Иногда тема, которую необходимо обсудить, появляется внезапно, вроде бы ниоткуда. Просто кто-то где-то, возможно, даже случайно, что-то сказал, озвучил вопрос, о котором мы, ВО, когда-то уже писали, обсуждали, спорили, высказывались за и против. Прошло пять (!) лет и вдруг…

Далекий уже 2018 год. Дискуссия о необходимости речных флотилий! Читатели со стажем, я думаю, её помнят. Как помнят и то, как вопрос просто «не заметили» «наверху», в Министерстве обороны, в руководстве ВМФ и прочих органах, от которых зависит обороноспособность страны.

Понятно, денег для армии и флота не хватает никогда. И в любом государстве. Да и масштаб проблемы слишком мизерный для такой большой страны, как у нас. Река не море, по реке в Африку или даже на какой-либо остров не доберешься. Да и стоит этот катер копейки. Не крейсер, не авианосец. Простой кораблик «железнодорожного» базирования…

Даже то, что уже сегодня происходит на херсонском направлении СВО, долгое время никак не поднимало вопроса о речных флотилиях. Многие до сих пор верят в то, что ДРГ ВСУ переправляются на левый берег на резиновых лодках, и искренне удивляются тому факту, что наши бойцы не уничтожают эту банду на лодках и плотах прямо на воде.

Для таких удивленных сообщу «страшную тайну». Водохранилища больше нет! Есть русло реки шириной метров 500 и больше. А «лодки и плоты», используемые ВСУ, произведены в США и развивают скорость до 42–45 узлов… К примеру, 34-футовые (10,36 метра) алюминиевые малые сторожевые катера типа Sea Ark Dauntless («Неустрашимый») и 35-футовые (10,6 метра) малые речные катера типа SURC (Small Unit Riverine Craft).

Для любителей арифметики задам простой вопрос, который и даст ответ на предыдущий, о том, почему мы их не топим прямо на середине Днепра, как когда-то тех птиц, о которых писал Гоголь. «Долетают» эти самые катера довольно быстро. И не до середины, а прямо до берега или острова…

Кстати, «птицы» эти имеют очень даже серьезные «когти» и «клювы» в виде крупнокалиберных пулеметов…

Необходимы как воздух…

Начну с банальности.

Современная война другая. На земле, в воздухе, на воде… Другая по вооружению, по тактике и стратегии ведения БД, по целям и задачам операций. Неизменным остается только одно. Армия должна побеждать. Обязана уничтожать противника любыми способами, с применением любых сил и средств.

Отсюда и изменение задач командиров и штабов: воевать «по методичке» теперь сложно. Противник знает наши боевые уставы не хуже нас. Чтобы побеждать, необходимо ставить перед противником неожиданные задачи. Что уже продемонстрировали многие наши части и соединения.

Сколько раз на нас нападали морские дроны? Много! И самое мерзкое – результативно. Мы предпринимаем огромные усилия, чтобы защитить крымские порты и корабли. Мы защищаемся. Но не нападаем. Про бомбежки я не говорю. Разговор о море.

Морской дрон – это прежде всего скоростной катер. А кто должен бороться с катерами противника? Крейсера, фрегаты, подводные лодки или другие корабли?

Нет, с дронами должны бороться хорошо вооруженные скоростные катера! Современные средства разведки позволяют достаточно далеко обнаружить противника. А дальше – дело техники. Перехват и уничтожение…

Это что-то новое в военно-морском деле? Ну не смешите меня. Уже упомянутые мной американские катера. Патрульные катера типа Mark VI, которые выпускаются с 2014 года. Высокоскоростной (до 45 узлов), высокоманевренный катер, способный скрытно перебрасывать 8 и даже более десантников. Но важнее для нас, для решения задачи борьбы с морскими дронами – вооружение.

На тех катерах, что доставлены на Украину, установлены две 30-мм автоматические пушки Mk 44 Bushmaster II и 6 (!) пулеметов М2, калибром 12,7 мм. Это при экипаже 8 человек!

Кстати, американцы говорят и о возможности замены вооружения на более мощное без каких-либо проблем. Типа шестиствольных 7,62-мм пулеметов M134 или 40-мм автоматических гранатометов Mk 19.

Ну и как? Если такой катер догонит или встретит дрон в море, есть ли шанс дальнейшего выполнения боевой задачи дроном? Или так: если несколько таких катеров высадят десант на какой-то остров на Днепре, при этом поддержав десантников огнем, каков шанс прорыва береговой обороны острова? Представляете плотность огня, какую обеспечат такие катера?

А где наши катера? Где наши дивизионы наших патрульных катеров? Где десантные катера для штурмовых подразделений морской пехоты? Где катера, способные загнать украинские катера в прибрежные камыши на Днепре?

