ФОТО: UNGVAR/SHUTTERSTOCK.COM

Жители Видного бьют в набат – сомнительное «освоение» южной части лесного массива за 422 млн рублей обернётся уничтожением нескольких сотен деревьев, гибелью краснокнижных животных и невосполнимым ударом по природе. А главное – этот лес служит санитарной зоной, спасающей население от вредных выбросов с Московского коксового завода.

Жители административного центра Ленинского района Подмосковья в шоке: пока народ разъехался на майские праздники по дачам, в Видновском лесопарке началась масштабная расчистка территории под «благоустройство», как называют чиновники происходящее. Люди же уверены: творится настоящее экологическое варварство, результатом которого станет нанесение непоправимого вреда природе.

Начали рубку здоровых деревьев! Отмеченными под сруб стоят даже вековые дубы и красавицы-сосны! Несколько уже уничтожили. Это же самое настоящее варварство! Готовится основание под новые асфальтовые дороги пятиметровой ширины, и для этого подчистую уничтожаются хорошие деревья. Гуляли мы тут, в тихом лесу, воздухом дышали, а теперь будут мангалы, самокаты и туалеты,

– возмущаются местные жители.

Они уверены, что их попросту обманули. Так, по словам Гончаровой, ранее на собрании жителей было решено, что в рамках этого самого «благоустройства» не будет лавочек и мангалов, а дорожки пролягут по уже существующим маршрутам; туда проведут освещение и поставят детскую площадку, а также выполнят очистку леса от сухостоя и валежника.

Так обещали.

Но в реальности получится совсем иначе.

Для сноса деревьев привлекли мигрантов

…Южная часть Видновского лесопарка, рядом с которой проходит ул. Ольховая, сейчас испещрён, словно залысинами, широкими просеками со следами гусениц и протекторов от огромных колёс спецтехники. Одна тянется вдоль дороги, остальные уходят широкими бурыми линиями вглубь.

Повсеместно – кругляк: спиленные деревья, уже разрезанные на части. Опилки. Местами возле ещё не выкорчеванных корневищ валяются птичьи гнёзда.

Когда-то мы сами, без помощи властей, оборудовали здесь для детворы игровую площадку, которую теперь собираются снести, чтобы на этом самом месте поставить фудкорт – кафе и киоски. А взамен вроде как сделают новую, вот только будет она прямо рядом с проезжей частью. И что это будет?! Малыши должны дышать выхлопными газами? А если, не дай Бог, кто-то выбежит на дорогу?

– задаётся вопросом одна из жительниц ближайших домов.

ВОТ ТАК СНОСЯТ ЛЕС. ПОД КОВШОМ ЭКСКАВАТОРА ПАДАЕТ КРАСИВАЯ, ВПОЛНЕ СЕБЕ ЗДОРОВАЯ БЕРЁЗА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ

По соседству с пока ещё существующей детской площадкой обустроена база для рабочих. При виде нашей съёмочной группы, которую сопровождает большая группа местных жителей, бородатый мужчина (как нам объяснили, бригадир) быстро обходит поочерёдно каждый вагончик, где разместились трудяги, и оттуда один за другим начинают выбегать смуглолицые рабочие. Они быстро уходят куда-то в лес, натягивая на ходу спецовки.

Ага, прячутся! Боятся! Конечно! Сами признавались, что у них проблемы с разрешительными документами, вот и не хотят, чтобы их выловили. Мы уже не раз обращались в компетентные органы, но – без толку,

– констатируют горожане.

Видимо, наши видеокамеры их реально напугали: техника стоит в бездействии, а ведь ещё с утра, говорят люди, она гудела вовсю – и деревья трещали.

С самого раннего утра начинают пилить, ломать, корчевать, и так – до самого вечера. Шум стоит такой, что даже разговаривать приходится громче, чтобы услышать друг друга,

– делятся впечатлениями жизни рядом с будущим «объектом благоустройства» видновцы.

Спустя некоторое время, решив, надо думать, что мы ушли, в экскаватор запрыгивает водитель – и ковш, легко прорезав землю, выворачивает корни спиленной несколько часов назад берёзы. Но, завидев, что наша группа возвращается, техника снова замолкает, а рабочие, помогавшие экскаваторщику снаружи, торопливо уходят под пока ещё уцелевшие деревья. На наши вопросы, что они здесь делают, хмуро отвечают: «По-русски не говорить совсем».

Люди требуют признать лесопарк особо охраняемой территорией. Чиновники тянут время

Всего в южной части Видновского лесопарка намерены выпилить-вырубить-выкорчевать свыше 700 (по другим данным – порядка 2000) здоровых деревьев. Причём ветхие, высохшие деревья рабочие не трогают: мол, это не входит в круг их обязанностей.

РАБОТЫ В ЛЕСОПАРКЕ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

А на их месте, как выяснили люди, которые сумели достать план этого самого благоустройства, появятся парковки, мангальные зоны, спортплощадки, кафе, киоски, вход с постом охраны и даже запланировано футбольное поле – в лесу!

Мы ещё в прошлом году за свой счёт организовали сбор денег (получилось порядка 350 тысяч рублей), заказали экологическое обследование территории Видновского лесопарка. Его провёл природоохранный фонд «Верховье» и установил 30 редких и уязвимых видов флоры и фауны, которые нуждаются в охране. При этом в лесу, занимающем почти 410 гектаров, обитают 18 видов животных, а также есть два вида растений, занесённых в Красную книгу,

– говорит житель дома на ул. Ольховой Евгений.

Более того, люди поставили вопрос о признании южной части Видновского лесопарка особо охраняемой природной территорией (ООПТ). И региональные власти вроде как даже согласились с тем, что для этого есть основания: как-никак флора и фауна соответствуют требованиям, предъявляемым к ООПТ.

Вот только есть одна закавыка. Обсуждать этот вопрос «по существу» начнут только в июне. Понимаете? К тому времени всё, что надо вырубить для создания «рекреационной зоны», как именуется будущий объект благоустройства, будет вырублено. И спасать придётся только то, что останется (есть основания полагать, что те, кто уже запустил свои руки в лес, вряд ли остановятся на достигнутом).

Мы всё делаем по закону! Участок, о котором идёт речь, отдан муниципалитету регионом в бессрочное пользование. Мы предложили план по благоустройству, нам его одобрили. Всё заранее обсуждалось с жителями. И то, что есть недовольные, – ничего необычного. Так всегда бывает. Но есть и много тех, кто поддерживает нас. А кто будет содержать этот лес? На какие средства его приводить в порядок? Вот благоустроенная рекреакционная зона и будет работать в этих целях,

– утверждает в беседе с Царьградом замдиректора муниципального бюджетного учреждения Ленинского городского округа МО «Парк культуры и отдыха г. Видное» Павел Цуканов.

Ничего плохого в том, что будут вырублены сотни деревьев, Цуканов не видит: под топор пойдёт, по его словам, незначительная часть леса. А широкие дороги (три метра – пешеходная часть, плюс по метру с каждой стороны – откосы; для них и расчищают территорию) и прочие удовольствия – это только во благо людей, считает он.

Впрочем, у тех жителей 6-го микрорайона Видного, с которыми пообщались корреспонденты Царьграда, совсем иное восприятие того, что делается сейчас с лесом. Они открыто называют это беспределом. И даже готовы закрывать собой деревья от вырубки.

Некоторые результаты, к слову, такая принципиальная позиция уже принесла: к примеру, от идеи строительства футбольного стадиона посреди лесного массива власти уже отказались. По крайней мере, в этом нас заверил чиновник.

Под гусеницами гибнут краснокнижные растения

Вырубка деревьев проходит в рамках реализации госконтракта в Видновском участковом лесничестве, заказчиком по которому является как раз городской парк культуры и отдыха. А подрядчиком, выигравшим конкурс, стала фирма под названием «Стройспецсила»: она оказалась единственным поставщиком.

Сумма контракта впечатляет – более 420 млн рублей. Исходя из документов госзакупки, за эти деньги должны сделать сеть дорожек с гравийным покрытием и освещением, установить скамейки, урны, две беседки, детскую площадку и две спортивные площадки, горки для тюбинга и футбольное поле, а также пункты проката, кафе, киоски, места для выгула собак.

