ФОТО: ANELO/SHUTTERSTОСK.СОM

Американские претензии к русским атомщикам на Запорожской АЭС, прозвучавшие в материале CNN, напомнили об опаснейших, но непрекращающихся экспериментах украинской компании «Энергоатом». Специалисты этой структуры не оставляют идеи о переводе всех «незалежных» реакторов на топливные сборки фирмы Westinghouse. Чем может обернуться такая «диверсификация»?

В предшествующие киевским майданам «вегетарианские» времена в атомной отрасли Украины всё было вполне благополучно. Четыре электростанции с их 15 реакторами «кушали» себе русское топливо, вырабатывали электричество и горя не знали. Однако в ноябре 2004 года в стране началась череда «оранжевых революций», и всё это «ядерное благолепие» зашаталось со всё более возрастающей амплитудой.

Назло «москалям»

Украинская мысль о том, что с зависимостью от русских тепловыделяющих элементов надо заканчивать, полностью оформилась к 2008 году. В Киеве долго не думали и оперативно заключили контракт на поставку топливных сборок с англо-американской компанией Westinghouse Electric Company, которая и начала снабжать АЭС своей продукцией уже в 2011-м. Тем, что «демократическая» западная технология абсолютно не заточена под «тоталитарные» реакторы ВВЭР, поначалу как-то не озаботились, а зря. Потому что проблемы начались практически сразу.

В апреле 2012 года из-за конструктивных ошибок, допущенных при проектировании тепловыделяющих сборок ТВС-W, был остановлен 3-й энергоблок Южноукраинской АЭС. Убытки «Энергоатома», по самым скромным оценкам, приблизились к 175 млн долларов. Работа блока была восстановлена лишь после того, как в реактор вместо бракованных импортных загрузили «родные» для него сборки, произведённые русским АО «ТВЭЛ». Инцидент привёл к тому, что «диверсификаторы» вынуждены были взять тайм-аут, продолжавшийся до 2016-го, когда на волне майданного ажиотажа Украина решила вернуться к сотрудничеству с американцами. И наступила на старые грабли.

И вот тут стоит пристальнее взглянуть на тех, кого Киев выбрал альтернативой проверенному временем «ТВЭЛу», – на мутную контору Westinghouse Electric Company. Почему мутную? Потому что в её послужном списке не только три банкротства, но и несколько совсем уж эпичных провалов. Таких как, например, неспособность завершить начатое еще в 2009 году строительство четырёх энергоблоков в Китае. Или до сих пор висящее в воздухе обещание завершить ещё четыре блока в США. Или несколько обвинений в нецелевом использовании средств, предъявленных не кем-нибудь, а ФБР. Плюс аварии на чешской АЭС «Темелин» и словенской «Кршко». На последней, кстати, сбой системы охлаждения на первом контуре реактора, ставший следствием разгерметизации одного из ТВС, произошёл как раз в 2008 году. В том самом, когда Украина назло «москалям» заключила с Westinghouse первый контракт на поставку аналогичных топливных сборок.

И вот в конце лета 2021 года начался очередной акт этого радиоактивного спектакля. Владимир Зеленский во время своего визита в США договорился с Westinghouse Electric Company о строительстве на Украине пяти атомных энергоблоков на сумму 30 млрд долларов.

Атомные риски

Понятно, что специальная военная операция внесла свои коррективы в амбициозные планы Зеленского. Но это не особо успокаивает тех, кто имеет отношение к ядерной энергетике. Причина проста – нагрузка на оставшиеся в ведении Украины три АЭС возросла, а они, мягко говоря, совсем не новые. Эксплуатировать их с топливом русского производства по понятным причинам никто не будет. И это значит, что Киев продолжит взаимодействовать со своим сомнительным контрагентом, о котором речь шла выше. Чем это грозит? На этот вопрос «Первому русскому» ответил доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов:

Если бы украинские специалисты в своём желании как можно быстрее перелицевать свою атомную отрасль под американские лекала действовали умно, их стремление, наверное, выглядело бы нормальным. Но то, как они работают в реальности, вызывает огромные опасения по поводу радиационной безопасности в Европе.

Эксперт по атомной энергетике Александр Уваров смотрит на проблему чуть более оптимистично, но и у него есть вопросы к Westinghouse:

Американцы после десятилетия проб и ошибок сумели сделать сборки ТВС-WR. По всей видимости, подсмотрев, как это сделано у нас. Но не пойман – не вор!

Проблема промышленного шпионажа, конечно, серьёзна. Но есть в этой истории момент и посерьёзнее – по словам ещё одного специалиста – энергетика Александра Быкова, в «подсмотренную» русскую технологию специалистами из США было внесено одно очень странное изменение, а именно – только в ТВС-WR, предназначенных для использования в реакторах, произведённых в СССР и России, циркониевые элементы заменены стальными. И это не может не отразиться на их эксплуатационных качествах.

Что с того?

В марте нынешнего года стало известно о том, что Украина готова начать производство собственных топливных кассет. Нетрудно догадаться, в кооперации с кем она собралась это делать – всё с той же компанией Westinghouse Electric Company. И если этим планам суждено сбыться, то мир может стать свидетелем того, во что может вылиться «коллаборация» двух крайне сомнительных в профессиональном отношении партнёров – украинских атомщиков, готовых в угоду политической конъюнктуре идти на любые, самые безумные эксперименты, и фирмы, зарекомендовавшей себя ещё на Фукусиме. При этом производить они собираются отнюдь не детские игрушки, а ядерное топливо. Кто их остановит? А сами остановятся. Вместе со своими реакторами. Потому что процессы, происходящие в атомных котлах, не имеют отношения ни к национализму, ни к русофобии, ни к желанию западных жуликов от энергетики сорвать очередной куш.

АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС