Издание «Рыбарь» посвятило МТ-ЛБ специальный арт. Здесь далеко не все вариации использования «Мотолыги»

Изделие 6

Как и где появилась на свет «Мотолыга», едва ли не ставшая военно-техническим символом спецоперации?

Случилось это в советском Харькове в 1960 году на знаменитом тракторном заводе ХТЗ. Тягач появился не на пустом месте, а от осознания двух истин.

Первая – предыдущий аппарат АТ-Л (артиллерийский тягач – легкий) хотя и отличался добротностью исполнения, но исчерпал все возможности для модернизации. Требовалось заметно нарастить мощность и тяговооруженность машины. По компоновке АТ-Л типичный грузовик с передним расположение МТО, поставленный на гусеничный ход.

Как только попытались нарастить мощность мотора выше 135 л. с., начались проблемы с распределением масс. Коробка переключения передач для более мощного двигателя добавляла и габариты, и массу.

В итоге тягач на слабых грунтах зарывался носом, а при резком замедлении намеревался перевернуться. Поэтому требовался артиллерийский тягач с нетрадиционной для 50–60-х годов компоновкой.

Второй причиной появления МТ-ЛБ стали изменившиеся требования к боевой технике. Машина должна была иметь низкий силуэт, высокую подвижность, уметь плавать и обладать легким бронированием. Вдобавок еще и отстреливаться из пулемета.

Конструкторам обрисовали задачу, которую никто раньше не решал – фактически можно говорить о технической революции. Впрочем, и времена были соответствующие – в 50–70-х страна создала такой задел на будущее, что мы до сих пор по инерции пользуемся его плодами. И МТ-ЛБ не исключение.


Артиллерийский тягач АТ-Л – непосредственный предшественник МТ-ЛБ

МТ-ЛБ

Говорить о «Мотолыге» исключительно как об артиллерийском тягаче нельзя. Пожалуй, это наиболее многофункциональная гусеничная платформа сначала Советской, а позже и Российской Армии.

Изделие выгодно отличается высокой подвижностью за счет мощного мотора 240 л. с., расположенного в центральной части корпуса-лодки. Помимо того, что улучшались возможности машины на слабонесущих грунтах, это позволяло неплохо плавать, не опасаясь критического дифферента на нос. Коробка передач расположена в переднем свесе, обеспечивая дополнительную защиту и уравновешивая груженую машину.

Высокая энерговооруженность поначалу несколько осложнила работу артиллерийских расчетов. Легко набирая 60 км/ч даже с орудием на сцепке, МТ-ЛБ вызвали перегрев гусматика в колесах артиллерийских лафетов. Доходило до того, что на многокилометровом марше шины просто разрывало от температуры. После нескольких инцидентов пришлось срочно дорабатывать колесный ход орудий.

Принятие на вооружение в 1964 году МТ-ЛБ увеличило подвижность артиллерийских батарей в среднем на 20–30 процентов. Основными буксируемыми орудиями для «Мотолыги» стали 100-мм противотанковые БС-3 и МТ-12. Спустя несколько десятилетий эти орудия водрузят на крышу десантного отделения МТ-ЛБ, переводя тягач-транспортер совсем в другой ранг.


Серийные и не очень варианты МТ-ЛБ

Сейчас многие иронизируют по поводу монтажа на МТ-ЛБ широкой номенклатуры вооружения на фронтах спецоперации. В этом ничего удивительного нет – «Мотолыга» еще на подготовительном этапе проектировалась в качестве универсальной платформы. В Харькове с самого начала создавали целое семейство бронемашин под различные нужды.

Самым известным, наверное, является семикатковое (обычный МТ-ЛБ с шестью катками на борту) шасси для 122-мм самоходки 2С1 «Гвоздика». Полное имя гусеничной машины – МТ-ЛБуш «изделие 26». «Гвоздика» по праву разделяет заслуженные лавры «Мотолыги» на спецоперации. Хотя для большинства задач самоходка уже устарела и подлежит замене более современной 2С34 «Хоста». 120-мм САУ также построена на шасси бессмертной уже «Мотолыги».

Семикатковая база получила продолжение в модели МТ-ЛБу с полностью обновленным корпусом-лодкой и 300-сильным мотором. Машина используется, в частности, в качестве носителя контрбатарейной системы «Зоопарк». В гражданском исполнении модель МТ-ЛБу известна как плавающий транспортер «Харьков».


Неосуществленные проекты на платформе МТ-ЛБ

Но вернемся к классической «Мотолыге», ставшей родоначальницей целой линейки специфической бронетехники.

Артиллерийский тягач со временем ушел на второй план, и МТ-ЛБ сменила сразу несколько профессий.

«Изделие 35» или боевая машина 9П149 противотанкового комплекса «Штурм-С».

Концептуально очень интересное изделие – приземистый силуэт серьезно осложнял обнаружение самоходного ПТРК, что еще недавно было весомым преимуществом. В настоящее время средства воздушной разведки фактически обесценивают столь специфическую машину, либо требуют больших усилий для прикрытия. Тем не менее «Штурм-С» работает на Украине. Как и машина для проделывания проходов в минных заграждениях УР-77, построенная на семикатковом шасси.


