— 250 г. Семь отроков Ефеских

Семь отроков Ефеских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна. Все они были дети знаменитых граждан города Ефеса, воины, юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия. Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствование Феодосия Младшего (408 — 450 г.), — когда восстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в Церкви и проявилось наглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых. Через них Господь нам открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и вечной жизни.​ ​Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой Минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября).

 

— ​Андрониковская икона Божией Матери

​Родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, в честь которого и получила свое именование. В 1347 году он подарил икону Монемвасийской обители в Морее. Когда турки в 1821 году напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в городе Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И.Влассопуло, сын которого А.Н.Влассопуло в 1839 году послал образ из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения его в Петербург Императору Николаю Павловичу. С 1839 года по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году святая икона поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочек. Сохранившаяся в годы революционного лихолетья, в 1984 году икона была украдена, и нынешнее её местонахождение неизвестно. Другое название иконы – Греческая. На шее Божией Матери изображена кровоточащая рана. По преданию, однажды турок-икононенавистник ударил икону ножом, после чего из неё потекла кровь. В нижней части иконы был приделан футляр, где хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок нанёс удар иконе.

— 1582 г. Казачий круг на берегу Иртыша

​Казачий круг на берегу Иртыша, имея против себя огромные полчища татар во главе с их царем Кучумом, решает, что делать дальше. Некоторые советуют отступить. Другие же, по свидетельству Строгановской летописи, говорят: “О, братия наша единомысленная, камо нам бежати, уже осени достигши, и в реках лед смерзается; не дадимся бегству и тоя худыя славы себе не получим, ни укоризны на себе не положим, но возложим упование на Бога; не от многих бо вой победа бывает, но свыше от Бога помощь дается; может бо и беспомощным Бог помощи… Воспомянем, братие, обещание свое, како мы честным людем перед Богом обеты и слово свое даша, и уверившиеся крестным целованием, елико всемогий Бог нам помощи подает, а отнюдь не побежати, хотя до единого всем умрети, а вспять возвратиться не можем срама ради и преступления ради слова своего, еже с клятвой обещахомся; аще нам Всемогий, в Троице славимый Бог поможет, то и по смерти нашей память наша не оскудеет в тех странах и слава наша вечна будет”. Решив не “пременить” обета своего “пострадати” за веру православную и послужить царю, казаки под начальством атамана Ермака 23 октября разбивают Кучума — и заслуживают вечную славу.

 

— 1612 г. Казанской иконы Божией Матери

​Избавление от польского ига. 22 октября русское ополчение повело сильный приступ, вошло в Москву и взяло приступом Китай-город.Князь Пожарский дал обет устроить храм во имя Казанской иконы, которая находилась при рати. ​В ночь на 25 октября преподобный Сергий явился архиепископу Арсению, томившемуся в Кремле от голода и болезни, исцелил его и сказал: «Встань и иди во сретение православному воинству: молитвами Пресвятыя Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов». ​Наутро православная рать с крестным ходом торжественно вступила в Кремль, в кремлевские соборы. 22 октября Москва являлась свидетелем​ одного​ из​ самых​ грандиозных праздников — Божьей Матери Казанской.​ Царь Алексей​ Михайлович​ в​ сопровождении бояр и духовенства шел за иконой Казанской Богоматери. Служба проводилась​ в Казанском соборе на Красной площади.​ Торжественные процессии, в которых участвовали стрелецкие​ и​ солдатские​ части,​ обходили стены​ Кремля,​ Китай-города,​ Белого​ и​ Земляного​ по​ строго​ заведенному распорядку. Едва ли не высшей точкой празднества было восхождение на круглую башню Китай-города по причине ее «первовзятия» в памятном 1612 году.​​ В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. Русские​ люди​ с особым чувством отмечали этот праздник, он обретал черты живого​ напоминания о патриотических свершениях народа.

 

— 1648 г. Рождение царевича Димитрия

​В день празднования Казанской иконе Богоматери Бог, даровал царю Алексею Михайловичу сына Димитрия, и признательный Царь повелел, чтобы этот праздник, доселе праздновавшийся в одной только Москве по случаю освобождения ее от поляков, впредь праздновался всегда во всех городах и во всем царстве.

 

— 1715 г. † Христина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

​Венценосная супруга царевича и Великого князя Алексия Петровича, старшего сына царя Петра I Алексеевича. Родилась в 1694 г. в Бланкенбурге от брака Людвига-Рудольфа,​ принца брауншвейг-вольфенбютельского,​ с Христиной-Луизой,​ княжной аттингенской. Родила мужу дочь и сына (впоследствии Император Петр II). Умерла 22 октября 1715 г. в Петербурге. Тело ее погребено там же, в Петропавловском соборе.

