ФОТО: ЦАРЬГРАД

Яя — маленький посёлок в Кузбассе на берегу одноимённой реки. Все друг друга знают. А про Алексея Бендерского — милиционера, который с супругой Мариной вырастил шестерых детей и пошёл добровольцем в легендарный отряд «Барс-8», слышала вся округа. Подробности жизни необычной русской семьи и подвига русского солдата читайте в материале Царьграда.

Алексей родился в 1976 году в кузбасском селе Лукошкино. Отец Алексей Алексеевич (это имя стало почти родовым — три поколения мужчин его носили) — тракторист, мама Галина Александровна — доярка. Большое подсобное хозяйство, только поспевай таскать воду для скотины, а если отдых — то на рыбалке. Так и жили.

Лёша был тогда в первом классе. Однажды вечером не пришёл домой. Пропал с другом. Все бегали в ночи с фонариками, искали. Вдруг слышу звяканье в сенях: Лёша принес бидончик, полный рыбы. Оказывается, сидели с удочками под мостом, их и не заметил никто,

— вспоминает мама.

После школы Алексей ушёл в армию. Потом в Кемерове работал охранником в колонии. В 1998 году познакомился со студенткой пищевого техникума Мариной из Яи, поженились. Когда родилась дочка Ксения уехали на родину к супруге.

Алексей работал в транспортной милиции, Марина — поваром в школе. И это могло быть историей простой семьи. Но один случай перевернул всю их жизнь. Всего за год семья стала многодетной.

ФОТО: АЛЕКСЕЙ С МАРИНОЙ И ДЕТЬМИ. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

Чужих детей не бывает

Марина лежала в больнице и услышала детский плач. В коридоре всхлипывала двухлетняя девочка — грязная, в резиновых сапогах на босу ногу. Медсёстры пояснили:

Это Настя. Отца нет, мама пьёт. Из семьи изъяли.

Угостила Марина чумазую малышку яблочком, приголубила и сразу решила: взять себе.

Я, конечно, этого не помню. Но с тех пор у меня появился дом и родители, которые меня любили,

— вспоминает Анастасия Куприянова, уже сама ставшая мамой.

Ребёнка всего через пару дней разрешили забрать: семья примерная и бумажных процедур в ту пору требовалось куда меньше. Оказалось, у Настеньки есть три старшие сестры — две в детдоме, одна в коррекционной школе. 10-летнюю Лену и 6-летнюю Кристину уже готовились разделить между двумя приёмными семьями. Но помогли органы опеки: забрали всех троих Бендерские.

Марина с детства устраивала дома приют для кошек и собак. Крольчонка осиротевшего из пипетки выкармливала. И Алексей таким же был. Не мог в беде даже воробышка оставить,

— рассказывает мама Марины педагог Наталья Завьялова, которая была и классным руководителем у двух внучек.

А мама Алексея говорит, что потеряла счёт котятам и щенкам, которых сын в детстве таскал домой.

Вместе на рыбалку и на войну

В такой большой семье работу в транспортной милиции Алексей иногда воспринимал как отдых. До увольнения в 2020-м он трудился помощником оперативного дежурного по станции Тайга. Да, приходилось постоянно ездить на работу на электричке, но этот ритм был Алексею по душе.

Я был в угрозыске транспортной полиции, так что постоянно катался по Сибири, ловил жуликов в поездах. А Лёша их регистрировал, когда к нему их приводили,

— говорит лучший друг Алексей Ваганов, с которым Бендерский познакомился 20 лет назад в МВД.

Вместе работали, дружили семьями, катались на рыбалку. Вместе и воевали во Второй чеченской.

Узнал, что Лёша собирается ехать в сводном отряде, и говорю: «И я с тобой!»

— вспоминает Ваганов.

Полгода товарищи провели в Чечне, сторожили Аргунский железнодорожный мост. Для Бендерского это была вторая командировка: таким небезопасным путём зарабатывал деньги для большой семьи. Бог миловал и под пули не попадали, хотя звуки перестрелок будили их каждую ночь.

ФОТО: АЛЕКСЕЙ ВО ВРЕМЯ КОМАНДИРОВКИ В ЧЕЧНЮ. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.

Если уж папа что-то решил…

После командировки потекли неторопливые годы. Решение о поездке на Украину стало для супруги неожиданным. Дети выросли и улетели из родительского гнезда, кроме самой младшей — 14-летней Саши. Жили Алексей с Мариной не в нужде. Алексей работал на нефтеперерабатывающем заводе, взятый в ипотеку большой дом нужно было достраивать.

