ФОТО: ROBSONPHOTO/SHUTTERSTОСK.СОM

Сытые времена закончились. К такому выводу пришли на Западе, проанализировав реальный эффект антирусских санкций за прошедшие полтора года. Рестрикции, введённые Евросоюзом, начинают работать, но не против России, а против самого Старого Света, разоряя малый и средний бизнес. Но самое чудовищное ждёт Европу впереди.

Хельсинки возводит новую «Линию Маннергейма». Страдают финны

Очереди из автомобилей на погранпереходе, тьма русских автономеров на стоянках, сплошная славянская речь в местных магазинах – такая картина была привычной для восточных финских регионов на протяжении последних тридцати лет. Но – с изменением курса Суоми на радикально антирусский положение резко изменилось, чего не могут отрицать даже близкие к властям медиаресурсы. Так, гостелерадиокомпания Yle сделала весьма удручающий в своём пессимизме материал о том, как выживают предприниматели в приграничье:

Некоторые компании, особенно у юго-восточной границы Финляндии, почти полностью существовали за счет русских туристов. Например, временно закрыты магазины и кафе сети Disas Fish, расположенные у границы. В тяжёлом положении находятся и другие предприятия, которые были ориентированы на клиентов, прибывающих из России. В начале июля спа-отель в Иматре начал коллективные переговоры, по итогу которых 20 сотрудников могут потерять работу. Одна из причин проблем – отсутствие русских туристов и рост цен.

ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА YLE.FI

Восточная граница Финляндии увядает, и это может пройти мимо правительства.
Экономическая жизнь на восточной границе Финляндии пришла в упадок с начала русской агрессивной войны. Влияние мер, включённых в правительственную программу, пока не известно.

Остановился и туристический поток жителей Суоми на нашу территорию. Нет больше круизов в Выборг, столь ценимых прежде финскими путешественниками, существенно сократился турпоток в Санкт-Петербург. Как следствие, тотальное банкротство туроператоров, одним из которых стала компания Saimaa Travel, долгие годы осуществлявшая рейсы в Россию.

Текущая ситуация в мире и растущие издержки вынудили нас принять трудное решение, и наша деловая деятельность будет прекращена. Была проделана большая работа, и мы два лета путешествовали по Сайме, но внутренний туризм не заменил поездок в Россию. Мы хотим поблагодарить вас, наши дорогие клиенты и партнёры, за то, что вы были частью нашего путешествия. Нам было приятно участвовать в создании для вас незабываемых впечатлений от путешествий и круизов на протяжении многих лет!

– гласит объявление на официальном портале фирмы.

ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ SAIMAATRAVEL.FI

«Дольче вита» закончилась

Впрочем, страдают не только страны, расположенные у границ России. Санкционная война, развязанная Западом, ударила бумерангом по основным туристическим направлениям, куда ездили в отпуск наши соотечественники. Конечно же, в первую очередь пострадала Италия.

 ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА THEGUARDIAN.COM

«Их отсутствие будет ощущаться»:
Италия опасается экономического удара, поскольку русские держатся подальше. Туристический сектор, виноделы и производители предметов роскоши ожидают спада, поскольку Италия поддерживает Украину.

И вновь о крупных проблемах, вызванных антирусскими санкциями, говорит западная пресса, которую очень трудно упрекнуть в симпатиях к нашему государству и его руководству. Тем не менее британская The Guardian, делая в прошлом году материал о состоянии итальянского турсектора, цитировала профессора бизнеса и менеджмента в Университете Луисс в Риме Костабиле:

Традиционно среднестатистический русский турист оставался в Италии пять и более дней по сравнению с двумя или тремя из большинства других стран, и они тратили примерно на 65% больше денег в день, чем среднестатистический турист. Я уверяю вас, отсутствие русских посетителей в этом секторе будет ощущаться.

Сбылись ли негативные прогнозы? В полной мере. Как утверждают европейские СМИ, ссылаясь на статистику туроператоров, поток путешественников из России в Европейский союз за 2022 год сократился на 90% (!), а в некоторые страны и вовсе прекратился. В частности, русские сандалии, туфельки и кроссовки больше не топчут землю Польши, Финляндии, Чехии, Литвы, Латвии и Эстонии. Не слышен там лязг колёсиков наших туристических чемоданов.

Болезненными оказались европейские рестрикции для производителей роскоши. Как известно, наши богачи, дети голодной перестройки и ревущих 1990-х, любили тратить крупные суммы на приобретение одежды, обуви, мебели с заоблачными ценниками. Санкции ЕС, по сути, похоронили множество фирм, специализировавшихся на данном бизнесе. Греческий город Кастория являлся последним в Старом Свете центром производства мехов. Тридцать лет главными покупателями были русские. После введения ограничений Брюсселем на вывоз предметов роскоши в Россию все магазины оказались закрыты. Попытки переориентировать рынок на Южную Корею оказались несостоятельны.

ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА REUTERS.COM

Меховая промышленность Греции на грани банкротства из-за санкций ЕС в отношении России

Неменьший удар понесли компании, завязанные на отечественную энергетику. Особенно это касается экономического локомотива европейского интеграционного объединения – Германии. Миллионы частных домов без тепла – это лишь одна часть картины невесёлого будущего для немцев, отмечала берлинский корреспондент The Guardian Кейт Конноли. Другой и, возможно, более серьёзной проблемой являются производственные гиганты, работа которых зависит от природного газа, такие как Thyssenkrupp, BASF и Bayer. И сотни тысяч малых и средних предприятий, с которыми они связаны.