Машина НГ52П6 для временного хранения, транспортировки и установки ядерных мин.

Наверное, самым экзотичным способом использования шасси МТ-ЛБ стала специальная машина НГ52П6 для временного хранения, транспортировки и установки ядерных мин. Или станция засечки ядерных взрывов К-612-О из состава светотехнического комплекса К-612-ОК.

Импровизации на тему

С большими оговорками МТ-ЛБ можно использовать в качестве бронетранспортера пехоты. Оговорок несколько.

Во-первых, слабое бронирование не позволяет даже близко подходить с 11 десантниками к линии фронта. Как и в случае с БМП и БТР, пехота предпочитает перемещаться на крыше «Мотолыги».

Во-вторых, в конструкцию не закладывалась устойчивость машины к подрыву современными инженерными боеприпасами. Низкий силуэт означает близкое расположение экипажа и десанта к поверхности, что резко увеличивает поражаемость. Ни о каких демпфирующих креслах речь также не идет – МТ-ЛБ разрабатывалась в 60-е годы, когда подобные решения были далеко не в приоритете.

По моде того времени МТ-ЛБ умеет медленно, но все-таки плавать. Водометов нет – перемещение по водной глади за счет гусениц и кормовых гидродинамических отражателей. Аналогичным образом ведут себя БМП-1 и БМП -2.

Первые отечественные импровизации на базе МТ-ЛБ появились в Афганистане. Бойцы водрузили на транспортер 82-мм автоматический миномет «Василек». Появление такого эрзаца должно было навести военных на мысли о принятии на вооружение фабричного самоходного миномета. Но нет – ждали до 2020-х годов. Впрочем, проблема мобильных минометов до сих пор окончательно не решена в Российской Армии. Как писали в воспоминаниях,

«узел крепления «Василька» на крыше транспортера изготавливался из подручных материалов – из частей поврежденных автомобилей, например, из швеллеров от рамы «Урала», поддон миномета размещался на колесном диске».

Сейчас в зоне спецоперации нередко не ищут сложных путей и просто крепят «Василек» на крышу десантного отделения, не снимая с колесного хода.

Также в Афганистане отлично себя зарекомендовала модификация МТ-ЛБВМ, предназначенная для Крайнего Севера. Гусеницы машины получили расширители, удельное давление на грунт снизилось, и «Мотолыга» не имела равных в преодолении песчаных пустырей. Там, где вязли БМП и БМД, «снегоходные» МТ-ЛБ чувствовали себя превосходно.


МТ-ЛБ с флотской ЗПУ 56-П-542 обр. 1939 года. Пулемет ДШК


Корабельная 25-мм спарка 2М-3 на гусеничном шасси МТ-ЛБ где-то в зоне СВО.


Орудие С-60 на МТ-ЛБ.

Одна из наиболее экзотичных надстроек для МТ-ЛБ – пусковая установка МС-227 корабельного комплекса А-22 «Огонь».


На данный момент самая редкая модификация – МТ-ЛБ с установкой для запуска глубинных бомб РБУ-6000. По фотографиям ниже видно, что для самоходной установки выбрали несколько усеченный вариант бомбомета

По-настоящему раскрылся потенциал для импровизации с МТ-ЛБ в ходе спецоперации, что видно на изображениях выше.

Почему именно «Мотолыга»?

Во-первых, машин скопилось в Российской Армии не менее 50 тысяч. Они надежны и неприхотливы, с запчастями проблем нет.

Во-вторых, для МТ-ЛБ практически нет ниши для использования по прямому назначению – в качестве транспортера и артиллерийского тягача. Орудий, которые может буксировать «Мотолыга», не так много, а в качестве транспортера пехоты она слишком слабо защищена.

Вот и получается, что изделие годится лишь в качестве мобильной платформы для артиллерии и ракет, нередко работая с закрытых позиций.

Наверное, самым правильным решением стало бы массовое переоборудование МТ-ЛБ в технику огневой поддержки путем монтажа боевого модуля от БТР-82А. Тем более что такие изделия имеются в ограниченном количестве. Вместе с усиленным бронированием машины будут представлять серьезную угрозу для противника.


Блок 80-мм неуправляемых авиационных ракет Б-8М1 на шасси МТ-ЛБ.

ЗПУ-4 (4х14,5 мм пулемёта Владимирова) на шасси МТ-ЛБ.

Проще перечислить орудия, которые не монтировали на «Мотолыгу», настолько платформа оказалась востребованной и универсальной.

Классикой стала спаренная пушка ЗУ-23-2, упоминаемый выше миномет «Василёк», счетверенная установка ЗПУ-4 с 14,5-мм пулеметами, спаренными вертикально 25-мм автоматическими пушками 2М-3М и блок 80-мм неуправляемых авиационных ракет Б-8М1.

Совершенно экзотично выглядит корабельный бомбомет РБУ-6000 «Смерч-2». Многие уже успели поиронизировать насчет последнего изделия, но если орудие может эффективно и недорого уничтожить врага, то почему бы его не поставить на «Мотолыгу»?

Похоже, этим девизом еще долго будут руководствоваться армейские рембаты в зоне СВО.

Автор:
Евгений Федоров