Но нет, это был не вопрос денег. В 1980-е годы, ещё ребёнком, Алексей впервые оказался на Украине у донецких родственников, думали обосноваться в посёлке Пролетарское под городом Харцызск (нынче ДНР). Между 2014-м и 2022-м Алексей побывал у родных на Донетчине, видел, как настрадались там люди. И весной прошлого года стал готовиться к дальней дороге, завалив весь коридор вещами и припасами.

Семья смирилась: если уж папа что решил, будет сделано. А отец Алексея, Алексей Бендерский-старший, с которым тот приехал попрощаться в родной Лукошкино, даже сказал, что и сам поехал бы с ним, если б не годы. Мама пыталась отговорить 45-летнего сына, а он улыбался в ответ:

Да не бойся, нам просто гуманитарку сопроводить…

Алексей Ваганов решил поддержать друга. Были вместе в Чечне, будем и на Украине. Контракт подписывали с отрядом «Барс» по примеру многих добровольцев.

ФОТО: ДВА АЛЕКСЕЯ БЕНДЕРСКИЙ (СЛЕВА) И ВАГАНОВ НА СВО. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.

Ночь на холодном берегу

Отряд «Барс-8» готовился к боям в Ростовской области. Такие батальоны были лёгкой пехотой: из техники — грузовики и иногда «броня», из тяжёлого оружия — автоматические гранатомёты и безоткатные пушки. Бронежилеты и каски — армейского образца, а камуфляж разномастный.

Я пошёл в дембельском «комке» моего сына, который недавно вернулся со срочной службы. А Лёша поехал в камуфляже, который сын мне привёз в подарок из армии, да мне оказался великоват,

— вспоминает Алексей Ваганов.

Отряды «Барс» старались формировать и отправлять как можно быстрее, они были нужны фронту. 14 апреля Бендерский подписал контракт, а 24-го уже пересёк «ленточку», как принято со времен Афгана называть границу.

Жилось «барсам» и до фронта непросто. В пору подготовки к заброске на Украину даже ночевали на берегу Азовского моря в голой степи:

Было так холодно при нехватке топлива, что спалили в кострах даже нательное белье, чтобы согреться,

— говорит Ваганов.

Лёша Смех с позывным «Бандера»

Бендерский, назначенный «комодом» — командиром отделения, — не унывал, постоянно шутил, ободряя товарищей. За этот бодрый нрав командир взвода Алексей Литвак — позывной «Космос» — записал его в свою телефонную книгу как «Лёша Смех». Хотя позывной у Бендерского был другой, понятный при его фамилии и совсем неполиткорректный — «Бандера».

В отряде были уроженцы Самары, Горного Алтая, Калмыкии, Ростова, Кемерова, Москвы и Санкт-Петербурга. Люди старше среднего возраста, до 59 лет включительно. «Афганцы», «чеченцы», участники малых войн. Неслучайные люди.

ФОТО: АЛЕКСЕЙ (СПРАВА В НИЖНЕМ РЯДУ) И ЛЕГЕНДАРНЫЙ «БАРС-8». ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.

Как могли, «барсы» слаживались, ремонтировали старенькие грузовики, вспоминали старые боевые навыки. Понимали, что будет очень тяжко. Это регулярный противник, у него артиллерия, авиация, дроны, бронетехника. Но, к чести взвода Литвака, в котором были Бендерский и Ваганов с ещё чеченским позывным «Китаец», никто не струсил, когда приняли настоящий бой.

Битва у села Червоное

Описывать сражение всегда непросто: любой бой — это сумятица. Но эту работу сделал для нас командир 2-го взвода 3-й роты «Барс-8» Алексей Литвак, собрав и проанализировав воспоминания — свои и бойцов, убрав то, что составляет военную тайну.

Вот что случилось днём 6 мая у села Червоное (Красное по-русски) в Запорожье.

Задача была разведать боем подступы к селу. Тридцать бойцов получили усиление: их должны были сопровождать бронетранспортёры морской пехоты.

Выдвинулись ранним утром со стороны деревни Степановка. В 06:20 остановились, чтобы переждать артподготовку атаки. Отработали по врагу и два наших самолёта, издалека выпустив неуправляемые ракеты,

— вспоминает Алексей Литвак.

Предстояло преодолеть открытое поле при поддержке «брони», затем через фруктовую рощицу подобраться к окопам на окраине села. До сих пор памятно боевым товарищам: отделение Алексея Бендерского нагрузилось больше других. Сам он нёс, кроме автомата, тяжёлый тубус: накануне за дружеским чаем выпросил у морпехов огнемёт «Шмель».

Но оборона ВСУ после «артзачистки» оказалась неподавленной. Когда взвод был посреди поля, из вражеских окопов взлетели огненные стрелы «джавелинов», поразив два БТР морпехов. Загоревшуюся технику стали покидать экипажи, а идущие цепью «барсы» попали под пулемётный огонь.