Катера заслуженно прославились ещё в Великую Отечественную…

В сентябре 2019 года на ВО опубликована хорошая статья о торпедных катерах периода Второй мировой войны в СССР. Уже в 1933 году Советский Союз начал выпускать «маленькие корабли» – торпедные катера Г-5. Скорость (без вооружения) до 65 (!) узлов. На боевом счету этих катеров достаточно много отправленных на дно серьезных кораблей противника.

Кстати, кроме торпед, катер имел приличные «зубы» из двух пулеметов ДШК…

Так тронулся лёд или…

По сообщениям новостных агентств, несколько дней назад заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев заявил на совещании, посвященном комплектованию ВС, о создании нового объединения – новой самостоятельной флотилии в составе ВМФ.

Понятно, что такая «утечка информации» допущена не случайно. Дмитрий Анатольевич – опытный политик, и трудно поверить, чтобы он сказал что-то «для красного словца». Поэтому, кроме заявления о создании флотилии, сведений нет. Медведев не назвал ни места базирования флотилии, ни задачи, которые она будет выполнять, ни состав флотилии.

Попробуем связать факты, которые нам известны из открытых источников.

Не многие знают, что ВМФ усиливает соединения морской пехоты. Никогда в составе ВМФ не было дивизий морской пехоты. Бригады – да, но дивизий не было. И вот – решение принято. В течение года из бригад необходимо создать дивизии!

На настоящее время в РФ знают о пяти бригадах морпехов. Две бригады – на Тихом океане, одна – на Северном, одна – на Балтике и одна – в Севастополе. Ну и полк в Каспийске. Хотя я бы отнес к морпехам и гвардейскую (ещё раз наши поздравления) бригаду береговой обороны в Севастополе. Это критически мало!

Выше я уже писал об отличии современной войны от всех ранее проходивших. Хотя в том, что касается морской пехоты или ВДВ, эти изменения произошли довольно давно. Ещё в чеченские кампании. Увы, но ни воздушный, ни морской десант уже давно не занимается крупными воздушными или морскими десантами. Сейчас это скорее наиболее подготовленные штурмовые части и соединения.

И вот тут-то и появляется проблема средств доставки морпехов к местам проведения операций. В бригаде, это касается и морпехов, и ДШБ, таких средств не предусмотрено. Флот использует свои возможности. Свои десантные корабли.

Думаю, формирование дивизий МП скорректируют, и состав таких соединений будет по типу воздушно-десантных. Комдивы получат в свое подчинение подразделения или части десантных катеров. Либо в целях улучшения ремонтной базы и снабжения катера будут находиться под единым командованием, но в вопросах проведения десантных операций переходить под командование комдивов.

По моим сведениям, вопрос о создании речных флотилий или дивизионов сегодня прорабатывается в МО РФ. По слухам, первый такой дивизион уже создан и начал работать в зоне СВО. Причем, речной – это условное название подразделения. Дивизион может работать не только на реках, но и на озерах, водохранилищах и даже в прибрежной морской зоне.

Не уверен, но думаю, окончательного решения по этим дивизионам пока не принято. Необходимо тщательно отслеживать сообщения из зоны СВО. Эксперимент для того и проводят, чтобы выяснить реальную эффективность нового подразделения.

Вместо выводов

Понимаю, что читателям будет интересно узнать о составе, вооружении, технике, которые, возможно, будут использовать речные флотилии или дивизионы. Увы, это не моя епархия. У нас есть специалисты, которые в случае необходимости могут рассказать вам об этом гораздо больше, чем я. Так что затрагивать эти вопросы я тут не стал.

А вот то, что наконец-то опыт СВО стали анализировать, разбирать и пытаться внедрять, хорошо. Об этом стоит говорить и писать. Война практически ежедневно ставит все новые и новые вопросы. И на них надо искать ответы.

То, о чем я написал, пока всего лишь выводы из тех фактов, что известны на сегодняшний день. Это анализ, а не информационное сообщение. И воспринимать материал следует именно как анализ ситуации. Пока нет официальной информации от МО РФ, говорить о создании флотилий или дивизионов преждевременно. А вот о том, что они необходимы – обязательно.

Я много раз писал о том, что армия – это очень сложная структура из-за своего многообразия и разнородности выполняемых задач. А армия, участвующая в боевых действиях – сложна вдвойне. То, что очевидно для смотрящего с дивана, видится совсем иначе для сидящего в окопе. А то, что видит боец на ЛБС, не всегда совпадает с тем, что видит командир из блиндажа или генерал из штаба.

Но это так, размышления по поводу некоторых читателей…

Автор:
Александр Ставер