимая католиками, православная церковь нашла в лице Адама Киселя деятельного защитника. Ему даже удалось добиться практически невозможного – акта, предоставлявшего православному населению свободу вероисповедания. Впрочем, на деле усилия шляхтича практически пошли прахом – католическая церковь не собиралась отказываться от дальнейшего поглощения православных общин. В этом ей активно помогала униатская церковь, особо не скрывавшая политических причин своего появления.

Начавшиеся восстания казаков застали Адама Киселя врасплох. Польские власти не скрывали своего злорадства, когда назначили его главным переговорщиком с мятежниками. Православному сенатору предстояло не просто уговаривать, но и обманывать своих земляков, которые вскоре убедились в том, что польские власти насквозь лживы в своих обещаниях облегчить им жизнь. Позорным пятном на биографии Киселя стало нарушение данного казакам слова о том, что их предводитель Павлюк не будет казнён.

Тестамент (завещание) Адама Киселя
Тестамент (завещание) Адама Киселя

Когда началось восстание Хмельницкого, Кисель уже был богатым и весьма влиятельным человеком. Королевский двор сквозь пальцы смотрел на его вероисповедание, считая конфессию Адама удобной для переговоров с казаками. Понимая свою не слишком почётную роль, Кисель в переписке с казаками пытался выставить себя защитником православных интересов перед польским королём. Назначая Адама Киселя королевским комиссаром для переговоров, польские власти совершенно не собирались выполнять то, что ему предписывалось обещать. Они хотели лишь на время затушить бунт, чтобы собраться с силами. Нет никаких сомнений в том, что Кисель знал об истинных намерениях властителей Речи Посполитой и мирился с ними. Вместе с тем двойственные чувства мучили сенатора, что и привело его к ранней смерти.

Попытки Киселя пойти на некоторые уступки казакам вызывали яростную реакцию среди польской шляхты. Советники нового короля Яна Казимира убеждали его, что православный переговорщик льёт воду на казачью мельницу, что интересы Речи Посполитой ему чужды. Так Кисель оказался чужим среди своих, при этом своим среди чужих он не стал.

Кисель ясно видел, что его сизифов труд никому не нужен. Казаки и поляки просто обманывали друг друга, выигрывая время. Все договоры, которые он заключал, в скором времени нарушались, война продолжалась с прежним ожесточением.

Надгробие Адама Киселя в Свято-Успенском монастыре в Низкиничах
Надгробие Адама Киселя в Свято-Успенском монастыре в Низкиничах

В последние годы своей жизни Адам Кисель был киевским воеводой. На этой должности он пытался проводить политику умиротворения в столице Малороссии, разрешал споры между православными и униатами. Он был очень богатым человеком, владевшим многими имениями, но счастье отцовства прошло мимо него стороной. Пытаясь искупить многие грехи, Кисель строил церкви и делал богатые вклады в монастыри, общался с монахами и искал утешение в молитвах.

По нынешним временам Кисель не был старым человеком – ему было всего лишь 53 года. Однако внутренние конфликты настолько подточили этого человека, что он в переписке с Хмельницким называл себя больным стариком, обуреваемым болезнями. В конце концов, глубокие душевные переживания свели православного сенатора в могилу. Он умер в мае 1653 года.

Адам Кисель был сыном своего века – набожным воином и православным меценатом. Всю жизнь он разрывался между сочувствием к своим землякам и преданностью Речи Посполитой. Православному сенатору не удалось примирить враждующие стороны – это было невозможно. Впрочем, он искренне пытался найти компромиссное решение, чтобы не лить кровь напрасно. Не его вина, что из этого начинания ничего не получилось…

Заглавная иллюстрация: Сарматский портрет Адама Киселя. Картина неизвестного художника XVII века

Аркадий ВЕРТЯЗИН