С начала времён

Вопрос, который мы поднимем в этой статье, есть вопрос спорный и неоднозначный, по которому не только историки, но и кораблестроители до сих пор ломают копья, но который не только важен для понимания кораблестроения времён паруса, но и безумно интересен.

И вопрос этот звучит так – как лучше строить корабль? Сначала создать его скелет, а потом обшить досками, или сначала создать «кожу», «скорлупу», которую потом укрепить скелетом?

Надо сказать, что изначально и на Средиземном море, и в остальном мире строили корабли именно вторым способом – сначала создавая «скорлупу», а потом усиливая её шпангоутами. Просто методы крепления досок этой «скорлупы» разнились. Если на Средиземноморье доски крепили стык в стык, то вот в Западной и Северной Европе – внахлёст. Первый метод назвали карвельной обшивкой, второй – клинкерной.

1
Клинкерный (слева) и карвельный (справа) метод крепления обшивки

Примерно в I веке до н. э. римляне сделали шаг вперёд – они сначала начали создавать скелет корабля, то есть киль, шпангоуты и т. д., а далее обшивать этот скелет досками по карвельной технологии. Этому способствовало несколько факторов. Прежде всего, развитие математики и геометрии, а также изобретение и производство пил, которыми можно было выпиливать доски нужного размера и толщины. Такой метод кораблестроения утвердился во всём античном мире на Средиземном море и Атлантическом побережье примерно до уровня португальской реки Дору. Все области севернее использовали метод клинкерной технологии.

Что он из себя представлял? Этот метод ведёт своё начало из лодок-однодеревок. В стародавние времена брали большое бревно, выдалбливали сердцевину, далее заполняли выдолбленное пространство водой, и ставили такую долблёнку над огнём, дабы распарить дерево и развести борта, вставляя распорки. Понятно, что во время этой процедуры борта опускались вниз, и их высоту надо было увеличить, для чего к ним набивали доски во всю длину. Поскольку доски эти делались людьми, не знавшими пил, их получали из брёвен с помощью колуна или топора. Такой метод назвали варварским, в пику карвельной обшивке, названной римской, или античной.

Но, как ни странно, изначально суда, сделанные по методу клинкера, были более прочными и более мореходными. Связано это с тем, что клинкер изобрели народы, расселившиеся в бурных и суровых морях (Бискайский залив, Северное и Балтийское моря), тогда как римский метод подходил для более мягкого Средиземного моря и изначально использовался в производстве разного рода галер, то есть судов с низким силуэтом и более лёгких. Галеры в странах Северной Европы было затруднительно использовать не только из-за их ограниченной мореходности и заливаемости, но и из-за ограниченности людских ресурсов. Римляне отправляли гребцами на галеры рабов, которых захватывали в большом количестве в своих нескончаемых войнах. Всякие же бритты или германцы такой роскоши позволить себе не могли.

2
Реконструкция римской галеры. Хорошо видна обшивка вгладь

Надо сказать, что оба эти метода существовали автономно друг от друга довольно долго. Единственное нововведение, которое ввели все мореплаватели к началу XIII века – это составной киль, который позволил увеличить размеры кораблей. Но даже в XIII веке северные народы сначала собирали «скорлупу», а потом уже наращивали скелет. Для киля отбирали особо длинное и прочное дерево, к нему крепились носовой и кормовой штевни, и далее внахлёст от днища к бортам собиралась обшивка, и лишь после окончательной сборки ставились крепления и шпангоуты.

Когги и каракки

Тем не менее, в XIII веке у немцев появились новые типы кораблей – когги. Когг отличался от предыдущих версий судов тем, что его шпангоуты выступали за линию борта, рулевые вёсла были заменены румпелем и рулём, а в носу и корме для того, чтобы команда могла переждать непогоду, были отстроены форкасл и ахтеркасл – носовая и кормовая надстройки. Вскоре их основной функцией стало размещение там стрелков из лука и метателей дротиков против возможного абордажа со стороны гребных кораблей пиратов. Высокий борт когга было сложно штурмовать снизу, тем более что стрелки на надстройках и марсе буквально выбивали абордажные команды сверху вниз.

Новые корабли быстро распространились в странах Северной и Западной Европы, и, например, в сражении при Слюйсе в 1340 году именно когги составляли основную ударную силу что английского, что французского флотов.

В середине XIV века когги постепенно начинают уступать место карракам. Родиной этого типа корабля была Генуя, но североевропейцы именно что не скопировали, а переработали генуэзский проект, совместив его с коггом.

3
Реконструкция ганзейского когга

В отличие от когга, в каракке сначала собирался скелет корабля из киля и шпангоутов, который потом обшивался досками, естественно – по карвельной методе. Далее стыки между досками конопатились, и – вуаля, корпус готов. Северные страны весьма оценили строительство от скелета к обшивке, только обшивку по старинке крепили не вгладь, а внахлёст. Если когги имели водоизмещение в 200-300 тонн, то вот уже каракки – в 400-500 тонн. Но увеличение веса корабля привело к тому, что с обычными мачтами он имел фактически никакую скорость, поэтому для каракк изначально выискивали супер-длинные и крепкие деревья. Однако секвойя в Европе не растёт, поэтому вскоре каракки начали оснащать двумя мачтами.

Англичане «познакомились» с каракками в 1413 году, когда начался очередной виток Столетней войны. Французы наняли их у генуэзцев для набегов на Британские острова. Английские когги в столкновениях оказались в не очень хорошем положении – каракки крупнее и выше, и несут больше воинов. Однако с помощью английских лучников англичане смогли-таки захватить 8 французских каракк и сразу же захотели построить что-то подобное.

Первые каракки в Англии построили в 1416 году, причём строили изначально по старинке – составной киль, набор корпуса снизу вверх и только потом шпангоуты и крепления. По такому типу были построены Holigost, Jesus и гигант Grace Dieu (1400 тонн), причём на последнем обшивка была тройной. Поскольку Grace Dieu две мачты «везти» не могли, на нём поставили ещё и третью мачту – бизань. Это, однако, не помешало тому, что корабль в море не выходил, а первая же его попытка выхода закончилась мятежом команды.

4
Каракка Grace Dieu (1418 год)

Несмотря на такое масштабное строительство флота, Генрих V решил борьбу за господство на море на суше – при Азенкуре.

Переход на карвельную технологию

И здесь начать следует с Испании. Дело в том, что там водоразделом стал 1425 год. До этого времени основные кораблестроительные мощности королевства Кастилия и Леон были расположены в Кантабрии, в Четырех Городах Моря – Сантандере, Сан-Висенте-де-ла-Баркере, Ларедо и Кастро-Урдиалесе. Кантабрийцы строили корабли по клинкерной технологии, не отличавшейся от стран Европы. Однако в 1425 году на верфях произошла серия пожаров, в которых сгорели не только постройки, но и множество припасов и заготовленных материалов.

В результате центр испанского кораблестроения перешёл в Севилью, Кадис и Картахену, которые как раз строили суда в средиземноморской традиции. Примерно в это же время испанские корабелы произвели нововведение, которое позже распространило карвельную технологию и на север. Поскольку одиночная карвельная обшивка была менее прочной, чем клинкерная, они начали делать её двойной, причём обшивочные доски располагались в шахматном порядке, что в разы увеличило прочность корпуса. Одновременно с этим они вместо одного большого паруса на мачтах стали ставить два паруса размером поменьше, что облегчало возможность команды работать с парусами.

А что же Англия?

В 1419 году английские войска захватили Руан, где тогда находилась главная французская верфь по постройке галер и малоразмерных судов. Там же были захвачены генуэзские и французские мастера, в 1423 и 1424 годах они построили для Англии несколько кораблей по собственным проектам, и только в 1436 году англичане смогли воспроизвести подобный корабль, позже этот тип назвали «генуэзской караккой». Именно эти каракки оказались первыми кораблями, построенными по средиземноморской методе – сначала скелет в виде киля и шпангоутов, потом обшивка.

Первая спущенная на воду английская «генуэзская каракка» имела водоизмещение 600 тонн и называлась «Libelle Englyshe Polycye». Шесть «генуэзских каракк» имели две мачты, что для англичан тогда было в диковинку, но проблема, как оказалось, даже не в постройке, а в текущих ремонтах. Уже в 1424 году главный плотник пишет королю:

«нам нужно нанять плотников и конопатчиков за рубежом, в нашей стране мы вряд ли найдем людей, способных ремонтировать и строить подобные корабли.»

То есть проблема была в том, что англичане просто не умели крепить обшивку вгладь.

5
Английский галеас средиземноморского типа

В результате были наняты венецианцы и генуэзцы, которые провели текущий ремонт кораблей, при этом восхитив английских мастеров новым для них методом кренгования, то есть для очистки и ремонта днища итальянцы просто накренивали корабли то на один, то на другой борт. Но постоянно к ним обращаться было невозможно. Тем более что затраты на ремонт превзошли обычные вчетверо.

