ФОТО: ЦАРЬГРАД

В редакции Царьграда побывал человек удивительной судьбы. Олег Седиков – профессиональный строитель, всю жизнь трудится в этой отрасли, на его счету множество построенных объектов, работа в уважаемых организациях… А ещё на его счету вот-вот – ждём только решения Верховного суда – образуется долг в 13 миллиардов рублей.

Парад банкротств

Если крупные суммы исчезают, кто-то за это должен ответить. И не так уж важно, имеет ли назначенный виновник хоть какое-то отношение к пропавшим миллиардам.

В далёком-далёком 2002 году, когда в Европе ввели евро, в России НДПИ, а в Солт-Лейк-Сити провели зимнюю Олимпиаду, группа «Социальная инициатива» начала строить в Подмосковье жилищный комплекс «Западные ворота столицы».

«Инициатива» довольно быстро выдохлась и обанкротилась. Тогда правительство Московской области обратилось к почётному строителю России Михаилу Бабелю, учредителю группы компаний «ЭНБИЭМ». Под проект Бабель открыл в ВТБ кредитную линию на 5,5 миллиардов рублей, но что-то пошло не так – и через несколько лет в отношении «ЭНБИЭМ» также была начата процедура банкротства; впоследствии обанкротили и лично Бабеля.

На заслуженного строителя также завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (из-за чудес в другом девелоперском проекте), его даже посадили в СИЗО. Но через полгода выпустили под смешной на фоне исчезнувших сумм залог в 10 миллионов рублей.

На воле Михаил Бабель спешно загрустил по исторической родине, куда и убыл при первой же возможности. Из Израиля он через некоторое время переехал в США, где и проживает по сей день в комфортных условиях международного розыска.

Что до его юридических лиц, то Группу компаний он продал в Иркутск, где она благополучно и растворилась, а одну из дочек, ЗАО «ИСК ЭНБИЭМ», о которой речь пойдёт ниже, обанкротил.

Таким образом, жаждущие получить 14 миллиардов рублей кредиторы остались ни с чем. Согласитесь, довольно обидно терять подобные суммы. Поэтому кредиторы, среди которых, помимо ВТБ, выделялся «М2М Прайвет Банк» (также впоследствии обанкрочен), начали искать того, кто всё-таки отдаст им выведенные Бабелем деньги.

И, разумеется, нашли.

Виртуальное банкротство

Через шесть лет после прощания Бабеля с родными берёзками Арбитражный суд Московской области вынес решение в качестве субсидиарных ответчиков по долгам «ЭНБИЭМ», помимо самого Бабеля, признать двух бывших генеральных директоров этой компании.

Согласно закону, есть три повода для привлечения гендиров к ответственности по делам, связанным с банкротством.

  1. Если директор умышленно довёл компанию до банкротства.
  2. Если директор не подал заявление о банкротстве в месячный срок с момента обнаружения признаков неплатежеспособности.
  3. Если директор не передал арбитражному управляющему все запрошенные документы или исказил содержащиеся в них данные.

В случае с Олегом Седиковым, до середины 2013 года работавшим генеральным директором ЗАО «ИСК ЭБИЭМ», которое входило в группу компаний «ЭНБИЭМ», сработал второй пункт. По мнению Арбитражного суда Московской области, он в качестве генерального директора проигнорировал обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве вверенной ему компании.

При этом для определения даты возникновения обстоятельств банкротства удивительным образом во внимание принята только кредиторская задолженность организации, тогда как её, по документам Олега Седикова, вполне уравновешивали дебиторская задолженность и находившиеся в работе проекты. Но к этим словам ни суд, ни управляющий не прислушались. О причинах этого мы тоже поговорим в свой черёд.

В итоге колоссальный долг планируется повесить на строителя, который вообще не брал кредиты (такие решения – прерогатива Совета директоров) и ушёл из компании задолго до её банкротства. Более того, на момент его увольнения у ЭНБИЭМ вообще не было просрочек по кредитам, и эти документы есть у суда.

Пожар всё списал

Разумеется, хотелось бы подробнее исследовать оригиналы бухгалтерских документов тех лет, но есть одна небольшая проблема. 31 марта 2014 года Михаил Бабель подписал приказ №7-03/14, согласно которому вся архивная документация в срок до 14 апреля должна была быть собрана и перевезена в «отдельное оборудованное охраняемое бытовое помещение на территории коттеджного посёлка «7-я миля». Проще говоря, в деревянную бытовку.

Которая ровно через год, 16 апреля, благополучно сгорела со всем содержимым. В возбуждении уголовного дела было отказано. Зато большинство доказательств плодотворной финансовой деятельности Михаила Бабеля бесследно исчезли. И для его бывших генеральных директоров настали тяжёлые времена.

Доверчивый ВТБ

Интересный аргумент защиты Седикова состоит в том, что уже через год после его ухода из компании Банк ВТБ выдал «банкроту» кредит на 1,35 миллиарда рублей. Который ещё пару лет исправно обслуживался, хотя полностью возвращён не был.

На прямой вопрос судьи, каким образом кредит был выдан организации, по мнению арбитражного управляющего два года как находившейся в состоянии фактического банкротства, представитель ВТБ отвечал крайне неопределённо. В официальном же документе («Пояснения к заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности») банк утверждает, что получил недостоверную информацию о финансовом положении заёмщика. Между тем перед выдачей кредита сотрудники банка провели аудит «ЭНБИЭМ» – и остались вполне довольны увиденным.

Пять миллиардов и одна пенсия

Но если Седиков ещё борется в суде (сейчас в Верховном суде рассматривают возможность принятия его апелляции), то его коллега по несчастью Галина Перова, также занимавшая должность генерального директора в одной из компаний Бабеля, уже выплачивает «свой» долг согласно решению суда.

Живёт в Москве пенсионерка, которая на полном серьёзе должна несуществующему банку («М2М Прайвет Банк» обанкротился в 2017 году) 5 миллиардов рублей, которые понемногу вычитают из её пенсии.

В деле мог бы фигурировать совершенно удивительный документ – письмо Михаила Бабеля в суд, где тот заявляет о полной невиновности Галины Перовой и фактически берёт вину на себя. Этот документ на русском и английском языках написан в марте 2022 года, заверен американским нотариусом, но… не принят судом во внимание из-за отсутствия апостиля! Поясняем: апостиль для российского суда в США можно оформить только на территории посольства или консульства России, куда гражданин Бабель по понятным причинам являться категорически не хочет.

КОПИЯ ПИСЬМА М. БАБЕЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА РЕДАКЦИИ О. СЕДИКОВЫМ

Трогательная дружба

Кстати, о покойном М2М. В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2021 г. по делу № А40-251578/16 в рамках рассмотрения дела о признании несостоятельным (банкротом) публичного акционерного общества «М2М Прайвет Банк», в частности, перечислены потрясающие факты, говорящие о чрезвычайно тёплых отношениях между беглым предпринимателем и покойным банком:

Установлены факты предоставления кредитов заемщику Бабелю М.А. на нерыночных условиях, в частности, ссуды выданы под нулевую процентную ставку (от 11.07.2016 N 030-1/КФ-2016 и от 13.09.2016 N 012-1/КФ-2016), либо содержали условия о возврате основной суммы кредита в конце срока действия кредитного договора (от 17.07.2012 N 123-1/КЛ-2012 и от 16.11.2012 N 216-1/КФ-2012).

По ссудам заемщика Бабеля М.А. по следующим кредитным договорам: от 17.07.2012 N 123-1/КЛ2012, от 16.11.2012 N 216-1/КФ-2012, от 28.09.2009 N 140-1/КЛФ-2009, от 30.10.2012 N 203-1/КЛФ-2012 в период с 01.12.2014 по 09.12.2016 погашение основного долга по всем ссудам, предоставленным Бабелю М.А. не осуществлялось, а с января 2016 года вся задолженность по выданным кредитам переведена на счета по учету просроченной задолженности. Анализ условий, заключенных кредитных договоров выявил случаи многократной реструктуризации ссуд и их пролонгации.

Несмотря на плохое обслуживание Бабелем М.А. долга, ему были выданы две новые ссуды по кредитным договорам от 11.07.2016 N 030-1/КФ-2016 на сумму 100 тыс. руб., от 13.09.2016 N 012-1/КФ-2016 на сумму 2 300 тыс. руб., которые также не погашались заёмщиком.

Удивительно ли, что уже в 2017 году столь щедрый банк был признан банкротом, а обязательства перед ним перешли к Агентству по страхованию вкладов (АСВ)?

Там вообще функционировала интересная схема.

  1. Банк М2М выдаёт компании М.А. Бабеля кредит за кредитом. В это время советником председателя Совета директоров М2М работает М.А. Чернавин.
  2. Чернавин является также учредителем компании Shelmer Holding Ltd, зарегистрированной на Виргинских островах.
  3. Shelmer Holding Ltd оказалось учредителем ООО «ИнвестГарант», гендиректор которой С.А. Калмыков являлся также сотрудником ГК «ЭНБИЭМ».
  4. ООО «ИнвестГарант» являлось поручителем по кредиту, который М2М выдал Михаилу Бабелю…

СХЕМА БИЗНЕС-ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (О.СЕДИКОВ – ЦАРЬГРАД)

Красиво жить не запретишь

Арбитражный управляющий Денис Мирошниченко, привлечённый следить за банкротством «Энбиэм» почему-то аж из города Благовещенска, времени, мягко говоря, не теряет. Поскольку все расходы на «арбитражное управление» ложатся на должника, любитель малиновых пиджаков Денис Александрович тратит средства широко. Например, ООО «Регион-Финанс», сидящее в соседней комнате с самим Мирошниченко (г. Благовещенск, ул. Калинина, д. 103/1, офисы 507 и 508 соответственно), получает 100 тысяч в месяц за какое-то немыслимое количество обязанностей от ксерокопирования документов до приёма кредиторов. Какие именно кредиторы «Энбиэма» обращаются в Благовещенск, остаётся загадкой. По странному стечению обстоятельств в базе checko.ru указан контактный email denism073@*****, который обычно называет своим и сам Мирошниченко.

Помощница Мирошниченко Олеся Колесниченко получает ежемесячно 30 тысяч рублей за «Эффективную коммуникацию с арбитражным управляющим» и другие столь же полезные функции.

ИП Радомская А.О. получает по 30 тысяч рублей за то, что у неё уже три года арендуют нежилое помещение для выполнения важных функций. Олег Седаков комментирует:

В источниках легко найти, что у Дениса Мирошниченко сейчас порядка 50 дел. Если он с каждого берёт по 30 тысяч рублей за аренду помещения, у меня возникают серьёзные вопросы.

Менее чем за два года (по 01.04.2022) эти уважаемые люди и организации получили более 3,2 млн рублей из кармана человека, до сих пор официально даже не признанного должником. Ещё 1,2 млн руб. заплачено привлечённым специалистам в разовом порядке.

Счета и поток

Арбитражный судья по делу – тоже персона неординарная. Когда в своё время Пётр Морхат подавал документы на вакансию в Верховный суд, члены коллегии его спросили:

А вот есть информация, что у вас более 70 счетов, с различными суммами. Поясните такое количество.

«Внятного ответа от кандидата не дождались и после совещания в рекомендации отказали», – резюмируют авторы портала «За Закон».

Через несколько лет Морхат всё-таки удостоился рекомендации к повышению – правда, на сей раз в Арбитражный суд Московского округа. При общении с коллегией он сообщил, что в областном арбитраже на одного судью приходится 645 (!) банкротных дел в месяц.

При восьмичасовом рабочем дне это примерно 20 минут на одно дело. О какой глубине рассмотрения, о каком объективном разбирательстве вообще идёт речь? Будем честны: в большинстве случае судьи просто одобряют решения арбитражных управляющих, не вникая в суть вопроса.

Аргументы и подсчёты

Соответственно, и суды проходят однотипно. Рассказывает Олег Седаков:

В деле присутствует один документ – это баланс компании в 2012-14 годах, подписанный моим преемником – человеком, который принял дела в компании. Этот баланс явно показывает наличие как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Причём дебиторская задолженность превалирует над кредиторской, но это никто не учёл. Больше никаких доказательств суду представлено не было – только рассуждения. Приведён, например, пример некоей компании, которая обратилась в арбитражный суд в 2013 году, ещё когда я работал, о возмещении понесённых ею затрат на объекте. Но я уже потом, разбираясь в этой всей истории, узнал, что в 2015 году с этой компанией были произведены все взаиморасчёты и она продолжила свою работу на рынке, то есть проблема давно исчезла.

Откуда берутся астрономические суммы, тоже непонятно:

Если мы говорим, что стоимость всего объекта на тот период составляла порядка 10 миллиардов рублей, то сегодня уже только мне выдвигаются требования на 13 миллиардов рублей, Перовой выдвинули требования на 5 миллиардов рублей, ещё рассматривается дело на 7 миллиардов рублей по «Союзу Возрождения», который тоже связан с этим объектом. Итого 23 миллиарда!

Что с того?

Резюмируем странности по этому делу.

  1. Произвольный выбор «точки невозврата» в истории компании с уничтоженными документами.
  2. Наличие свидетельств в пользу того, что генеральные директора не принимали участия в финансовом обеспечении проектов Бабеля.
  3. Откровенно нерыночные кредиты, не раз выдавшиеся руководством банка М2М Бабелю, признаки сговора (к слову, руководивший ранее банком Андрей Вдовин также находится в бегах и заочно арестован российским судом).
  4. Странный выбор (при чём тут Благовещенск?) и сомнительные решения арбитражного управляющего, его хорошее знакомство с судьёй по делу (это подтверждает официальная аудиозапись заседания).
  5. Потоковый порядок работы судей, не дающий возможности объективно разобраться в деле.

И это лишь малая часть имеющихся данных – в рамках статьи мы просто не можем перечислить все интересные совпадения и необъяснимые решения, которые видны в документах, предоставленных редакции Олегом Седиковым.

Царьград направил запросы в ВТБ, АСВ и арбитражному управляющему. Нам ответили только из Агентства по страхованию вкладов: «Как конкурсный управляющий банка АСВ продолжает сопровождение процедуры банкротства Бабеля. В рамках этой процедуры по инициативе Агентства, в частности, был оспорен ряд сомнительных сделок» – без каких-либо подробностей.

Мы просим откликнуться людей, ставших жертвами аналогичных схем и вынужденных платить по чужим коммерческим кредитам – особенно если в их делах также фигурируют М2М, ВТБ или Денис Мирошниченко.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