Естественно, чтобы установить все упомянутые объекты, без уничтожения зелёных насаждений не обойтись.

Изначальный проект освоения леса, говорят в беседе с Царьградом люди, вообще не предполагал вырубку здоровых деревьев – только 36 больных и аварийных. А снести под корень собираются свыше 700! И вместо «гравийных дорожек» закатают в асфальт 5-метровые тротуары.

Этот процесс уже запущен. Жители написали открытое письмо губернатору Подмосковья Андрею Воробьёву, требуя остановить уничтожение леса, который, по их мнению, станет «пустым».

То, что мы наблюдаем сегодня, – никакое не благоустройство леса и забота о комфорте людей, а начало глобальной вырубки единственного экологического фильтра для жителей Видного от зловредных выбросов Московского коксогазового завода, комбината «Гипсобетон», выхлопных газов Каширского шоссе и будущего дублёра МКАД!

– уверена Дарья, ещё одна жительница Видного.

…А рядом – коксовый завод

Упомянутый Дарьей коксовый завод – это «Москокс», входящий в группу компаний «Мечел», производственная мощность которого превышает миллион тонн валового кокса. Это – много. Очень много.

И производство топлива видновцы ощущают на себе, что называется, самым естественным образом: жалуются, что дышать трудно.

Иногда просто невозможно вдохнуть при открытых окнах! И чем меньше у нас лесов, тем хуже. Потому что это, можно сказать, наша санитарная зона – то, что хоть как-то спасает от вредных выбросов,

– считают люди.

И в очередной раз недоумевают, почему чиновники так упорно стремятся «освоить» Видновский лесопарк, не желая признавать его особо охраняемой природной территорией.

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова подтверждает: видновцы буквально засыпают природоохранное ведомство жалобами на резкий запах и невозможность дышать от выбросов с «Москокса»:

Предприятие давно загрязняет воздух вредными выбросами в Ленинском городском округе Московской области. Особенно от этого страдают жители Видного. Мы в течение двух лет регулярно фиксируем превышение содержания вредных веществ в месте, где расположен завод,

– отмечает Радионова.

По её словам, суды не раз признавали предприятие виновным в загрязнении окружающей среды, подтверждением чему служат десятки запротоколированных нарушений.

В январе уже нынешнего года Видновский горсуд признал недействительным разрешение «Москокса» на выбросы загрязняющих веществ, которое, утверждает Радионова, основано на недостоверной информации об инвентаризации источников выбросов.

ВИДНОВСКИЙ ЛЕСОПАРК. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Что с того?

И это обстоятельство – наличие вредного производства – ещё более вызывает удивление действиями местных чиновников, разработавших план вырубки леса – «зелёных лёгких» подмосковного города.

Как считает директор системы добровольной сертификации «Лесной эталон» Николай Шматков, по отношению к здоровью местных жителей происходящее может реально восприниматься как самое настоящее преступление.

Ценностью являются свежий воздух, вода, биологическое разнообразие. И когда людей именно сейчас, в сложной обстановке, которую переживает наша страна, лишают такой возможности – где-то погулять, сбросить с себя напряжение, побыть наедине с природой, можно считать, что это преступление. Вырубку таких лесов нельзя оправдать какими-то сиюминутными надобностями в какой-то застройке или в прокладке очередной трассы. Леса не вернуть потом,

– подчеркнул Шматков.

Царьград приступил к собственному журналистскому расследованию, целью которого мы ставим выяснить, кто стоит за идеей вырубки Видновского лесопарка (и каковы его настоящие цели), каков статус зелёной зоны и чем это грозит экологии и здоровью населения.

«Первый Русский» направил соответствующие запросы в адрес губернатора Московской области Андрея Воробьёва, министерства экологии и природопользования МО и администрации Ленинского городского округа. Мы просим предоставить подробную информацию по планам «благоустройства» южной части Видновского лесопарка и дать оценку экологическому ущербу, который будет нанесён природе этими действиями.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»