Что касается каравелл – они появились в Северной Европе в 1438-1440 годах. Первую каравеллу построил в Слюйсе португальский корабел Жуан Перру (Jehan Perouse). У англичан суда подобного типа появились только в 1448 году, когда мастер Клаас Стивен получил от короля деньги на постройку

«определенного судна или барки, названной «каравеллой из Опорто» (Carvell of Oporto).»

То есть именно 1450-е годы стали тем временем, когда англичане, наконец, овладели карвельным методом кораблестроения. С 1453 по 1466 годы в Англии было построено 20 каравелл с обшивкой вгладь, но все остальные корабли строились в клинкерной методе.

Однако с внедрением во флот артиллерии всё перевернулось вверх дном. Ещё веком ранее галеры бесповоротно проигрывали морской бой парусникам, а тут… после того как артиллерию решили ставить на парусные корабли, выяснилось, что там можно разместить только легкие пушки (потому что изначально их ставили на надстройки – по привычке, чтобы стрелять сверху вниз), поскольку иначе начинались проблемы с остойчивостью. Да и откат пушек – на кораблях просто не было места для него. На галерах же такой проблемы не было – пушки ставились в носу, и откат мог быть хоть каким – от носа вдоль банок гребцов аж до мачты. В результате в 1513 году у Бреста отряд французских галер без малейших затруднений прорвал строй английского парусного флота, потопив один корабль и тяжело повредив другой.

Попытки ставить более крупные пушки на надстройки приводили к катастрофам – собственно, так затонула каракка Mary Rose. Ирония судьбы – мы сейчас знаем и изучаем кораблестроение XVI и XVII веков по самым худшим образцам – это Mary Rose и Vasa.

Чтобы хоть как-то противодействовать галерам, англичане начали строить галеасы – по сути это были парусно-гребные суда с надстройкой и увеличенным артиллерийским вооружением.

6
Каракка Pansy

Ну а далее англичане получили неоценимый опыт. В 1553 году на трон Англии взошла королева Мария Тюдор, которая в следующем году вышла замуж за принца Филиппа Испанского, будущего короля Испании, Филиппа II. В 1555 году отношения Испании с Францией начали ухудшаться. Англия была в союзе с Испанией, и поэтому королевой (вернее Филиппом Испанским) было принято решение восстановить английский флот. Филипп пригласил в Англию помимо прочих испанских и фламандских корабельных дел мастеров. На верфях Англии с 1556 года в качестве консультанта работал небезызвестный Бернандо де Мендоса, капитан-генерал галер Испании, герой высадок в Алжире и руководитель взятия Махдии (1550). С 1554 по 1557 год было заложено 4 королевских корабля по испанским проектам и перестроено 5 кораблей (один из построенных испанцами кораблей, Lion, с перестройками прослужил аж до конца XVII века). Причём четвёрка в точности повторяла по конструкции испанские галеоны с обшивкой вгладь, имела два дека, то есть две закрытые артиллерийские палубы, а 5 – были перестроены из бесполезных галеасов в galeonsetes (мелкие галеоны). Английские мастера смогли познакомиться с принципами и особенностями испанского кораблестроения.

Именно с этого времени английское кораблестроение окончательно перешло на карвельную технологию и постройку корабля со скелета к обшивке вгладь.

Литература:
1. Fernández Duro, Cesáreo «Armada Española desde la Unión de los Reinos de Castilla y Aragón» -Museo Naval de Madrid, Instituto de Historia y Cultura Naval, Madrid, 1972.
2. H. R. Fox «English Seamen under the Tudors», — London, 1868.
3. William Laird Clowes, Clements Robert, Sir Markham «The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present» — Chatham Publishing; Reissue edition, 1997 г.
4. de Casado Soto, José Luis «Arquitectura naval en el Cantábrico durante el siglo XlIl» — Altamira, 1975.
5. Olesa Muñido, Felipe «La organización naval de los estados mediterráneos, y en especial de España durante los siglos XVI y XVII» — Madrid, 1968.
6. Phillips, Carla Rahn «Six Galleons for the king of Spain. Imperial Defense in the Early Seventeenth Century» — «The John Hopkins University Press», Baltimore and London, 1986.
7. Eriksson, N. «Between Clinker and Carvel: Aspects of hulls built with mixed planking in Scandinavia between 1550 and 1990» — Archaeologia Baltica, 14(2): 77-84.
8. Dotson, J. E. «Treatises on Shipbuilding Before 1650. Cogs, Caravels and Galleons. The Sailing Ship 1000-1650» — London, 1994.
9. Hutchinson, G. «Medieval Ships and Shipping» — London: Leicester University Press, 1994.

Автор:
Сергей Махов
Использованы фотографии:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons, https://res.cloudinary.com/ducqxvol0/images, https://www.tekportal.net/wp-content/uploads/