Взвод залёг в посадке и начал отстреливаться. Воздух был наполнен свинцом. Поднялся с гранатомётом связист Сергей Евстифеев, прицелился с колена — и упал замертво.

А сколько было раненых! Одному пуля угодила в живот, другому в руку, третьему сломала ребра, ударившись о бронежилет. Командиру Литваку прилетела в каску: пробила и зацепила голову, кровь залила глаза: потом в госпитале из головы извлекут пулю.

Взвод, тем не менее, упрямо сближался с неприятельскими окопами. Местами врагов разделяли 10 метров, видны уже были высовывающиеся из-за бруствера автоматы, полетели с обеих сторон гранаты. Тут по «барсам» стали работать миномёты. Осколками ранило Алексея Ваганова.

Сам я плохо помню, как это произошло. Только удар по голове, потом потерял сознание. Говорят, меня бинтовал и тащил Лёша. Помогал ему наш замкомвзвода Юрий Мельников,

— вздыхает тяжело Ваганов.

Он впал в кому, из которой вышел только две недели спустя уже в московской больнице: осколок задел мозг, пришлось заново учиться говорить, пострадало зрение, и ходит он сейчас с палочкой.

А бой разрастался. Раненых эвакуировали. Прикрывали их огнём пулемётчик Амаду («Буян»), он потом получит медаль «За отвагу», и разведчик Дмитрий Правдюков («Гашек»). Замкомандира Андрей Лесков («Мастер») обложился гранатами и безостановочно забрасывал врага, сбивая прицельный огонь. Прибыло подкрепление на двух бронетранспортёрах. Всё больше поле становилось как название села — червоным, краснело от крови.

Бендерский был ещё жив в тот момент. Только лицом весь переменился: видно, решил, что старинный друг Ваганов убит.

Может, Лёша хотел отомстить за меня, за товарищей. Вот и остался там,

— размышляет Ваганов, потирая избороздивший висок огромный шрам.

Тут и пригодился огнемёт, выпрошенный у морпехов. Бендерский прицельно запустил термобарический заряд по врагу и стал отходить с позиции. Тут его настигла вражеская очередь. Смерть была мгновенной…

Когда сердце не верит

Не вдруг и не сразу родные узнали страшную новость. Тело Алексея осталось на окраине невзятого Червоного, в руках неприятеля, как и тела ещё двух «барсов» — Евстифеева и Правдюкова, который до конца прикрывал раненых.

А дальше — были звонки от врага. Тела «барсов» обыскали вэсэушники, нашли в записной книжке Алексея номера телефонов и стали названивать — жене, дочерям. Маме и отцу только не дозвонились. «Где его закопать? Памятник уже выбрали?» — торжествовали на том конце. Прекратилось это только спустя несколько месяцев с обменом тел погибших.

Погребли Алексея Бендерского на поселковом кладбище. Алексей Ваганов был на открытии аллеи Героев в родном посёлке. Там четверо участников СВО, награждённых орденами Мужества, в том числе его товарищ. В память о лучшем друге Ваганов написал песню едва окрепшей от ранения рукой.

ФОТО: АЛЕКСЕЯ ВАГАНОВ (СЛЕВА) УВЕРЕН: «ЛЁХА ОСТАЛСЯ НА ПОЛЕ БОЯ ОТОМСТИТЬ ЗА НЕГО». ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА.

Если тяжко на душе в ночь,

Прогоняю я тоску прочь.

Разрывая серых дней круг,

Мне на помощь поспешит друг.

Посидим, поговорим, дым…

Сигарету на двоих — с ним.

Он поймёт меня, и я рад.

Лучший друг — он, почитай, брат. 

Мы по кружке, по второй. «Спой!» —

Тихо скажет пьяный друг мой.

Я по струнам пробегусь, грусть

Пусть растает на душе, пусть…

На «Ютубе» есть и немудрёная солдатская песня, написанная бойцами 8-го «Барса» со строками: «Мы помним тот бой 6 мая, героев павших точно не забудем». В траурном списке есть и фото Алексея Бендерского.

Родители продолжают поиски

Отец Алексей Алексеевич и мама Галина Александровна так и не смирились со смертью сына. И сейчас ещё пересматривают сброшенное им с одного телеграм-канала видео: там украинцы ведут куда-то группу наших пленных с замотанными скотчем глазами.

Один из них так похож на сына, даже садится на землю, как Лёша — сперва отступив на шаг…

Пересматривают и видео с обменов военнопленными: а вдруг! Совпавшая ДНК — это наука, она сердцу ничего не говорит.

А супруге Марине и дочкам и по сию пору кажется, что вот-вот стукнет дверь, послышатся знакомые шаги, которые встретит радостный лай: это любимица Алексея собачонка Люська побежит встречать хозяина…

ОЛЕГ БЫКОВ