ФОТО: APIRAKTHANAKORN/SHUTTERSTOCK.COM

Компания Neuralink Илона Маска сообщила, что власти США разрешили ей испытывать на человеке вживление чипов в мозг. До этого в ходе экспериментов погибли более 1,5 тыс. макак, свиней и мышей. Если человек окажется новым подопытным для компании, то это станет первым в истории примером не имплантации сложного медицинского устройства, а полноценного чипирования гаджетом, связанным со смартфоном и повышающим умственные способности носителя. Чем это чревато и почему радоваться совсем не стоит?

Человек – подопытная крыса

26 мая компания Neuralink сообщила, что получила долгожданное разрешение от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA) на проведение испытаний вживления чипов в мозг человека. Отсутствие этого разрешения и было главным препятствием на пути компании.

Мы рады сообщить, что получили одобрение FDA на запуск нашего первого клинического исследования на людях! Это результат невероятной работы команды Neuralink в тесном сотрудничестве с FDA, представляющий собой важный первый шаг, который однажды позволит нашей технологии помочь многим людям,

– сообщила компания в своём посте в Twitter*, на который Маск сделал ретвит с пометкой «Поздравляю».

В сообщении также сказано, что набор добровольцев пока не открыт, о нём будет сообщено дополнительно. Собственно, испытания на людях – это обычно финальный этап в разработке любого изделия, предназначенного для человека. Последнее препятствие, таким образом, рухнуло.

Интересно, что в отношении Neuralink в конце 2022 года было инициировано расследование по делу о жестоком обращении с животными. Как сообщило Reuters, провести следствие потребовал федеральный прокурор, делом занялся генеральный инспектор Министерства сельского хозяйства США.

В целом компания убила около 1500 животных, в том числе более 280 овец, свиней и обезьян, после экспериментов с 2018 года,

– сообщило Reuters со ссылкой на отчёты и документы, которые агентству предоставили бывшие сотрудники.

Причина высокой смертности животных, по их словам, в ошибках из-за спешки. Бывшие сотрудники заявили, что Маск всё время подгонял их, не давая передышек, требовал параллельного проведения тестов, которые должны были бы следовать друг за другом.

Мы могли бы позволить тяжело больным людям снова использовать свои руки и ходить, вести нормальную жизнь,

– написал Маск своим сотрудникам 8 февраля в 06.37.

Через 10 минут он добавил:

В общем, мы просто движемся недостаточно быстро. Это сводит меня с ума!

Удивительно, как на этом фоне Neuralink вообще смогла получить разрешение на испытания на людях. Ведь расследование ещё продолжается. Рискнём предположить, что Neuralink наверняка засекретит отбор испытуемых людей. Просто для того, чтобы в случае смерти об этих пдопытных никто не знал и чтобы они просто исчезли как пропавшие без вести. Фабрика по негуманному убийству животных в результате нейробиологических экспериментов теперь готова применить это к людям.

Три шага в бездну

В 2019 году мы писали о первой большой презентации проекта, в ходе которой Маск объявил о создании интерфейса «мозг – компьютер». Именно тогда были заявлены медицинские цели проекта – чипы в мозгу, обещал Маск, помогут парализованным пациентам, людям с повреждениями опорно-двигательного аппарата и болезнью Паркинсона работать на компьютере и вести полноценную жизнь. Эти благие цели – первый шаг.

В 2020 году, однако, цели Neuralink стали более понятны. Проект явно забуксовал, и для того, чтобы вдохнуть в него новую жизнь, Маск запустил в Twitter* рекламную кампанию из целой серии твитов, в которых, собственно, и проговорился о реальных целях.

Если ты не можешь победить их – присоединяйся к ним. Вот суть миссии Neuralink… Речь идёт о создании эффективного симбиоза искусственного интеллекта и человека. Мы сможем больше не беспокоиться о каком-то «злом ИИ-диктаторе». Мы сами станем искусственным интеллектом,

– уверял тогда Маск.

Сам по себе симбиоз – это сочетание одного и другого, стоящего на равных чашах весов. И очевидно, что эволюция человечества не может и ни в коем случае не должна равняться такому прикладному явлению, как ИИ. Хотя бы просто потому, что это именно человек создал ИИ в процессе эволюции, а не наоборот.

Таким образом, кроме медицинских задач и помощи пациентам, Маск стал обещать «гаджет для всех и каждого». Проект откроет дорогу кибернетическому усовершенствованию человека, говорил он. Технологией смогут воспользоваться миллионы людей по всему миру. Они смогут повышать вычислительную способность своего мозга, возможно, даже загружать в него новые языки или делиться своими мыслями с другими людьми на расстоянии.

Издание Independent тогда, например, писало, что человек с железкой от Маска в голове «сможет слушать музыку прямо с чипа в головном мозге», а сам Маск говорил, что чип Neuralink поможет контролировать уровень гормонов и использовать их в интересах человека, например, для снятия стресса или «улучшения способностей мышления». И это был второй шаг в сторону бездны.

Третий шаг – испытания вживляемых чипов на свиньях и макаках. В августе 2020 года Маск провёл презентацию, в ходе которой показал, как чип в мозгу свиньи по имени Гертруда передаёт тактильные импульсы с её пятачка в тот момент, когда она роется в поисках еды. Год спустя Маск уже показал обезьяну, которая играет в пинг-понг на компьютере якобы силой мысли.

Что это за чипы?

Изначально Neuralink разработала сверхтонкие провода, которые она назвала «нитями», а также машинку по их вживлению в мозг. В черепе человека будут просверливать четыре 8-миллиметровых отверстия и вживлять через них провода, не затрагивая кровеносные сосуды. Сам приёмник сигнала должен был располагаться за ухом человека – с виду он похож на слуховой аппарат.

Однако в 2020 году Neuralink создала другой чип –  без блока за ухом. Сам чип под названием Link и передатчик – одно целое, вживляемое в мозг. Устройство имеет размеры 23 мм на 8 мм (напоминает по форме и размеру монету). В чипе будут 1024 канала для передачи данных с мегабитной скоростью по Bluetooth. Связываться чип будет со смартфоном владельца на максимальном расстоянии в 10 метров. Зарядки батареи чипа хватит на весь день, а подзарядка будет производиться ночью во время сна при помощи беспроводного устройства.

Я должен сказать, что это важная вещь, потому что чип будет подключаться к вашему телефону, его приложение будет на вашем телефоне, а Link будет связываться с ним прямо из вашей головы посредством Bluetooth с низким энергопотреблением,

– говорил Маск в 2020 году.

Гаджеты в голове

Ученые всего мира на самом деле сильно обеспокоены тем, что намерен сделать Маск. Нет, человечество уже знает примеры вживления в человека электрических имплантов – например, кардиостимуляторов и иных узконаправленных устройств. Но Маск ведь говорит уже не о медицинской помощи больным, а о гаджете в голове для каждого.

Но, во-первых, вживление чипов в мозг – малоизученная сфера. Это же вам не кардиостимулятор, тут ведь мозг и нейроны, тонкие кровеносные сосуды. Было установлено, что при появлении в мозге инородного предмета вокруг него образуется рубцовая ткань, которая разрушает вживляемые провода. Доказательств того, что мозг не отторгнет чип и это не вызовет кровоизлияния с летальным исходом, нет. А при сотрясении мозга всё останется на месте? Или тоже – кровоизлияние и смерть?

Во-вторых, человек – не машина. Роботизировать человека при помощи нейроинтерфейсов – это означает создавать кого-то, кто не будет являться человеком, если он получит невиданные доселе когнитивные способности. Также это путь к сегрегации: кто-то будет «умнее» с железкой в голове, а кто-то – «низшим классом», так сказать, «без апгрейда». Первым будет открыта дорога на высокие должности, а вторые, например, станут лишь обслуживающим персоналом, мечтающим скопить денег и тоже чипироваться. Чем не сюжет антиутопии?

В-третьих, идея с передачей сигнала через Bluetooth не выдерживает никакой критики. Что будет, если сигнал перехватят злоумышленники? А если они смогут подключиться к каналу, дешифровать сигнал и послать его в изменённом виде обратно на чип, подключённый к нейронам мозга? А что будет, если приложение на смартфоне будет взломано?

Что с того?

Главные друзья Маска – трансгуманисты и футурологи, сторонники так называемого «постчеловека», «безграничного ИИ», которые восхищаются крионикой и радуются разработкам искусственной кожи и мышечной ткани, которые почти неотличимы от настоящих. Они полагают, что тело может стать искусственным, а своё сознание после смерти человек сможет «загружать» в него. Или вообще отказаться от тела, став частью информационного потока. Всё это – несомненно, гибель человека как существа на планете Земля.

При этом соблазн богатых людей стать «сверхлюдьми» не только в финансовом смысле слишком велик. Ведь Neuralink более чем на 60% финансируется частными инвесторами, а не государством.

Очевидно, что такие исследования должны быть прозрачными и проводиться только под строгим контролем всех стран, например, в рамках специально созданной организации. Эти исследования должны иметь сугубо медицинское, а не потребительское назначение, не должны предполагать какой-то модификации человека, слияния его мозга со смартфоном или ИИ, не должны превращаться в индустрию развлечений. Человечеству именно сейчас нужно осознать это не как возможности и сказки о сверхвозможностях, а как реальную угрозу.

ЕГОР КУЧЕР