 

— 1721 г. Рождение Российской Империи

​Царь Петр I принял титул Императора Всероссийского. ​После победоносного окончания Северной войны, царь Петр I провозглашен Сенатом: Императором, Отцом Отечества и Великим.​ В Петербурге в соборной церкви Живоначальной Троицы справлялось торжество Ништадтского мира, окончившего долголетнюю и тяжелую Северную Войну. В​ своей речи Петр I сказал: «Зело желаю, чтоб наш весь народ прямо узнал, что Господь прошедшею войною и заключением мира нам сделал. Надлежит Бога всею крепостью благодарить; однако, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархией греческою. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который нам Бог кладет перед очами как внутрь, так и во вне, от чего облегчен будет народ.

 

— 1730 г. Окончание строительства Ладожского канала

​Строительство канала было закончено под руководством генерала​ Христофора Антоновича Миниха, и весной 1731 года по нему начали ходить суда. ​Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при царе Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года царя Петра I сказано: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…». ​В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера.

 

— 1812 г. Битва под Вязьмой

​В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял около 8 тысяч человек, в то время как потери русских войск не превышали 2 тысяч. В Вяземском сражении, отличавшимся четким взаимодействием между войсками и искусным маневрированием сил, русские войска продемонстрировали пример умелого нанесения фланговых и тыловых ударов по противнику и успешного преследования врага. Поражение под Вязьмой окончательно подорвало боевой дух французских войск и предвосхитило окончательный разгром наполеоновской армии. ​В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

 

— 1905 г. Определение Священного Синода

22 октября 1905 года Святейший синод принял определение, согласно которому духовенство приглашалось поучать паству «действовать в духе христианского всенародного братолюбия». Члены Синода решили проводить такую линию, чтобы не обострять отношения РПЦ ни с одной из политических группировок. Не обличая революционеров и не оказывая поддержки правым, они первых – по сути – вывели из поля критики, тем самым взяв их буквально под свою «неформальную» защиту.

— 1905 г. Первое собрание Союза Русского Народа

​Союз Русского Народа впервые заявил о себе 22 октября 1905 года, в день Праздника Казанской иконы Божией Матери, в день одоления смуты XVII века. В этот день в Санкт-Петербурге состоялось первое организационное собрание будущего Союза Русского Народа.

 

— 1962 г. † Митрополит Нестор

​В миру Анисимов Николай Николаевич, митрополит Кировоградский и Николаевский, духовный писатель. Родился в семье статского советника, военного чиновника Свияжского полка. ​17 апреля 1907 г. пострижен в монашество. В мае 1907 г. по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского отправился миссионером на Камчатку. Изучив обстановку и увидев, что здесь не ведется никакой миссионерской работы, составил проект открытия Камчатской духовной миссии и Камчатского Православного братства. 16 октября 1916 г. во Владивостоке хиротонисан в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловском. Член Священного Собора Православной Российской церкви 1917—18 г. Во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Кремля. В 1919 г. пробрался через Европу, Африку и Азию к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920 г. Изгнанный большевиками с Камчатки, учредил в Харбине в 1921 г. Камчатское подворье, где организовал дом милосердия и трудолюбив. По возвращении на родину в 1948 г. арестован и заключен в лагерь до 1956 г. С 1958 г. митрополит Кировоградский и Николаевский.

 

— 1964 г. † Раиса Адамовна Кудашева

​Детская писательница. Родилась 3.08.1878 г. Из семьи чиновника. Работала учительницей, библиотекарем. ​Первая публикация Кудашевой — в 1896 г. Всего было опубликовано 200 песенок, стихотворений, рассказов и сказок для детей. В 1903 г. она написала стихотворение «В лесу родилась елочка», ставшее знаменитым.

 

— 1993 г. Возрождение Казанского собора

​Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) на Красной площади в Москве, храм-памятник о чудесном избавлении России от польского нашествия.​ ​Построен на средства первого Царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.​ В 1920-е годы собор некоторое время был захвачен обновленцами. Был отреставрирован в 1925–30 г., на средства прихода проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. снесен.​ ​Восстановлен в 1990–93 годах по инициативе Московского общества охраны памятников на средства г. Москвы и пожертвования граждан, освящен 4 ноября 1993 г. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. Святынями собора являются: чтимая икона Казанской Божией Матери, мощевик, икона Божией Матери «Воспитание».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович