ФОТО: RRRAUM/SHUTTERSTOCK

То, о чём говорил Царьград в части существенного влияния финансовых спекулянтов на произошедший обвал рубля, когда национальная валюта стала одной из худших в мире, признали на самом высоком уровне.

Власть пока декларативно решила бороться с проблемой спекулятивного спроса на валютном рынке. Правительству и ЦБ пора бы разработать действующий механизм, который позволил бы контролировать отток капитала и снижение спекулятивного фактора.

За последние месяцы на финансовых рынках значительно выросла волатильность. Очевидно, что такие колебания затрудняют принятие инвестиционных решений со стороны бизнеса, предприятий, граждан. Правительству и Банку России необходимо активнее использовать имеющиеся инструменты, донастраивать их с учётом объективной ситуации. Здесь нужно работать с ограничением непродуктивного, спекулятивного спроса в экономике, контролировать отток капитала, мониторить поведение основных участников финансового рынка,

– заявил на недавнем совещании президент России Владимир Путин.

О том, что спекулянты могли влиять на обвал рубля в последние месяцы, мы сообщали ещё в начале августа, когда другие медиа боялись об этом даже заговорить.

К сожалению, динамика валютного курса намекает, что здесь есть заинтересованные игроки явно с приличным ресурсом – это точно не только импорт, но и экспорт. По два-три рубля скакать на нашем валютном рынке с нашими оборотами можно, если только есть хороший подпор, обычно создаётся потоками капитала – в нашем случае оттоком… Развернуться и бросить сейчас практически пять рублей с курса, ну, хорошо, четыре тоже можно, только на капитальных потоках… То есть экспортёры и импортёры – это не такие гибкие ребята, а даже если они вдруг становятся гибкими – начинают действовать как валютные спекулянты. Поэтому в этом случае между ними и валютными спекулянтами разницы нет, поэтому то, что мы наблюдаем сегодня, однозначно говорит, что на валютном рынке присутствует хороший подпор спекулятивного капитала. Кем, чем он вызван, почему он включился, как он работает, почему Центральный банк его игнорировал – не могу вам сказать,

– прокомментировал ситуацию в одном из выпусков программы «Царьград. Главное» экономист Евгений Надоршин.

Позже «Ведомости» сообщили, что в отношении валютных спекулянтов был разбор полётов на совещании у Владимира Путина с членами кабинета министров и главой Центробанка. Тогда Эльвира Набиуллина заявила, что банки не давили на рынок из расчёта на ослабление рубля – короткие позиции открывали отдельные трейдеры. Что это за компании – до сих пор остаётся тайной.

Удивляет, мягко говоря, и то обстоятельство, что чиновники ЦБ только думают над разработкой механизма контроля и санкций за валютные спекуляции, которые приводят к обрушению рубля.

Вот что думает о происходящем генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев:

Продажу валютной выручки, безусловно, можно вести, хотя эта мера полностью не решит проблему. У нас есть проблемы со структурой поступления валюты, которая не соответствует структуре существующего спроса на валюту. То есть поступает одних валют больше, а нужны для финансирования импорта другие валюты, и это уже проблема. Но если увеличить объёмы продажи валютной выручки в долларах и евро, то это дало бы какой-то эффект. Однако делать это нужно было раньше, как и применять ограничительные меры по отношению к крупным участникам финансового рынка, имеющим ресурсы для спекуляции.

Действительно, за одну торговую сессию ходить по три-четыре-семь рублей – это аномалия, которая должна быть подкреплена «мешком денег». Понятно, что ЦБ знает, кто владелец этого «мешка». Знает и допускает подобную волатильность. Какова же причина подобного поведения?

Выскажу гипотезу: главный финансовый спекулянт в России – это само государство Российское и аффилированные с ним хозяйствующие структуры. Любое расследование, которого, к сожалению, не будет, приведёт на разные этажи власти, где «слуги народа» и определяют – быть рублю лучшей или худшей валютой мира.

ЮРИЙ ПРОНЬКО