После того как первые впечатления от встречи Си Цзиньпина и Джо Байдена улеглись, стали потихоньку выкристаллизовываться реальные итоги недавних переговоров.

Начать стоит с того, что сам по себе визит председателя КНР в США – событие по нынешним временам из ряда вон выходящее. Любые аналогии, конечно, хромают, но это как если бы Сталин накануне войны приехал в гости к Гитлеру, прекрасно при этом зная о существовании «плана Барбаросса».

А потому больших надежд на какие-то глобальные договорённости у людей, погружённых в специфику американо-китайских взаимоотношений, не было. Но даже СССР и Третий рейх сумели-таки подписать «Пакт о не нападении», дававший, пускай и чисто формальные, гарантии, что большой войны не будет. Чем всё закончилось – хорошо известно.

Но в этот раз США и Китай, по сути, не договорилась вообще ни о чём, даже о формальностях, которые могли бы помешать дальнейшему скатыванию экономического соперничества в противостояние сверхдержав и большую войну.

И то, что в итоге Баден назвал Си диктатором, стало не просто ещё одним проявлением прогрессирующей у американского лидера деменции, но и показателем безрезультатности прошедшей встречи. Каждый остался при своём: Вашингтон продолжит работать над созданием очагов нестабильности внутри Китая, подливая масло в огонь уйгурского или тибетского недовольства, а Пекин займётся дальнейшим объединением всех мировых сил, раздражённых американской гегемонией.

Ещё до начала переговоров складывалось ощущение, что, по факту, нам предстоит женевская встреча Путина с Байденом летом 2021 года только в версии 2.0.

Хорошо известно, что главным вопросом, который на ней обсуждался, стала попытка США убедить российского лидера отказаться от дружбы с Китаем. В этот раз того же самого Байден добивался от Си, но, похоже, не добился.

И тем не менее в целом миролюбивый тон диалога настроил многих на позитивных лад. Вот только не стоит спешить с выводами. Тогда, в июне 2021-го, тоже многим показалось, что худшего избежать удалось. Да и все признаки разрядки были налицо.

К концу лета Байден разблокировал возможность продолжения строительства «Северного потока-2», которое своими санкциями против западных компаний застопорил его предшественник Дональд Трамп.

А в последние дни августа Штаты вывели свои войска из Афганистана. И с учётом того, что всё это больше походило на откровенное бегство (так оно, в общем-то, и было), создавалось даже впечатление, что Вашингтон пошёл на попятную.

Но, как позже выяснилось, всё было всего лишь сокращением лишних расходов в преддверии войны на Украине. Штаты уже тогда понимали, что два конфликта за раз они не потянут и пожертвовали менее значимым. До начала СВО оставалось 6 месяцев.

Вот и в этот раз, накануне встречи 15 ноября в Сан-Франциско было ясно, что её реальные итоги станут ясны не сразу, а лишь через месяц-два. Уже в разговоре с Си Байден уведомил того, что Вашингтон продолжит поставки оружия Тайваню, невзирая на протесты Пекина.

А буквально несколько дней назад филиппинский президент Фердинанд Маркос-младший заявил, что обстановка в той зоне Южно-Китайского моря, где у Филиппин и КНР существует территориальный спор, ухудшается.

«К сожалению, я не могу сообщить, что ситуация улучшается. Она стала более мрачной, чем раньше», – цитирует Маркоса Associated Press.

Похоже, в конфликте с Китаем Штаты решил пойти украинским путём. Скажу честно, после начала событий на Украине и дальше в ходе развития кризиса, у меня крепло убеждение, что других таких дураков, готовых просто так умирать за интересы США найти будет трудно. И для войны с Китаем Соединённым Штатам придётся лично замарать руки, не рассчитывая на каких-то «прокси». Но, я ошибся.

Помимо филиппинского лидера, чрезмерную воинственность демонстрирует и новый премьер-министр Японии Фумио Кисида, вдруг разглядевший в соседях – КНР и РФ – угрозу безопасности своей стране и даже заговорившей о необходимости обладания Японией ядерным оружием.

Дошло до того, что, как сообщает китайской интернет-платформы Baijiahao, Кисида пригрозил решить территориальный спор с Россией с помощью военной силы.

США в целом демонстрируют, что собираются сместить фокус противостояния из Европы, где они по большому счёту, свои задачи решили, в Юго-Восточную Азию.

Тут и создание AUKUS, и подписание в Кэмп-Дэвиде трёхсторонних соглашений, предусматривающих, в том числе, и военных союз межу США, Южной Кореей и Японией, и продолжающиеся игры с огнём вокруг Тайваня.

Вообще, складывается впечатление, что если бы не израильский кризис, который выскочил в мировую повестку, Штаты давно бы уже приступили к реализации своего антикитайского плана.

«Мир в целом достаточно велик, чтобы обе страны могли добиться успеха» – произнёс Си Цзиньпин на встрече с Джо Байденом. Похоже, США не разделяют этой точки зрения.

Но, слава Богу, наученный горьким опытом, в том числе и российским, Пекин не питает иллюзий по поводу возможности урезонить Вашингтон одними лишь уговорами. И, видимо, поэтому, обозначив своей целью воссоединение с мятежным островом мирным путём, Китай не забыл заявить и об «условиях потенциального использования силы».

Что же будет дальше – узнаем в самое ближайшее время. Ясно одно, без отягощения в виде Украины и Израиля, США давно бы запустили на Тайване какую-нибудь «цветную революцию», вынудив КНР втянуться в кровавый конфликт. А там бы уже и все прочие «прокси» подтянулись.

Но в нынешних условиях необходимо сначала избавиться от балласта. Таким образом приходится признать, что активность Штатов в деле склонения Зеленского к заморозке конфликта, является негативным фактором в противостоянии с Китаем.

Тот случай, когда Поднебесной было бы даже выгодно, чтобы война на Украине продолжалась, оттягивая на себя все ресурсы и внимание вашингтонских ястребов. Но война заканчивается, и заканчивается по объективным причинам, просто потому, что заканчивается сама Украина. А стало бы обратный отсчёт до начала нового конфликта уже запущен.

Алексей Белов