ФОТО: VLADIMIR TRETYAKOV/SHUTTERSTОСK.СОM

Человек может умереть внезапно. В любом месте и в любое время. Однако, разбираясь в причинах ЧП на борту турецкого лоукостера, произошедшего в минувшие выходные, важно понять, какие промахи могла допустить авиакомпания и кому вообще не следует пользоваться авиационным транспортом. Подробности читайте в материале Царьграда.

В воскресенье, 17 сентября, на борту авиалайнера на глазах у ошеломлённых пассажиров умерла 17-летняя девушка. ЧП случилось во время перелёта аэробуса турецкой компании из Казани в Анталью. Пассажирке стало плохо уже через 10 минут после вылета. Она начала задыхаться. В агонии расцарапала горло, а потом потеряла сознание.

Два часа борьбы

На борту среди пассажиров были врачи – терапевт и анестезиолог. Именно они предприняли первые действия по оказанию экстренной медицинской помощи: приступили к непрямому массажу сердца и искусственному дыханию прямо на полу в проходе.

Тем временем командир корабля запросил экстренную посадку, и ближайшим приемлемым вариантом оказался казахстанский город Уральск. На посадочную полосу вызвали машину скорой помощи.

Через один час и 24 минуты после вылета самолёт приземлился. Но у трапа врачей не было. Машина приехала лишь спустя час после посадки борта. Поднявшийся в самолёт врач констатировал смерть пациентки.

КАЗАХСТАНСКИЕ ВРАЧИ ПРИБЫЛИ СЛИШКОМ ПОЗДНО. ФОТО: СКРИНШОТ ВИДЕО ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА SHOT

Версия первая – никто

Погибшая была инвалидом с детства. С мамой летела на отдых в Турцию. Жили они в селе под Набережными Челнами. Возможность отправиться к тёплому морю была для семьи долгожданным событием. Но во время взлёта начался приступ астмы, из-за которого остановилось сердце. Такова предварительная версия произошедшего.

Авиаперелёты для организма больных астмой и сердечной недостаточностью – потрясение. Даже обычные пассажиры чувствуют падение атмосферного давления. Перепад составляет величину, сопоставимую с подъёмом на гору высотой две тысячи метров.

У сердечников и астматиков по этой причине может начаться кислородное голодание, которое в сочетании с панической атакой способно вызвать остановку сердца. Только срочная медицинская помощь может спасти. Почему этого не учла мама?

Версия вторая – врачи

Согласно международной статистике, на просьбы экипажа авиалайнера о медицинской помощи находящиеся в салоне медики откликаются лишь в 40-50 % случаев. Врачи, летевшие из Казани, откликнулись и исполнили свой долг до конца. Два часа с лишним они предпринимали усилия по спасению человека.

Вот только борьба медиков за жизнь девушки на борту лайнера без нужных препаратов, без электродефибриллятора и кислородной маски оказалась безрезультатной.

Разумеется, есть вопросы к службе скорой помощи казахстанского Уральска, которая почти на час опоздала. Почему реанимационная бригада не приехала сразу? И, скорее всего, эти вопросы останутся без ответа.

Версия третья – экипаж и авиакомпания

На борту гражданского авиалайнера обязательно находится набор медикаментов и средств для оказания первой медицинской помощи. А бортпроводники обучены в нештатной ситуации оказывать первую помощь.

ВРАЧИ, ОКАЗАВШИЕСЯ НА РЕЙСЕ, ПЫТАЛИСЬ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ПАССАЖИРКЕ. ФОТО: СКРИНШОТ ВИДЕО ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА SHOT

Русские врачи, как мы уже знаем, на борту турецкого боинга были. Но их усилия не принесли результата, поскольку аптечка самолёта по возможностям не сильно превышала то, что есть в автомобилях, сообщают свидетели инцидента. Чем спасать?

А ведь есть мировая статистика, дающая возможность и представление о том, что может случиться в воздухе. Обзор медицинской периодики свидетельствует, что частота ЧП с пассажирами 1-го медицинского неотложного состояния (то есть требующего срочной помощи или госпитализации) составляет один случай на 604 рейса, или на 7700 пассажиров.

Есть даже анализ этих состояний. В 37,4% это головокружение и потеря сознания. В 12,1% случаев – респираторные симптомы, тошнота или рвота – 9,5%, кардиологические симптомы – 7,7%, судороги – 5,8%.

Почему на турецком борту не оказалось элементарного реанимационного набора? Соответствовал ли лайнер компании лоукостера тем требованиям, которые предъявляются сегодня к отечественным авиакомпаниям? Вопросы к следствию.

Умер, возвращаясь из свадебного путешествия

Трагические смерти в небе не редкость. Несколько лет назад страну потряс случай. Алексей (имя изменено) возвращался с молодой женой из свадебного путешествия по Испании рейсом Барселона – Челябинск. В полёте ему стало плохо. На борту оказался хирург, который провёл парню массаж сердца, сделал укол. Борт экстренно приземлился в Москве. Но почему-то скорая помощь приехала лишь через полтора часа, когда было уже поздно.

Он никогда не пил и не курил, всю жизнь серьёзно увлекался футболом, а в детстве не болел. И поэтому он не должен был умирать так рано!

– рассказали родные 24-летнего парня.

Было долгое расследование, много публикаций в прессе и несколько ТВ-шоу на тему того, кто виноват в том, что погубили здорового человека. Винили в этом администрацию аэропорта, которая якобы не пускала врачей на лётное поле.

Потом в интернете появился анонимный пост о том, что по заключению медиков был установлен так называемый «врождённый компонент». В юности это заболевание проявляется в виде незначительных болей. А спровоцировать развившуюся на фоне заболевания острую сердечную недостаточность могли эмоции, солнце, перелёт.

После огласили и официальное заключение: смерть спровоцировал алкоголь. Да, Алексей не был пристрастен к нему, но на отдыхе себе позволил. Плюс сказались перегрузки.

Умерла после лечения

В июне в самолёте, летевшем из Екатеринбурга в Сочи, скончался пассажир. Плохо ему стало за 40 минут до приземления. Ему делали массаж сердца, а у трапа встретила бригада реанимации, но….

В июне прошлого года скончалась пассажирка рейса Санкт-Петербург – Новосибирск. Женщина летела поле онкологического лечения. Смерть была моментальной, и находившийся в салоне врач ничем не мог помочь.

В сентябре прошлого года в питерском аэропорту Пулково пассажир умер в салоне ещё до взлета. Тоже проблемы с сердцем.

АЭРОПОРТЫ – РЕЖИМНЫЕ ОБЪЕКТЫ, И ДАЖЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ ПОПАСТЬ ТУДА НЕПРОСТО. НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ РАЗНЫХ СТРУКТУР ПОРОЙ СТАНОВИТСЯ ФАТАЛЬНОЙ. ФОТО: LEONID FAERBERG/GLОBALLООKPRЕSS

Кому противопоказан самолёт

Главный внештатный специалист Минздрава Московской области по общей врачебной практике доктор медицинских наук Роман Горенков приводит список заболеваний, с которыми людям лучше не летать, в противном случае возможны серьёзные проблемы со здоровьем и даже смерть:

  • хронические заболевания органов слуха;
  • хронические заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • венозная недостаточность;
  • бронхиальная астма;
  • психические заболевания;
  • артрозы;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • аллергии;
  • диабет;
  • беременность;
  • синуситы.

Перепады давления могут вызывать при нарушении компенсации дикие боли в ушах, сбои в работе сердечного ритма, отрывы тромбов, приступы удушья. А люди с психическими заболеваниями в замкнутом пространстве могут стать опасными не только для себя, но и для окружающих.

Не случайно пациентам с хроническими заболеваниями перед полётом лучше проконсультироваться с лечащим врачом.

Что взять с собой

Каждому из таких проблемных пассажиров лучше не летать вовсе, либо приняв меры предосторожности:

  • иметь под рукой аптечку со своими медикаментами от хронических болячек;
  • надеть компрессионный трикотаж – он немного компенсирует перепад давления;
  • принять седативный препарат, выспаться;
  • и никакого кофе, алкоголя или энергетиков.

АЛЕКСАНДР ОРЛОВ