Представители промышленности предупредили, что последствия будут ощущаться в каждом продукте – от строительных материалов, синтетики, пестицидов, дезинфицирующих средств, упаковки и полупроводников до производства антибиотиков, вакцин против коронавируса и лекарств от рака. Цепную реакцию трудно предсказать, но, вероятно, она будет значительной,

– пишет журналист британского издания.

Действительно ли всё так плохо или мы преувеличиваем?

Скептики могут парировать, дескать, всё это частные примеры, вырванные из общего контекста. Но полагать так – значит, намеренно вводить себя в заблуждение. Европейская статистика фиксирует нулевой рост, статистика показывает со второй половины 2022 года увеличение банкротств на фоне очень скромного создания новых фирм, отметил в комментарии «Первому русскому» руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов:

В первую очередь банкротятся мелкие и средние предприятия. Закрываются возможности для того, чтобы зарабатывать. Финляндия потеряла русский рынок, возможности зарабатывать на нём. Финляндия вступает на путь, по которому уже достаточно далеко ушли прибалтийские страны. Это разрушение всяческого производства, особенно обрабатывающего, транзитной торговли, портового хозяйства.

Наиболее пострадавшие отрасли после начала конфликта ЕС с Россией – обрабатывающая промышленность, химическая промышленность, сфера услуг, говорит эксперт. Проблемы в сфере услуг особенно трудно игнорировать, потому что предприятия, которые ранее процветали – а это масса мелких фирм, магазинчиков, сервисных центров самого разного типа, – оказываются в режиме выживания. Всё, что касается машиностроения, автомобилестроения в том числе, очень пострадало. В перспективе ситуация будет ухудшаться. Но главное негативное ощущение – это сфера услуг. Здесь люди потеряли работу и доходы в наибольшей степени.

Европейцы после потери отечественного рынка потеряли в доходах, переходят в режим экономии, а это сказывается в первую очередь на посещении кафе и ресторанчиков, культурных мероприятий. То есть теряют доходы те, кто не имеет прямого отношения, допустим, к нефтепереработке, антирусским санкциям. Их выручка падает, клиент уходит. А в ЕС в сфере услуг занято наибольшее количество людей. Именно здесь следует ожидать накопления проблем в наибольшем масштабе,

– разъясняет Василий Колташов.

При этом в крупной промышленности западные производители ищут и находят пути обхода санкций, ввозят в Россию детали и запчасти. Но уровень достатка работников еврозоны всё равно падает. К тому же заместить потери от санкций Евросоюз не сможет по целому ряду секторов. Например, по туристическому, но не только. Теряются ранее доступные возможности заработка на сырьевом характере русской экономики. ЕС производил топливо и масла напрямую из нашей нефти. Сейчас они это делают из русской нефти, получаемой из Турции, скажем.

ЕС теряет привилегии, которая Россия давала ему за то, что он покупал наши ресурсы в огромных объёмах. Европейские переработчики в перспективе будут банкротиться из-за этих потерь. А у России появляется возможность создания собственных производств, которые будут дублировать прежние европейские. ЕС вошёл в период продолжительной деградации. К тому же и американцы заинтересованы в сокращении европейской промышленности,

– считает эксперт.

Впрочем, главные проблемы ждут Европу впереди. Прошедшие с момента начала специальной военной операции полтора года – лишь разогрев перед мощным ударом. Проблемы по энергетике, машиностроению и прочим отраслям носят отложенный характер, уверен экономист и финансист Александр Лежава. Об этом он заявил в комментарии Царьграду:

Здесь основной удар будет по Германии и странам Северной Европы. Реальные последствия мы увидим где-то к концу 2023 года. Это будет связано и с ростом безработицы, и с сокращением объёмов производства. Взять хотя бы компанию Siemens. Насколько я могу судить по котировкам её акций, она здорово «пролетела», уйдя из России.

Беда для Евросоюза в том, что Россию нужно не только «импортозаместить», но и себя следует «экспортозаместить». Мы-то свою нефть и газ нашли куда пристроить – пусть и не в полном объёме, но «вытащили» Китай, Индия и прочие дружественные страны. А вот где искать рынок сбыта европейцам?

В ЕС производят высокотехнологичную продукцию, но число стран, которые могут приобретать её, достаточно ограниченно. Одной из таких является Россия. Американский и европейский рынки такой продукцией насыщены, а Африка не имеет в достаточном количестве производств, нуждающихся в такой высокотехнологичной продукции. И заместить Россию в этом плане Западу не удастся. Россия имеет потенциал импортозамещения европейской продукции. ЕС потенциала «экспортозамещения» России не имеет. Поэтому к концу года мы увидим череду банкротств и очень серьёзные изменения в настроениях в Западной Европе,

– подчёркивает специалист.

Что с того?

Бесспорно, антирусские санкции ещё аукнутся Европе: удавка в виде экономических ограничений, которую страны ЕС пытались набросить на Россию, не сработала. А вернее – обернулась бумерангом, разоряя их бизнес. Вопрос только в том, насколько хватит терпения у тех, кто оказался затянутым в эту петлю по воле США.

Глобальная инфляция резко возросла. Европейским потребителям пришлось дорого заплатить, чтобы обеспечить себя альтернативными источниками энергии, а правительства увеличили бюджетный дефицит, чтобы смягчить последствия для бизнеса и домашних хозяйств. Это привело к напряжённости между теми странами, которые могли себе это позволить, такими как Германия, и теми, которые не могли,

– резюмирует британское агентство «Рейтер» итоги начатой американцами санкционной войны для Европы.

Что же, таков выбор Старого Света. Хотя правильнее сказать, этот выбор за старушку Европу сделала администрация Джо Байдена. За то и расплачиваются.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»